Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива «БК» | 22.12.2020 14:15:45
Контрольно-счетная палата Архангельской области провела проверку использования субсидий на развитие сельского хозяйства региональным министерством агропромышленного комплекса и торговли, а также предпринимателями — получателями этих денег. Вновь выявлены нарушения, в отношении одного из фермеров не исключается и уголовная составляющая.
Напомним, что ранее КСП, а также правоохранительные органы уже проводили проверки в этой сфере. Среди нарушителей закона — несостоявшиеся фермеры из Вельского, Котласского, Мезенского, Лешуконского и других районов области. В феврале этого года реальный срок получил предприниматель, который потратил выданный министерством грант, так и не построив животноводческое хозяйство в деревне Хорьково Приморского района.
В этот раз объектами проверки Контрольно-счетной палаты Архангельской области стали два КФХ из Каргопольского района. Обоим предпринимателям была предоставлена субсидия по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования связанного с ним рынка сырья и продовольствия.
Забегая вперед, отметим, что один из предпринимателей в ходе контрольного мероприятия КСП вернул в областной бюджет средства гранта на сумму более 1,3 млн рублей.
Второй предприниматель получил грант на развитие семейной животноводческой фермы. В таком хозяйстве должен лично участвовать он сам и минимум один его близкий родственник. Позднее выяснилось, что по заявке это должна была быть сестра фермера, однако она прямого участия в работе фермы не принимала, поскольку трудоустроена на постоянной основе в другом месте — в частном отеле.
Грант может быть выдан, если хозяйство действует к этому времени уже не менее двух лет. Однако семейное КФХ, о котором идет речь, было создано всего за 2 месяца до подачи заявления на получение господдержки. Между тем основное отличие гранта на развитие фермы и гранта для начинающего фермера состоит в сумме — это 30 млн или 3 млн рублей соответственно. Очевидно, что разница есть, и очень существенная.
По материалам КСП, предприниматель заявил на конкурс строительство в Каргопольском районе животноводческой фермы на 100 голов для производства и реализации высококачественного молока. Общая стоимость проекта — 21,5 млн рублей. На эти деньги планировалось приобрести племенных коров, построить и укомплектовать ферму, установить оборудование для обработки продукции. Заявленная рентабельность производства составляла 33%.
Что же произошло на самом деле?
По условиям получения гранта, своих денег у фермера должно было быть не менее 10% по каждому пункту расходов. В ходе проверки КСП установлено, что в апреле 2018 года для конкурса ему выдали выписку о наличии на счете остатка в сумме около 2,5 млн рублей, или 11,6% от стоимости затрат по проекту. Однако практически в тот же день более 1,3 млн рублей были списаны со счета на другие цели - в качестве платы за автомобиль. Осталось примерно столько же, но это составляло уже лишь 6% от общей суммы затрат.
Сведения о последующем расходовании денег, предназначенных для развития фермы, в том числе средств гранта, оказались частично недостоверными. Так, на 114 тысяч рублей была завышена стоимость строительных материалов. Еще на полмиллиона рублей — стоимость племенных коров.
С коровами приключилась отдельная история, которая в итоге легла в основу материалов уголовного дела.
Коров фермер приобрел не напрямую, как это предполагалось при подаче заявки на конкурс, а через фирму-посредника, основной вид деятельности которой лесозаготовка. При этом перевозкой коров якобы занимался индивидуальный предприниматель, который на самом деле просто отдал «причитающиеся» ему деньги главе хозяйства.
Во время проверки аудитор контрольно-счетной палаты сравнил представленный на конкурс договор приобретения оборудования — транспортера, доильной установки, системы поения коров, охладителя молока и пр. - на 2,4 млн рублей с фактически доставленным на ферму. Оказалось, что привезенное оборудование обладает худшими характеристиками и является более дешевым. Суммарно его стоимость была завышена на 1,25 млн рублей, в том числе за счет средств гранта — на 750 тысяч рублей.
В КСП объясняют причину — такую лазейку дает сам порядок выдачи субсидий. Фермер должен предоставить на конкурс бизнес-план и план расходов. Однако следовать им как бы не обязан…
«Стоит отдельно отметить: существующий региональный порядок предоставления субсидий не содержит требований об обязанности получателя гранта расходовать бюджетные средства в соответствии с бизнес-планом и предоставленными на конкурс документами. Так же, как и требования о соответствии заявленного на конкурс плана расходов и плана расходов, утверждаемого соглашением. В данном случае в соглашении фигурировали лишь общие названия необходимого оборудования. В совокупности это и дает получателю гранта возможность купить любое подходящее оборудование, даже худших характеристик и качества», - отмечает председатель Контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр ДЕМЕНТЬЕВ.
В сентябре 2020 года следственный отдел МВД России «Няндомский» возбудил в отношении предпринимателя уголовное дело - по признакам мошенничества, а именно хищении бюджетных средств при приобретении крупного рогатого скота. В отношении других нарушений, обнаруженных при использовании гранта, проводится доследственная проверка.
Как подчеркивают в КСП, в феврале 2019 года министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области проводило в этом хозяйстве плановую выездную проверку на предмет соблюдения условий предоставления и использования гранта. Нарушений выявлено не было.
В свою очередь, летом 2020 года Министерство сельского хозяйства России организовало внеплановую проверку проведения таких конкурсов и эффективности расходования бюджетных средств в отношении самого министерства: выявлены нарушения и недостатки, в том числе по отбору получателей грантов, а также финансовые нарушения.
«Денег на руки» больше не будет
В июле 2020 года министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА в интервью «Бизнес-классу» рассказала о своем видении причин возникновения сложностей с фермерскими грантами. Как отметила Ирина Борисовна, большинство заявителей – это люди, которые искренне хотят создать или развивать свое хозяйство.
«Однако, к сожалению, как и везде, из общего правила есть исключения. Одним из наиболее частых нарушений, выявляемых при проверках, было отсутствие собственных денежных средств на расчетном счете заявителя. Порой предприниматели представляли в министерство справки о наличии денег, хотя фактически их не было. Мы направляли запрос в банки, но нам говорили в ответ: извините, это банковская тайна, разглашению не подлежит», - пояснила министр.
Но главная проблема, по словам Ирина Бажановой, заключалась в том, что до недавнего времени средства гранта шли на расчетный счет получателя в кредитной организации, то есть фактически на банковскую карту. С 2018 года правовое регулирование изменилось: появилось так называемое «казначейское сопровождение» – механизм, при котором деньги перечисляются на специальный счет в казначействе. Забрать их авансом, не предъявив доказательства затрат, невозможно.
«Прежде чем что-то получить от государства, надо подтвердить свои расходы, затем казначейство это проверит на соответствие условиям соглашения и только потом перечислит деньги. Полагаем, что казначейское сопровождение сегодня является реальным инструментом борьбы с недобросовестными «фермерами», - считает министр.