Илья ЛЕОНЮК. Материал подготовлен при партнерстве с ПАО Сбербанк | 16.11.2020 10:13:32
Снижение курса рубля подтолкнуло предприятия малого и среднего бизнеса обратить внимание на внешние рынки. Количество экспортеров растет, и большинство компаний стало развивать отдельные направления или линейки продуктов, ориентированные прежде всего на клиентов за рубежом. Такой подход позволяет диверсифицировать риски, получать валютную выручку и сохранять стабильность в непростых экономических условиях.
Больше всего экспортных контрактов заключается, конечно, в лесопромышленном комплексе. Такова специфика Архангельской области: 80% предпринимательского сообщества так или иначе связано с лесопереработкой, от пиломатериалов до готовых изделий – столешниц, дверей, эксклюзивной мебели из дерева.
Успешных экспортных проектов в сфере креативных индустрий в Архангельской области также немало. На международных торговых площадках быстро приобрели славу северные сувениры, кожаные эксклюзивные аксессуары. Кроме того, заявляют о себе талантливые дизайнеры из нашего региона, предлагающие свои стильные коллекции. Становятся популярными тарелки ручной работы, изделия из войлока. В Архангельске также налажено производство пряжи: изделия выпускаются по особой технологии, и у компании большой потенциал. Через электронные площадки товар экспортируется в Турцию, Японию, США, Канаду, Норвегию.
Не так давно в Архангельске прошло награждение победителей регионального этапа премии «Экспортер года». Эта всероссийская премия в области международной кооперации и экспорта присуждается организациям и индивидуальным предпринимателям, достигшим наибольших успехов в экспорте несырьевых товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. В состав комиссии, определяющей победителей, вошли представители Сбера, Российского экспортного центра, федеральных министерств и объединений предпринимателей.
Международный рынок с каждым годом становится все более динамичным, все больше компаний малого и среднего бизнеса пополняют пул международных игроков. В процесс поддержки экспортеров активно включились банки. Так, сегодня в Сбере готовы оказывать финансовую и нефинансовую поддержку, развивать цифровые инновационные площадки и сервисы по направлению ВЭД для бизнеса.
Пакеты услуг для тех, кто только начинает осваивать внешние рынки, появились и в рамках предложения «Зеленый день» – предприниматели могут получить их со скидкой. Например, оформив пакет услуг «ВЭД без границ» до 30 ноября, можно получить специальные условия по конверсии, сэкономив на валютных операциях с индивидуальным курсом покупки и продажи валюты. Предложение разработано для новичков ВЭД и подойдет тем, у кого нет цели и возможности разбираться в валютном законодательстве, но есть внешнеторговые контракты, кто проводит небольшие или нерегулярные валютные платежи.
Второе предложение также касается новых клиентов – участников ВЭД и действует до 30 ноября: предприниматели получают валютный контроль с тарифом 0,05% на 2 месяца, бесплатное открытие расчетного счета и поддержку персонального менеджера на русском языке. Также банк поможет оформить все документы, обучит вашего бухгалтера, проверит контракт и предупредит о рисках, окажет содействие в поиске зарубежного контрагента и проверит его благонадежность.
Несмотря на непростое время, Архангельской области удается сохранять и даже наращивать свои экспортные показатели: за первое полугодие 2020 года отгрузка товаров выросла на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И это не только продукция, но и высокие технологии. По данным регионального центра поддержки экспорта, архангельские IT-специалисты успешно интегрируются в мировой рынок, по заказу иностранных партнеров создают программное обеспечение для того или иного бизнеса или муниципальных учреждений.
Игорь САФОНОВСКИЙ, первый заместитель управляющего Архангельским отделением ПАО Сбербанк:
– Сейчас главное условие для выхода на международные рынки – это уникальность и качество продукта. Помимо традиционных отраслей – промышленности и сельского хозяйства, представители которых давно работают на международном рынке – мы видим, что растет востребованность решений отечественных IT-компаний и медицины. И несмотря на кризис, многие смогли не только удержать свои позиции, но и увеличить продажи. Если у компании есть что предложить на международном рынке, но недостаточно опыта, существуют инструменты и решения, которые помогут подготовить индивидуальный план выхода на экспорт, подобрать партнеров, получить все необходимые знания и навыки, чтобы пройти этот путь и войти в сообщество экспортеров. Мы в банке готовы поддерживать и предлагать такие решения для бизнес-сообщества, оказывать консультационную и экспертную поддержку компаниям региона в части внешнеэкономической деятельности.