ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 18 декабря, 2024 22:15

Центральный рынок в Архангельске: полгода после приватизации


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 24.04.2024 14:33:14
Центральный рынок в Архангельске: полгода после приватизации

Будущее центрального рынка в Архангельске интересует горожан, причём независимо от того, ходят ли они туда за покупками. Это по-прежнему одно из знаковых торговых зданий города. Хотя в последние десятилетия рынок собирал больше «шишек», чем позитивных отзывов. Побыв палочкой-выручалочкой в 90-е годы, по представлению многих он как будто и остался где-то в той эпохе. Другие, напротив, уверены, что именно здесь можно приобрести и свежие местные продукты, и вещи по хорошим ценам. Кто прав?


Напомним, что в прошлом году центральный рынок приватизировали: по итогам торгов 100% доли муниципалитета в уставном капитале ООО получила компания «Форшип». Договор купли-продажи был подписан почти ровно полгода назад — 20 октября. Этому событию предшествовали долгие дискуссии с участием главы Архангельска и городских депутатов. Беспокоились: сохранит ли объект своё назначение? Какая концепция позволит вывести его на уровень главного рынка региона? 

Об этом наш разговор с новым директором ООО «Центральный рынок» Светланой ШАДРИНОЙ.

- Светлана Владимировна, думаем, всем интересно знать, что будет происходить с центральным рынком, что изменится? Планы звучали грандиозные…

- Давайте исходить из того, каким был центральный рынок на момент приватизации. Последние годы он почти по всем параметрам находился в запущенном состоянии, приносил городу убытки или номинальную прибыль, которая на самом деле не говорила об экономической эффективности. Ни о каком развитии речь не шла.

А между тем объект ведь очень интересный! Думаю, вы согласитесь, что в любом городе рынок – это место притяжения и для жителей, и для туристов. Так должно быть и в Архангельске. К тому же у нас – единственный в регионе сельскохозяйственный рынок.

- Это направление останется ключевым?

- Да, этот статус по законодательству даёт преимущества. Но и предполагает ряд обязательств. Прежде всего на сельскохозяйственном рынке должна быть лаборатория, которая проверяет все без исключения продукты питания. У нас есть государственная лаборатория, причём помещения ей предоставлены бесплатно. Признаюсь, придя сюда на работу, я была поражена, насколько тщательно специалисты подходят к проверкам. Не знаю больше ни одной торговой точки в городе, где существует такой контроль. Продукты проверяются и до поступления на прилавок, и на протяжении всего срока хранения и продажи. В этом отношении можно только порадоваться, что сохранилось такое советское наследие.

Также немногие знают, что с арендаторами мы можем заключать договоры только на три месяца. Но это обеспечивает их сменяемость, например, когда речь идёт о сезонной торговле — арбузами и дынями, урожаем картофеля и так далее.

Кстати, именно статус сельскохозяйственного рынка позволяет здесь, в центре города, вести торговлю с машин. И конечно, мы будем этим правом пользоваться. Сейчас уже договорились о поставках арбузов по хорошей цене, ищем поставщиков капусты, которую у нас в регионе всё же не выращивают в нужном объёме.

Продолжим сотрудничество с местными фермерами — для них есть специально отведённые торговые места. Как вы знаете, на центральном рынке много мясной, рыбной, молочной продукции местного производства, северных грибов и ягод.

В целом же мы должны предоставить сельхозтоваропроизводителям 50 процентов площадей. Остальные торговые места, включая невостребованные, вправе выделить другим арендаторам под различные товары. Эта схема останется.

В то же время мы постепенно будем менять зонирование торговых мест, их размеры и наполнение в зависимости от потребностей покупателей. Мы видим, к примеру, что обычные обувь и одежда не востребованы в таком количестве, но большим спросом могут пользоваться вещи и продукты, которые отражают нашу региональную специфику.

- Что это может быть?

- Мы общаемся с производителями продукции в Архангельской области, а их в последние годы стало много. Сейчас как раз ведём переговоры с одним предпринимателем, который под своим крылом собрал нескольких таких производителей, готовится комплексное предложение: в его точке можно будет приобрести разные продукты - от сладостей до мясных деликатесов.

centr_rinok_1.jpg

В ближайшее время ждём арендаторов с хлебом и хлебобулочными изделиями, включая такие, которые можно увезти из Архангельска в качестве сувенира. Здесь ориентируемся в большей степени на туристов. Мы замерили трафик на входе: в день рынок посещают около 1000-1500 человек, и туристов среди них немало, особенно в будни. Хотелось бы создать у нас гастрономический центр туризма. Арендаторы эту концепцию поддерживают. В ближайших планах - сделать дегустационную зону. Дегустации будут проходить в основном для организованных туристских групп с целью знакомства гостей города с нашей северной кухней. Ну и с тем, чтобы они могли всё, что понравилось, тут же приобрести. Дегустационную зону откроем в апреле, самое позднее — в мае.

- Так скоро?

- Новым собственником поставлена задача максимально быстро вернуть трафик на рынок.

- Недавно стало известно о закрытии рынка у «Диеты». Возможно, что часть продавцов оттуда перетечёт к вам?

- Не исключаем, но есть нюансы. Мы придерживаемся принципа разнообразия ассортимента товаров. Зачем внутри одного объекта раздувать ненужную конкуренцию? Это не интересно ни поставщикам, ни арендаторам. То, что здесь представлено, должно быть на условиях, близких к эксклюзиву. Это ценят и покупатели. Учтите и то, что центральный рынок не такой уж и большой по торговой площади.

- Мы же говорим не только о продуктах, дегустациях и вкусной «сувенирке»? В регионе, в частности, много местных брендов одежды, аксессуаров.

- Рассматриваем и такие варианты. Вообще, мы хотим «отыграть» всю поморскую концепцию. К примеру, сделали предложение производителям мотособак - представить на нашей площадке свой оригинальный транспорт.

- Но турист же вот так с ходу не купит мотособаку...

- Нет, но, на наш взгляд, туристы даже за короткий визит должны как можно больше узнать о регионе, что здесь производят. Ну а приобрести ведь можно и удалённо. Мы расположены в самом начале главной туристской улицы города и в принципе готовы к диалогу с организациями из сферы туризма и товаров для туристов.

shadrina_rinok_2.jpg

- Уличную торговлю сохраните?

- Да, но в этом направлении также продумываются новые подходы. Как только позволит погода, территория со стороны улицы Выучейского вся будет в саженцах и рассаде. Уже подписан договор с северодвинским предпринимателем — владельцем питомника.

Стараемся перестроить саму форму взаимодействия с арендаторами, в том числе в части уличной торговли. За долгое время они привыкли к тому, что барахтаются в своём бизнесе сами. Мы же хотим выстроить совершенно другие, более партнёрские отношения. Отсюда и появление группы центрального рынка в социальной сети: надо активнее информировать покупателей о том, что у нас происходит. Создали общий чат с арендаторами. Стали вместе организовывать различные акции к праздникам. На 8 Марта, к примеру, встречали покупательниц с мимозами, сейчас готовимся к Пасхе и Дню Победы. Запустили точку кроссбукинга.

Опасения арендаторов были абсолютно очевидны и понятны. Они много чего пережили, вплоть до слухов о закрытии торговой площадки. Кстати, в итоге эти домыслы даже пошли нам на пользу. Сейчас период неопределённости позади. Арендаторы увидели, что мы меняем концепцию центрального рынка и при этом продолжаем работу.

Мы пытаемся изменить их отношение к самому месту. Сейчас заканчиваем ремонт комнаты, где продавцы раньше переодевались, потому что условия там были, мягко говоря, не очень. В ближайшее время заменим страшные туалеты. Повышаем культуру сервиса и культуру труда.

Скоро откроем бесплатную примерочную зону: она будет единая для всех покупателей, где бы они ни выбирали товар — на улице или в помещении.

- Чтобы не «за шторочкой на картоночке»?

- Да, удобный для всех цивилизованный формат. Я понимаю суть вашего вопроса, он действительно долгое время был больным, в том числе с позиции формирования городской среды.

- Да уж, гуляя по Чумбаровке, вдруг увидеть не всегда прибранные прилавки, голые манекены…

- Вот эти конкретные проблемы и надо решать. В целом же уличная торговля до сих пор многим интересна, она продолжает сохранять свою целевую аудиторию, свою атмосферу: прийти, поторговаться, сбить цену… Это целая традиция. И многие ценники вас удивят. Причём качество достойное. Давайте честно: сегодня практически все известные бренды отшиваются в Китае. Включая одежду, которую в разы дороже продают в торговых центрах.

Отмечу, кстати, что, несмотря на все сложности, которые здесь существовали, арендаторам удавалось удерживать свою клиентскую базу. И они очень хорошо чувствуют как традиционный спрос, так и новые тренды — маркетинг в крови.

- Какова сегодня заполняемость торговых мест?

- Пустых мест процентов 15, так и было изначально. Но дело не в арендной плате — таких жалоб практически нет. Скорее, это тоже о зонировании торговых площадей. Думаю, этот вопрос решится по мере реализации наших планов.

centr_rinok.jpg

- В связи с корректировкой ассортимента может ли получиться так, что кого-то из арендаторов, скажем с простеньким китайским текстилем, вы попросите освободить место?

- Это же всё про бизнес. Кто-то из арендаторов сам не увидит себя в новой концепции, кто-то не выдержит конкуренции. С кем-то, может, и не продлим договор в целях размещения на этом месте другого якорного арендатора. Также возможна ситуация, когда предложим меньшую площадь или иную точку.

Но, согласитесь, вряд ли туристы пойдут на центральный рынок за китайскими товарами. Наша задача убедить и гостей города, и горожан, что на рынке можно найти прежде всего то, что производится в Архангельске и Архангельской области.

- Что требуется сделать с самим зданием центрального рынка?

- На первых этапах мы будем больше внимания уделять внутреннему наполнению, а затем по итогам технического аудита приступим к обновлению здания и инженерных систем. Самая большая финансовая нагрузка связана с теплоснабжением, которое сегодня обеспечивается за счёт электроэнергии. Это колоссальные затраты. Нужно найти решение, которое и технически, и визуально, и экономически будет наиболее целесообразным. От него будем отталкиваться, планируя дальнейшие внешние преобразования.

У здания есть ещё и целый подземный мир: те же самые две с половиной тысячи квадратных метров площадей. Там находятся огромные камеры хранения, которые активно используются, но много пустого пространства с хорошими характеристиками. Часть камер мы в тестовом режиме предложили под услуги хранения товаров для физических лиц, уже заключили первые контракты.

- Как вы боретесь с теми, кто пытается торговать на территории центрального рынка нелегально? А также с беспорядочной парковкой?

- Может, кого расстрою, но присоседиться к нам так просто не удастся. Работает круглосуточная система видеонаблюдения. Кроме того, в штате есть контролёры, которые следят за тем, чтобы арендаторы занимали свои места и не было посторонних продавцов.

С парковками сложнее. Хотя их достаточно для тех, кто приезжает на рынок. Надеюсь, со стороны Выучейского нас выручит новый арендатор с саженцами. Очень ждём открытия площади Профсоюзов: ремонт пока очень сильно ограничивает транспортные потоки.

- По договору купли-продажи с администрацией города у вас есть обязательство сохранить профиль использования объекта и штатную численность в течение года. Про первый аспект мы поговорили, а как насчёт работников?

- Сейчас у нас штате 22 человека, и мы делаем всё, чтобы сохранить этих людей. Многие из них досконально знают историю и особенности функционирования рынка — для нас это очень ценный опыт. Сейчас им приходится работать в другом формате, темп ускорился, появились новые задачи. Но воспринимается это с энтузиазмом. Все понимали, что изменения необходимы. Учредителем оказывается максимальная поддержка.

Понятно, что для проектных, строительных и других сложных работ мы будет привлекать специалистов со стороны. Возможны и объективные перестановки в штате. Например, при таком обилии холодильного и другого электрооборудования у меня нет штатного электрика. Думаю, он нужен не на аутсорсинге.

- Презентацию новой концепции центрального рынка пока устраивать не планируете?

- Для презентации ещё рано — слишком мало времени прошло. Но, как видите, мы готовы рассказывать, какие цели поставлены и о первых небольших результатах.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей