ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 19 января, 2025 11:08

Должник социального значения: кредиторы подали на банкротство архангельского МУП «Спецтрест»


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 27.04.2021 12:18:40
Должник социального значения: кредиторы подали на банкротство архангельского МУП «Спецтрест»

В отношении архангельского муниципального предприятия «Специализированный трест по обслуживанию населения» инициирована процедура банкротства. Между тем на недавней сессии городской Думы на поддержку этого предприятия из бюджета было выделено более 20 млн рублей. Какое место сейчас занимает МУП на рынке ритуальных услуг? Почему и на каких условиях «Спецтрест» хотят сохранить?


Организация ритуальных услуг входит в компетенцию администрации города. Муниципальное предприятие в этой сфере занимается не только подготовкой и проведением похорон, что, в общем-то, представляет собой рентабельную часть этого бизнеса. У МУП «Спецтрест» есть как минимум две социальные функции, которые очень сложно передать частным фирмам.

Во-первых, это перевозка тел от места смерти до морга. На предприятии этим занимается круглосуточная служба. В 2020 году «Спецтрест» перевез 3787 тел. Финансовых компенсаций от города МУП не получает, хотя транспортирует умерших со всей территории Архангельска, включая острова, и самостоятельно оплачивает, в частности, переправу на буксире – сейчас это 8500 рублей.

Услуга перевозки для родственников является бесплатной. А организовывать прощание и похороны они, конечно, могут через любое, в том числе частное, агентство. «Спецтрест» вывозит около 74% тел, а оформляет в 54% случаев.

Вторая функция «Спецтреста» – захоронение невостребованных трупов: одиноких или бездомных людей. К примеру, в 2020 году их было 156. На эти цели выдается пособие – около 7000 рублей на умершего. «Спецтрест» отвозит тела на специальный сектор на Валдушках и ведет учет. В случае, если родственники все-таки объявятся, они будут иметь возможность благоустроить могилу или заказать эксгумацию и перевезти тело на более удобное для посещений место.
В остальном «Спецтрест» является таким же участником этого печального рынка, на котором в Архангельске работает еще около десяти частных похоронных организаций.

Банкротное дело

Процедура банкротства в отношении МУП «Спецтрест» инициирована Управлением Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и НАО в марте прошлого года. Затем в арбитражном деле появились еще несколько кредиторов: ООО «Похоронный дом», АО «Память» (областной крематорий), индивидуальные предприниматели Шишелов М.В. и Тихонов В.Г. и другие.

Рассмотрение дела откладывалось, чтобы дать предприятию возможность погасить задолженность. Но сейчас введена процедура наблюдения, следующее заседание суда назначено на конец июня.

В марте этого года финансовое положение МУП «Спецтрест» обсуждалось на сессии Архангельской городской Думы. Администрация города предложила внести поправку в бюджет и выделить «Спецтресту» более 20 млн рублей. Это позволит предприятию рассчитаться с самыми проблемными долгами, просрочка по которым превышает три месяца.

Поправку в итоге приняли, но сама ситуация вызвала большие дебаты. Мнения разделились, предлагалось даже закрыть МУП и «расторговать» между частниками блок социальных услуг, включая услуги по перевозке умерших.

«Деньги выделены для того, чтобы спасти МУП «Спецтрест» от банкротства, сделать предприятие платежеспособным, чтобы оно могло рассчитаться по долгам и в дальнейшем стабильно работать, не требуя субсидий из бюджета, – пояснил «Бизнес-классу» свое мнение вице-спикер Архангельской городской Думы Александр ГРЕВЦОВ. – На моей памяти «Спецтресту» гордума выделяет средства на выравнивание финансовой ситуации впервые. До этого подобные обращения были по «Водоканалу», «Горбаням» и некоторым другим МУПам. Сумма в 20 млн руб­лей покрывает практически все критические долги «Спецтреста» перед поставщиками и налоговыми органами. После погашения долгов со счетов предприятия будут сняты ограничения, оно будет получать полную выручку от своей деятельности, а не только средства на зарплату и неотложные нужды».

По мнению депутата Владимира ХОТЕНОВСКОГО, председателя комиссии по вопросам городского хозяйства, город вполне естественно хочет спасти свое имущество, однако это не снимает с предприятия обязанности подготовить план оздоровления и перестроить свою работу.

«В случае банкротства МУПа муниципалитет потеряет принадлежащее ему имущество, в частности недвижимость, которая оценивается в сумму более 50 млн рублей. Выделение денег подразумевает спасение этого имущества и дальнейшее принятие экономических решений по самому МУПу. Я считаю, что существование любого предприятия должно быть экономически обоснованным, какую бы работу оно ни вело. План оздоровления «Спецтреста» мы ждем уже около года», – отметил позднее Владимир Хотеновский, выступая в программе «Позиция» на телеканале «Поморье».

Деньги «Спецтресту» переводят из тех сумм, что были предусмотрены на перевозку людей буксирами в период ледохода и паводка: такой суммы, которая была заложена, не потребуется. Период ледохода оказался более благополучным и коротким.

Как накопились миллионы

В 2020 году контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска проводило внеплановую проверку соблюдения «Спецтрестом» требований законодательства. По итогам 2019 года чистый убыток предприятия составлял почти 11,9 млн рублей, а за 6 месяцев 2020 года – 6,5 млн рублей.

Дебиторская задолженность на 1 июля 2020-го была значительно меньше – около 1,5 млн. Кредиторская достигла 25,4 млн рублей, причем основная ее доля приходилась на обязательные платежи по налогам и в фонды страхования.

Как отмечено в заключении КРУ, несмотря на убытки, рост «кредиторки», ухудшение финансового состояния предприятия, в «Спецтресте» начислялись премии и персональные надбавки к зарплате. При уменьшении численности работников предприятия (с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года) фонд оплаты труда увеличился на 447 тысяч рублей, в основном по категории «общее руководство».

В ходе проверки стоимости ряда ритуальных услуг выявлено их несоответствие прейскуранту. В некоторых случаях уровень рентабельности услуг превышал нормативные 20% и достигал 150%.

В этой справке КРУ, представленной в ответ на депутатский запрос в Архангельскую городскую Думу, есть и другие любопытные детали.

В адрес директора предприятия Татьяны ПОДСТРИГАНЬ (к слову, она также является депутатом Архангельской городской Думы) были направлены «предложения для устранения нарушений» в срок до 16 декабря 2020 года.

«Мы бы выкарабкались»

Татьяна Подстригань стала и. о. директора МУП «Спецтрест» в декабре 2019 года, большинство негативных тенденций на предприятии наблюдалось задолго до ее прихода к управлению.

«Когда стала руководителем «Спецтреста», у МУПа уже накопилось 15 миллионов рублей долгов, помимо долгов по налогам. Была нехватка товаров, предприятие находилось в плачевном состоянии. Старые долги ведь нажиты не одним годом. Убытки на предприятии по­шли с 2015-го, с тех пор оно не было прибыльным. По итогам 2018-2019 годов убытки составляли примерно по 11 миллионов рублей. Мы все-таки снизили эту сумму до 8 миллионов», – рассказала «Бизнес-классу» Татьяна Подстригань.

Как отмечает директор «Спецтреста», с июля 2020 года на счета предприятия наложены ограничения. Получается замкнутый круг: долговая масса растет «на ровном месте» за счет неустоек, пени, судебных издержек и т. д.

На сессии городской Думы прозвучало, что одной из сопутствующих причин финансовых проблем предприятия стали дополнительные расходы, связанные с пандемией.

«Конечно, пандемия сказалась, – соглашается Татьяна Подстригань. – Мы вывезли 666 умерших в морг в Талаги. Восемь наших работников ежедневно заходили в «красную зону» за трупами и отвозили их в морг – тоже в «красную зону». Между тем у нас коронавирусной инфекцией переболел всего один человек! («Спецтрест» – довольно крупный работодатель: в штате свыше 70 сотрудников. – Прим. ред.). Большие средства были потрачены на дезинфекцию. В течение года дополнительные расходы составили около 1 миллиона рублей. Мы просили денег хотя бы на маски, специальные костюмы, которые приходится утилизировать после однократного использования, но такой помощи не получили».

МУП не попал ни в списки пострадавших от пандемии предприятий, ни в число получателей доплат для работников, занимающихся больными и умершими от COVID-19.

По словам Татьяны Подстригань, в администрацию города отдан список кредиторов и финансовых обязательств, просрочка по которым превышает три месяца, на 20 млн 196 тысяч рублей.

«То есть нам хватило бы суммы, которую одобрили депутаты. Голосов за было 26 – это достаточно много, поскольку, как вы знаете, депутатов 30, – рассуждает Татьяна Подстригань. – Небольшие долги останутся, но это уже решаемо. Мы бы выкарабкались. Звучало предложение дать нам нужную сумму в конце года, но мы и так обрастаем судебными расходами, неустойками, пени – если возникнет задержка, эти обстоятельства только усугубятся».

Лучше всё «расторговать»?

