Текст: Екатерина Амосова. Фото: www.pr29.ru | 20.07.2012 07:56:08
Скоро на реке Мезень появится новая переправа: установленная пару месяцев назад признана незаконной. Предприниматель Сергей СМЕТАНИН открыл ее в прошлом году, когда работал заместителем директора ОАО «Архангельский речной порт». Но на предприятии сменились собственники, пришло новое руководство. Нашлись и другие бизнесмены, предложившие Архречпорту открыть переправу по более выгодной цене. Тут и начались настоящие «разборки» в стиле 90-х годов. В конфликт оказались втянутыми даже сотрудники УФСИН.
Паромная переправа через реку Мезень в Мезенском районе Архангельской области автодороги Архангельск — Белогорский — Пинега — Кимжа — Мезень при поддержке Архречпорта появилась в прошлом году и проработала до осени. Перевозчик брал плату за проезд автомобиля в размере 500 рублей, за спецтехнику — около тысячи рублей. Выполнение социально значимых рейсов компенсировалось из бюджета муниципального района. Курировал работу в Мезени заместитель директора ОАО «Архречпорт» Сергей Сметанин. Однако позднее оказалось, что документально ни предприниматель Сметанин, ни Архречпорт к технике прямого отношения не имеют. Купил, продал, перепродал – схема известная…
Одновременно с обустройством прежней переправы аналогичными работами на том же месте занялись представители ОАО «Архречпорт». И тогда борьба за право перевозить транспорт с одного берега на другой переросла в настоящую войну неместного значения.
Партнеры Сергея Сметанина винят во всех бедах Романа РАЗМАНОВА — советника директора ОАО «Архангельский речной порт», владельца Лайского судоремонтного завода, директора компании «Экотек», которая занимается речными и морскими перевозками (в составе флота 47 судов). К тому же недавно он приобрел акции Мезенского морского торгового порта. Вот и пытается бизнесмен взять под контроль все переправы, сетует предприниматель Сметанин.
В конце июня на переправе в Мезени слышали выстрелы. Как объяснил Роман Разманов дознавателю Мезенского отдела полиции, конфликт произошел между знакомыми Разманова и «группой» Сметанина. По словам Разманова, люди Сметанина чинили преграды рабочим, которые устанавливали новую переправу, и не давали им работать. А однажды и вовсе «запугали» работников: после «недружественного общения» с представителями конкурирующей переправы рабочие несколько дней не выходили на связь.
Этими «представителями ИП Сметанина» выступили действующий сотрудник спецназа УФСИН «Сивуч» Александр ПОПОВ и брат Сергея Сметанина Дмитрий, который тоже является сотрудником спецназа УФСИН. Как объяснил дознавателю Разманов, «на встрече Попов вел себя нервно, постоянно перебивал, высказывал в мой адрес угрозы (…), что за ним стоит весь отряд спецназа УИН, а если будет необходимо, подключит другие силы. Попов сказал, что понтонную переправу на реке Мезень речпорту поставить не даст, что там уже находятся люди, которые будут препятствовать его деятельности».
Надо сказать, что за свои жизни опасаются и представители другой стороны конфликта: в полицию написано несколько заявлений об угрозах, которые якобы высказывал Разманов. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано «за отсутствием признаков состава преступления».
Между тем ФБУ «Севводпуть» еще 15 июня предписало разобрать незаконно возведенные сооружения на переправе и удалить все конструкции наплавного моста на 47-м километре реки Мезень. В ходе проверки выяснилось, что дамбы появились здесь без согласования с ФБУ и соответствующего проекта. Кроме того, владелец моста не выполняет основных требований безопасности судоходства, а переправа не проходила технический надзор в Российском речном регистре.
Но Сметанин добровольно выполнить требование ведомства отказался, за что «Севводпуть» аннулировал ранее выданное согласование на установку наплавного моста на навигацию 2012 года. Очевидно, неспроста спустя несколько дней на переправе стали выдавать чеки от имени нового юридического лица – ООО «Пантей». И сейчас вряд ли кто-то уверенно скажет, какое отношение имеет к переправе сам Сергей Сметанин…
Между тем Архангельская транспортная прокуратура направила в Ломоносовский районный суд Архангельска исковое заявление об обязании удалить сооружения и запретить эксплуатацию наплавного моста для пропуска пешеходов и транспорта до момента получения документов, подтверждающих проведение технического надзора органами Российского речного регистра, и согласований «Севводпути».
Однако пока незаконная переправа в Мезени продолжает работать. Установку новой конкуренты Сметанина планируют завершить на днях. И тогда у мезенцев появится выбор – невиданная роскошь для местного населения. Люди будут голосовать рублем, а владельцы переправ – снижать цены. Если, конечно, конфликт двух сторон не вспыхнет с новой силой.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Владимир ФЕДОРЕНКО, помощник депутата Госдумы Андрея Андреева (КПРФ):
– Несколько дней назад я побывал в Мезени и убедился в обоснованности претензий к переправе ИП Сметанина. Кому она сейчас принадлежит, для меня осталось загадкой. Так, чеки на переправе выдаются не от ИП Сметанина, а от московского ООО «Пантей».
Суть проблемы я вижу в следующем: местная власть, полиция, контролирующие органы не в силах пресекать нарушения законодательства. Пока выясняется, кто и как будет демонтировать «неправую» переправу, непонятные люди продолжают ее эксплуатировать, не сомневаясь в своей безнаказанности. Можно лишь надеяться, что, нарушая предписания контролирующих органов, коммерсанты соблюдают налоговое законодательство.
И еще один аспект: государство повышает ответственность перевозчиков за безопасность пассажиров и налагает на них дополнительную финансовую нагрузку. На днях президент подписал принятый единороссовским большинством в Государственной Думе закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Хотелось бы знать, кто будет страхователем ответственности на «неправой» переправе после вступления в силу положений этого закона – ИП Сметанин, ООО «Пантей» или ЗАО «Рога и копыта»?
На примере Мезени хорошо видно, что соблюдение законов в России является больше минусом, чем плюсом для бизнеса. Поэтому наведение порядка и пресечение незаконной деятельности во всех сферах деловой активности – задача каждого добропорядочного гражданина, а от депутатов всех уровней мы ждем нормальных и четких законов, соблюдение которых будет более выгодным, чем их нарушение. Только так мы научим бизнес вести свои дела безопасно, работать качественно и ориентироваться на граждан, а не только на желание сорвать куш.