Анастасия НЕЗГОВОРОВА, Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото https://ru.depositphotos.com/, Алексея Липницкого и Павла Кононова (http://dvinanews.ru/) | 29.03.2020 19:00:26
Меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в России становятся жестче. Больше всего пострадали предприниматели, работающие в сфере туризма и гостиничного бизнеса, общепита, розничной торговли, за исключением продуктового ритейла, сферы услуг. Каждый день – борьба за существование.
В аппарат уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе Архангельской области обращения поступают ежедневно.
«Падение выручки по ряду направлений достигает 40-70%. В зоне особого риска — туроператоры и турагентства, выкупившие зарубежные путевки, по которым федеральные операторы вынуждены приостанавливать выплату средств в связи с аннулированием туров. При этом к ним поступают судебные иски со стороны клиентов. С ростом спроса на продукты и предметы первой необходимости снижается выручка по иной розничной торговле и общепиту», - отмечает бизнес-омбудсмен Ольга ГОРЕЛОВА.
Турбизнес в изоляции
Сегодня у местных туроператоров практически нет заявок на летний сезон, который, можно сказать, кормит их весь год. С 27 марта в России прекращено регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. Исключение составляют лишь рейсы для вывоза россиян из-за рубежа. Из Архангельска после 20 марта чартерные рейсы в Тунис и Турцию так и не состоялись. Об этом сообщил председатель правления Архангельской региональной туристской ассоциации, директор турагентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ.
По словам генерального директора туристско-экскурсионной компании «Помор-Тур» Сергея НИКУЛИНА, ситуация с внутренним туризмом не такая острая, как с «зарубежкой», но тоже сложная.
«В туры по региону включено посещение музеев, различных экскурсионных объектов. Но в Архангельской области почти все они сейчас закрыты. На Соловках большую часть экскурсий проводит музей: если и он будет закрыт — экскурсий не будет. Конечно, туристы могут знакомиться с архипелагом и самостоятельно, но это уже не так интересно», - считает Сергей Никулин.
Далеко не у каждого туроператора есть запас прочности, чтобы пережить этот трудный период. Как поясняет Александр Белецкий, непосредственно в турфирмах работает более 450 человек - многие из этих людей могут потерять рабочие места.
Между тем турбизнес тянет за собой и другие направления – гостиничный бизнес, рестораторов, перевозчиков, изготовителей сувенирной продукции и многих других.
Это форс-мажор!
«На ситуацию в турбизнесе сказались валютный кризис, страх людей путешествовать в такое неспокойное время и, конечно, ограничительные меры. Резервов в нашей сфере уже практически нет. Это настоящий форс-мажор. Отрасль еще не скоро возродится после таких потрясений. Этот год для всего турбизнеса станет катастрофическим! Боюсь, что около половины предприятий погибнет, другие — переждут», - считает Александр Белецкий.
В Правительстве РФ разрабатывают меры поддержки, среди которых — отсрочка по налоговым платежам для турбизнеса и авиаперевозчиков, освобождение туроператоров от взносов в «Турпомощь». Планируется разработать порядок компенсации туроператорам убытков, связанных с невозвратными авиабилетами.
«Пандемия рано или поздно пройдет, как и отсрочка по платежам. Но к тому времени денег уже может не остаться. Резервы, которые есть сегодня у некоторых туроператоров, в ближайшие месяцы пойдут на зарплату работников. Что делать дальше? Подавать на банкротство? На мой взгляд, ситуацию могло бы спасти объявление форс-мажора», - уверен председатель правления региональной турассоциации.
Режим экономии?
Серьезные проблемы возникли и в гостиничном бизнесе. Февраль для него и так считается сложным, но март оказался еще сложнее. В гостиницах отменяют различные мероприятия, которые обычно приносят хороший доход, постояльцев становится все меньше.
У опытного вельского предпринимателя Татьяны ЛЮБАРСКОЙ — несколько гостиниц и предприятий общепита. Сейчас она и ее партнеры по бизнесу столкнулись с резким падением выручки.
«На конец марта у нас отменили все заказы. Посетителей с каждым днем все меньше, командированных почти нет в связи с ограничениями на поездки. На следующий месяц заявок не поступало. В апреле нужно платить налоги, зарплату, но средств уже не хватает», - говорит Татьяна Любарская.
По мнению предпринимателя, отмена мероприятий связана не только с ограничительными мерами: люди боятся, что могут остаться без работы, поэтому включают режим экономии.
«Мы не знаем, чего ждать, как планировать свою деятельность, чтобы снизить потери. Отпускать сотрудников и «замораживать» бизнес или продолжать работать? На «удаленку» людей мы отправить не можем — в нашем деле они нужны на месте», - добавляет Татьяна Любарская.
Сообщающиеся сосуды
В соответствии с указом губернатора Игоря ОРЛОВА, в Архангельской области приостанавливается работа кинотеатров, предприятий, работающих в сфере культурно-развлекательного досуга, отдыха и развлечений.
Конечно, подобные меры важны и нужны: ситуация с распространением коронавирусной инфекции в мире и в нашей стране очень серьезная. Но как смягчить удар, который сейчас пришелся на бизнес? Большая часть предпринимателей останется без доходов на неопределенное время, и на восстановление деятельности им потребуются огромные ресурсы. Не все найдут возможность переориентировать свой бизнес. Многие уйдут с рынка. А значит, снизится количество налогоплательщиков.