К слову, согласованных денег МУП пока не получил. Немало сторонников у предложения выставить на торги социальный блок ритуальных услуг, в частности по перевозке умерших. Или использовать механизм государственно-частного партнерства. О таком варианте на телепрограмме «Позиция» говорил руководитель ритуального агентства Алексей АНАНЬЕВ («Есения»). В Приморском районе в рамках ГЧП перевозкой тел второй год занимается индивидуальный предприниматель, получая из бюджета сравнительно небольшую сумму.

И в разговоре с «Бизнес-классом», и в эфире Татьяна Подстригань приводила пример. Пустошь – территория Приморского района, а рядом Хабарка – территория города. В Пустоши умер человек, но частник перево­зить его отказался и предложил... перенести тело на Хабарку, чтобы транспортировал МУП. Так в итоге и получилось. Могут быть отказы и по другим причинам. А для «Спецтреста» перевозка умерших – обязанность.

Как считает Татьяна Подстригань, ритуальные услуги не тот бизнес, который можно целиком отдавать в частные руки.

«Практика по региону показывает, что в тех городах и районах, где нет МУПов, расценки на ритуальные услуги становятся значительно выше. Мы являемся своего рода сдерживающим фактором. Не буду называть город: доходит, в частности, до 5000 рублей за полчаса прощания. Еще один важный момент – подход диспетчеров. У нас на предприятии диспетчеры работают стационарно, умеют разговаривать с людьми в сложной ситуации. Совсем недавно стала свидетелем такой же беседы диспетчера из частной фирмы: она принимала заказ прямо на ходу, в общественном транспорте», – продолжает Татьяна Подстригань.

По мнению Владимира Хотеновского, нельзя ссылаться на то, что в «Спецтресте» какие-то услуги дешевле, потому что речь все равно идет о городских деньгах и разница будет покрываться за счет налогоплательщиков. Как говорит Алексей Ананьев, несмотря на стресс, родственники обычно обходят всех устроителей похорон и ищут приемлемые цены – значит, предложения частных фирм адекватны.

Процедура наблюдения для МУП «Спецтрест» введена до 22 июня.

«Я не знаю, каким будет решение кредиторов – в пользу сохранения предприятия или его закрытия. Но меня радует, что администрация города занялась проблемами МУПа и пытается нам помочь», – подводит итог Татьяна Подстригань.

Как отмечает Владимир Хотеновский, услуги по перевозке умерших и вообще все услуги МУПа должны быть понятно тарифицированы: «Да, предприятие ведет коммерческую деятельность, но это тоже доходы города, не их личные. Что касается помощи из бюджета, мы должны понимать, сколько денег и на что выделяем», – резюмирует депутат.

Прямая речь

Александр ГРЕВЦОВ, вице-спикер Архангельской городской Думы:

grevcov__a_hmury.jpg– В этой ситуации важно понимать, что «Спецтрест» – социально важное предприятие, и в той или иной форме оно все равно будет существовать с муниципальным участием. На уровне муниципалитета должна быть своя похоронная служба. Если сегодня позволить обанкротить и ликвидировать «Спецтрест», его имущество (на сумму около 200 млн рублей) будет продано с молотка. Мы понимаем, что продажа имущества будет вестись по заниженной цене, а значит, город потеряет более 100 млн рублей. И при этом у него останется обязанность в какой-то форме воссоздать предприятие. Вот тогда, думаю, мы каждый год будем миллионов по двадцать тратить на субсидии для новой организации.

Дмитрий АКИШЕВ, депутат Архангельской городской Думы: 

akishev_da5.jpg– МУП «Спецтрест» на моей памяти обращается за такой помощью из бюджета в первый раз. В прошлый, пандемийный год финансовой помощи, компенсаций они не получили. Хотя, например, МУП «Горбани» получает около 30 млн рублей ежегодно.

Среди кредиторов, инициаторов процедуры банкротства – немало конкурентов «Спецтреста». А между тем исключительно частный рынок складывается по-разному. Во многих городах умерших вывозят за счет населения: с первого этажа дома 2000 рублей, с пятого – уже 4000, это средняя цена. И если эту функцию у МУПа убрать, платить придется либо городу, либо населению.

Но я бы хотел, чтобы мы посмотрели на эту проблему шире. Кладбища в Архангельске сейчас, по сути, ничьи. Администраций нет, охраны нет, за копкой могил зачастую никто не следит. Единой статистики нет. На каждом кладбище должна быть администрация, один хозяин, тогда система заработает. Пусть это будет муниципальное задание «Спецтреста». Надо оказать разовую помощь, а потом пусть рассчитывают на свои силы.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей