Андрей САХАРОВ | 13.11.2014 08:08:43
Новые требования к подготовке водителей заставляют автошколы Архангельска кооперироваться и совместно приводить в порядок материально-техническую базу. Их владельцы не паникуют и рассчитывают, что новшества отсеют конкурентов. Изменения, как всегда, в большей степени скажутся на клиентах автошкол: расценки на обучение уже увеличились почти на треть.
Минувшим летом Министерство образования и науки РФ приняло новые примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств. На днях распоряжением федерального правительства они вступили в силу. Одно из требований обязывает автошколы иметь площадки для первоначального обучения вождению не менее 0,24 га. Только при наличии площадки такого размера (в собственности или на правах аренды) автошкола сможет пройти аттестацию в ГИБДД. При проведении проверок материально-технической базы автошкол сотрудники ГИБДД проверяют их сайты, уставы, постановку на налоговый учет, оформление трудовых книжек, квалификацию педагогов и их стаж, техническое состояние подвижного состава, а также классы для занятий, площадки для подготовки водителей и сами программы обучения.
Новые требования вызвали некоторую панику в Северодвинске. Так, на «круглом столе» в редакции газеты «Северный рабочий» директор автошколы «Наша марка» Андрей СНЯТКОВ заявил, что очень трудно потянуть затраты на строительство новых автодромов.
«А как компенсировать автошколам такие затраты? Поднимать цены на обучение? И так, учитывая ситуацию с экономикой, ученики постоянно обращаются к нам с просьбой об отсрочке срока оплаты. И мы всегда идем навстречу. Как дальше будет — неизвестно. Тем более сейчас, когда нужно очень быстро найти и оборудовать автодром для прохождения перерегистрации, что в нашем городе практически невозможно. Огороженные площадки с твердым однородным покрытием таких размеров в черте города отсутствуют либо уже используются владельцами под другие, более доходные виды деятельности, чем обучение вождению. Рядом с городом участков земли с твердым покрытием также нет», – посетовал Снятков.
Правда, администрация Северодвинска обещает выделить для размещения автодромов земельные участки. В то же время директор автошколы «Регион29» Валерий БОГДАНОВ сообщил, что, в связи с невозможностью пока выполнить требования нового закона он прекратил набор новых учеников.
«Бизнес-класс» в свою очередь поинтересовался решением проблемы у директоров автошкол Архангельска. В основном они отнеслись к нашим вопросам настороженно, но, как выяснилось, паники в областном центре по этому поводу нет.
Например, владелец автошколы «Деловой центр 29» Алексей ГОРЯШИН заявил, что у него автодром готов к бою.
«Им пользуются несколько автошкол, но какие - я говорить не буду, – сказал он. – Перед холодами мы скинулись и заасфальтировали автодром. Суммы были разные. Ждем комиссию для проверки. Думаю, что это решаемая проблема, а паника у отдельных наших коллег наигранная. Насколько я понял из общения с юристами, у всех школ есть лицензии, необходимо только подтверждение материальной базы. Можно скинуться, отремонтировать автодром и потом совместно его использовать».
Заместитель директора автошколы «Автокласс» Дмитрий МИНИН тоже не выразил и тени сомнения в готовности предприятия к аттестации со стороны ГИБДД. По его словам, у школы есть свой автодром. Его покрытие соответствует новым техническим требованиям, осталось только «горку» переделать. А субарендаторами площадки являются автошколы «Пилот», «Драйв» и «За рулем плюс».
«Автодромы надо строить в складчину, и проблема будет решена, – заявил он. – По моим прикидкам, чтобы забетонировать площадку требуемого размера, надо порядка 7-8 млн, а заасфальтировать - около 3 млн рублей».
Минин считает, что рынок автошкол в Архангельске перегрет. Год назад в городе работали 20 предприятий, а сейчас больше 30 – из-за послаблений в лицензировании появились так называемые «портфельные школы» без материальной базы. Для работы им достаточно иметь демонстрационную доску и видеопроектор. Поэтому некоторые хорошо технически подкованные игроки надеются, что новые требования отсеют таких конкурентов.
«У нас нет никаких проблем, продолжаем обучать людей, – сначала заявил представитель автошколы «Перекресток», представившийся как Игорь ИВАНОВ. – Сегодня, по большому счету, ни у кого нет аттестованных по новым правилам автодромов. Пока нам никто ничего не запрещал. Если придут и скажут: «Закрывайтесь» – значит, закроемся. Второго не дано…».
В конце концов Игорь Николаевич, все-таки рассказал, что школа арендует площадку у частника, который «сейчас приводит ее в соответствие с новыми требованиями».
А вот как проблему автодромов будет решаться в бедной глубинке, наши собеседники не знают. По их словам, скорее всего, еще больше расцветет «серая» схема получения прав: соискатели купят свидетельство об обучении в Архангельске, а сдавать экзамены на права будут по месту жительства.
По словам подполковника УГИБДД УМВД России по Архангельской области Андрея ПОНОМАРЁВА, ответственного за проведение аттестации автошкол нашего региона, а их больше 100, «проверки по поданным заявлениям идут, и те школы, у которых материально-техническая база не соответствует новым веяниям, не получат положительного заключения и приостановят деятельность». Какое количество школ отсеется – он прогнозировать не взялся. Пока главной проблемой аттестации автодромов стала погода. В условиях царствующей в Архангельске слякоти трудно протестировать коэффициент сцепления колес транспортного средства и покрытия автодрома. Он должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Количество действовавших в области автодромов неизвестно. В Архангельске до новаций было около 10 площадок, на которых принимались экзамены. В этом месяце, скорее всего, аттестацию должны получить четыре учебные программы автодрома, расположенные в агломерации Архангельск – Новодвинск - Северодвинск.
Андрей Владимирович подтвердил, что одним аттестованным автодромом могут пользоваться несколько школ, но здесь есть нюанс.
«В новых программах подготовки водителей появились формулы расчета разрешенного количества обучающихся, привязанные к уровню материальной базы автошколы, поэтому, по нашим прикидкам, возможностями одного аттестованного автодрома смогут пользоваться в среднем только три предприятия», – заявил Пономарев.
Однако, по словам руководителей автошкол, эта проблема решаема, так как никто не мешает увеличить площадь автодрома, были бы деньги. Но дополнительная финансовая нагрузка скажется и на расценках. В текущем году из-за повышения арендных платежей, затрат на топливо и, конечно, принятия новых учебных программ средние цены на обучение водителей категории В поднялись значительно: с 20 до 28 тысяч рублей.