«Экономика – это сообщающиеся сосуды. Важно правильно подойти к мерам поддержки бизнеса. Чем больше мы дадим послаблений сейчас – тем значительнее уменьшатся поступления в бюджет по итогам года. Нужно скорректировать поддерживающие меры так, чтобы они были максимально эффективны и при этом не отягощали бюджет. Убытки несут обе стороны: и бизнес, и государство», - подчеркивает Ольга Горелова.
Бизнес-омбудсмен направила в адрес Правительства Архангельской области пакет первоочередных мер, которые необходимо принять в ближайшее время, чтобы не допустить закрытия предприятий микро- и малого бизнеса.
Ольга ГОРЕЛОВА в режиме онлайн рассказывает предпринимателям обо всех изменениях. Актуальную информацию можно получить в telegram-канале бизнес-омбудсмена (https://t.me/businessombudsman29) или на сайте бизнес-защитник.рф
Мнение бизнеса
Надежда ПОНОМАРЁВА, директор «Северной мануфактуры»:
- Мы на рынке десять лет, занимаемся производством товаров народных художественных промыслов. Каждый год, примерно в этот период заключаем контракты с различными бюджетными организациями — на сувенирную продукцию, корпоративные подарки, праздничную атрибутику. Планировалось, что в ближайшие несколько лет эти контракты принесут нам порядка пяти миллионов рублей. Но сейчас практически все заказы отменились, даже те, где мы уже были определены как поставщики, разрабатывались договоры — оставалось поставить подписи. Понятно, что руководители бюджетных учреждений страхуются, у нас не жизненно необходимый товар. Однако история очень печальная.
На март еще хватит денег на зарплаты и другие текущие расходы, а на апрель, если ситуация будет развиваться так, как сейчас, уже нет. А в коллективе — двадцать человек, есть возрастные сотрудники, многодетные мамы. Режим удаленной работы для нас не подходит, так как оборудование мастерам домой не перенести. Пока стараемся устанавливать оптимальные графики.
Анастасия ХОТЕНОВСКАЯ, город профессий «НордВиль» («Титан-Арена»):
- Мы выполняем все требования, связанные с недопущением распространения вирусной инфекции. Установили обеззараживающие лампы, дополнительно закупили средства дезинфекции, ограничили количество посетителей до 50 человек одновременно — сразу, как только появилось такое распоряжение, объясняли детям в игровой форме, почему сейчас особенно важно соблюдать меры личной гигиены. Были готовы и приостановить деятельность, хотя для нас это очень больно. Период школьных каникул — сезон, на который мы всегда рассчитываем —, время, когда дети хотят развлекаться и получить заслуженный досуг.
Большую часть сотрудников будет тяжело перевести на «удаленку» — они работают с гостями непосредственно на площадке. Проводить что-то в режиме онлайн для поддержки лояльности нашей аудитории — например, поздравлять именинников - можно, но коммерчески абсолютно не эффективно. Это только имиджевая история.
Григорий РЯБОВ, генеральный директор ресторанного холдинга «Добро Про» («Чердак», «Почтовая Контора 1786 г.», REKA, «Svetsky Bar», «Студия 17», «Хурма», «Лавка Беккера»):
- Сейчас сложное время — это всем понятно, пострадали разные бизнесы. Но ресторанная индустрия если не больше всех, то точно входит в топ-3. Я общаюсь со своими коллегами не только из Архангельска, но и из других городов России. Ситуация просто катастрофическая. В нашем бизнесе фонд оплаты труда занимает в среднем около 30% в общем объеме издержек. А когда выручка твоих проектов падает где-то на 80%, а где-то на 90% - это просто кома.
Для понимания: в ресторанном комплексе REKA на завтрак обычно приходили 80-100 человек, вчера было пять. Официального предписания закрываться пока нет (временный запрет на работу появился вечером 27.03., после записи этого комментария - Прим. ред.), но при этом из всех рупоров звучит: «Ребята, никуда не ходите!» История про «больше пятидесяти не собираться» тоже сидит у всех в голове.
В таких условиях многие коллеги и двух месяцев не протянут — это зависит от конкретных проектов. Я понимаю коллег, которые ждут объявления форс-мажорной ситуации. Не говорить об этом нельзя.
«Это просто кома»: как коронавирус ударил по малому бизнесу в регионах
Еще до того, как российские регионы начали уходить на режим тотальной самоизоляции вслед за Москвой, основной финансовый удар пандемии приняли на себя представители малого и среднего бизнеса: парикмахерские, маникюрные салоны, студии квест-игр и прочие представители сферы услуг. Несмотря на то, что правительство России придумывает какие-то компенсационные схемы для смягчения последствий пандемии, бизнесмены не скрывают своего подавленного настроения. Впрочем, даже в этой ситуации некоторые предприниматели ищут новые пути развития, как минимум, на перспективу...
Региональные издания, входящие в состав журналистского объединения «Синдикат-100», собрали истории о том, как малый и средний бизнес пытается пережить нашествие коронавируса. «Новая газета» публикует несколько из них.