Алеся ШИМАНОВИЧ, студент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ. Фото из личного архива Нины Няниковой и Анны Рысенко | 08.01.2025 16:10:12
Проект «ЭКО_невидаль» архангелогородок Нины НЯНИКОВОЙ и Анны РЫСЕНКО зародился в 2019 году на волне экологических протестов против строительства полигона для размещения отходов на станции Шиес. Тогда они задумались о том, как можно совмещать творчество и осознанное потребление. Ядро их бренда – создание уникальных аксессуаров и выпуск изданий о нашем крае.
Обрезки от пошива театральных костюмов, морские стёклышки и забытые материалы находят новую жизнь в проекте Анны и Нины, которые уверены в том, что каждая на первый взгляд ненужная вещь может стать частью неповторимого изделия, даже предмета искусства, и найти своего покупателя.
– Анна, Нина, ваш проект тесно связан с природой и историей нашего края. Что вас больше всего привлекает у нас в регионе?
Анна: В первую очередь вода. В Архангельской области её очень много, и она смягчает всё вокруг. Это вдохновляет на создание «спокойных» изделий в пастельных тонах. Вода – стихия, которая закольцовывает нашу жизнь. Север для меня – это начало и конец, замкнутый круг, и такое восприятие проявляется в моих работах.
Нина: Меня вдохновляет богатая история области. Я нахожу фрагменты прошлого в городских пейзажах или воображаю, как выглядели бы исчезнувшие объекты, если бы сохранились. Например, думаю о шхуне «Запад». Архангельск – это метафизика, связующая прошлое, настоящее и будущее. В наших спектаклях «Город за пазухой. Глава 1. Проспект Советских Космонавтов» и «Город за пазухой. Глава 2. Соломбала», которые ставим в Архангельском театре драмы, мы говорим не только о прошлом, но и о сегодняшнем дне.
– Как возникла идея создать бренд? Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать шить сумки, делать украшения?
Нина: Проект появился в 2019 году, в период протестов против строительства мусорного полигона на станции Шиес. Тогда мы с Анной поняли, что хотим не только бороться, но и создавать, заставить людей задуматься о раздельном сборе отходов и сокращении объёмов мусора.
Анна: Тогда и обратились в пошивочный цех театра за обрезками тканей, которые оставались после создания костюмов. Их обычно выбрасывали, а мы начали шить шопперы.
Нина: Иногда в театре списывают старые костюмы. Мы стараемся дать им новую жизнь: перерабатываем в арт-объекты или используем в спектаклях. Так родилась идея, которая стала основой бренда.
– Какую историю вы хотите рассказать через свои изделия и издания о Севере?
Нина: Мы пришли к ней, когда создавали первую главу «Города за пазухой». Это был музыкальный спектакль, который мы называли «из мусора в музыку». Записывали городские шумы – скрипы, шорохи, звуки улиц – и превращали их в полноценное музыкальное произведение. Параллельно появился слоган «из объедков в объекты». Именно эту историю мы и рассказываем: о том, что ненужная мелочь может стать частью чего‑то важного. Даже то, что выглядит как мусор, можно переосмыслить, превратить в вещь, которую будут использовать.
Анна: Музыка – это не только ноты, но и шорохи, шумы, скрипы деревянных домов. Такая концепция объединяет всё, что мы делаем: украшения, издания, в которых собраны наши работы и работы художников, участвующих в проектах. Сегодня мы смело можем сказать: «из объедков в объекты, из мусора в музыку».
– Вы обе – актрисы театра драмы. Как театральное искусство повлияло на ваше творчество за пределами сцены? Есть ли что‑то общее между созданием спектакля и, например, шитьём сумок?
Нина: В театре одним из основных инструментов является внимание. У нас есть такой термин – «держать внимание» на объекте. Ведь как работает сцена: куда ты смотришь, туда будет смотреть и зритель. Этот принцип перетягивается в повседневную жизнь, когда начинаешь направлять внимание на вещи, которые обычно не замечаешь. Это позволяет увидеть их в новом свете. На сцене всё решается через образ: мизансцену, то, как одеты персонажи, их речь – всё это создаёт нечто единое. Когда ты делаешь что‑то, будь то шоппер или украшение, ты тоже видишь это целиком, как образ.
Анна: Для меня, как для актёра, важны три вопроса: для кого ты это делаешь, зачем и как. На них должен ответить каждый артист, прежде чем выйти на сцену или принять участие в проекте. Эти вопросы лежат в основе нашего подхода к созданию не только спектаклей, но и сумок и других вещей.
Нина: Всё переплетается ещё больше, потому что мы часто работаем с обрезками из костюмерной, с тканями, которые использовали для спектаклей. В этих костюмах мы играем! Очень увлекательно перебирать кусочки, вспоминая спектакли, и смотреть, как они сочетаются между собой. Иногда фрагмент из одного спектакля случайно становится частью другого, как кусочек пазла.
Анна: Главное общее между созданием спектаклей и шитьём сумок – идея. Без идеи невозможно создать то, что будет жить долго.
– Ваша продукция сделана из необычных материалов, например тех же тканей от театральных костюмов или камней, найденных на побережье. Какие секреты скрываются за этими материалами?
Анна: Конечно, у обрезков театральных костюмов есть своя история. В них труд художников, которые придумывали эскизы, подбирали цвета. В материалах много смыслов. Мы не создаём что‑то с нуля, а перерабатываем, переосмысливаем то, что талантливые люди придумали до нас.
Нина: Однажды я захотела создать шоппер, вдохновясь… моей пятиэтажкой. Для этого мне нужен был особенный рыжий цвет – цвет печали, грязная охра. Никак не могла найти именно такой оттенок, пока из костюмерной не выбросили старый кафтан, который оказался в точности того цвета, что я искала. Эта вещь, которая уже готова была отправиться в мусорку, стала моим маленьким проектом.
Анна: Однажды мы были у океана, там хотели найти кухтыли – стеклянные шарики, мусор, выбрасываемый в Японии на побережьях Курильских островов. Экскурсовод говорил нам, что лучше смотреть на красивые белые скалы, ради которых мы и приехали. Но мы отвечали: «Нет, будем копаться в грязи и собирать кухтыли!» Недавно Нина привезла с побережья Баренцева моря осколки чашечек и старой посуды. Такие вещи скрывают настоящие истории. Пока все смотрят на всем известные белые скалы, мы находим клады в неприметных местах.
– Какую роль играет осознанное потребление и переработка в вашем проекте? Что для вас значит «создавать что‑то из ничего»?
Нина: Осознанное потребление постепенно становится частью твоей жизни. Стараешься уменьшить количество мусора, который производишь. Был такой переломный момент, когда я осознала, что не могу купить себе пирожное, потому что оно будет упаковано в пластиковый контейнер, который невозможно переработать. Сначала учишься не генерировать мусор, а потом – не ругать себя за то, что иногда всё же приходится его производить.
Анна: Да, важно понимать, что ты и так делаешь достаточно. Например, я не кладу фрукты в пакет в магазине, а прошу взвесить их без упаковки, не беру лишние пакеты – ношу с собой авоську. Осознанное потребление очень важно для нашего проекта: можно использовать вещи повторно, и это нужно делать, если есть желание.
Нина: Создавать что‑то из ничего для меня – это получать удовольствие от самого процесса. Просто идеальная схема – спасать выброшенные вещи, творить, осознавать их ценность и иметь возможность дать им вторую жизнь, продавая.
– Вы выпускаете печатные издания о родном Архангельске. Какие темы вам особенно важны и что вы хотите донести до читателей через свои публикации?
Нина: Я очень люблю красоту наших «деревяшек». Не тех, которые покрыты новым слоем краски, а тех, которые сохранили настоящий цвет дерева. Мне нравится, как они выглядят, когда промокают под дождём. Хочу, чтобы люди увидели: в этом увядании тоже есть своя особая красота.
Анна: Мы своего рода наблюдатели и исследователи: изучаем процесс старения деревянных домов, трансформируем эти наблюдения в творчество. Просим творческих людей помочь нам, и многие художники откликаются. После этого мы можем делиться этими смыслами с горожанами. После премьеры спектакля «Город за пазухой» к нам подходили зрители и говорили: «Теперь, когда гуляю по проспекту Советских Космонавтов, я разговариваю с домами, они для меня стали живыми». Благодаря нам люди начинают воспринимать город иначе.
– Кто ваш основной покупатель или читатель?
Анна: Наши изделия и издания, конечно же, ориентированы на влюблённых в Север, а также на тех, кто покинул его и теперь тоскует по родным местам. К тому же наше творчество близко тем, кому интересен театральный мир и его специфика.
Нина: Мы как раз стараемся соединить этих людей – тех, кто увлечён экологией, и тех, кто является зрителем театра. Для нас большая радость – помочь им обменяться своими ценностями и найти точки соприкосновения.
Анна: Наши печатные издания стали очень популярны среди туристов. Они заходят в книжный магазин, видят наши публикации и увозят их с собой как сувенир. В последние полгода этот интерес сильно возрос, что стало для нас неожиданностью. Расширилось понимание целевой аудитории.
– Где можно приобрести ваши изделия, какие каналы продаж для вас наиболее важны?
Нина: Наши изделия можно найти на нескольких площадках. Мы активно работаем через группу в сети «ВКонтакте», а также используем телеграм-канал для связи с покупателями. Несмотря на то, что не выходим на маркетплейсы, в Архангельске у нас есть надёжные партнёры – например, магазин «Птица счастья». А в самом театре драмы наши шопперы можно увидеть рядом с театральным мерчем.
Украшения из морского стекла какое‑то время были в Северном морском музее, а печатную продукцию можно купить в книжном магазине «Все свои». Однако самые большие продажи у нас во время проведения различных мероприятий. Например, премьеры спектаклей из цикла «Город за пазухой» становятся важной вехой: для таких событий мы отшиваем уникальные шопперы, посвящённые тематике спектакля, и они обычно пользуются большим спросом.
– Какие у вас планы на будущее? Хотите ли вы расширить производство или, может быть, организовать выставку своих работ?
Анна: Мы уже дважды организовывали выставки. Одна из них была коллаборацией – «Город за пазухой № 1» и «Город за пазухой № 2». Эти выставки мы совмещали с постановками, презентуя свои работы вместе с театральным действом.
Нина: В планах написать третью главу, которая будет посвящена улице Свободы. Для нас важно продолжать это дело, но чтобы оно не стало рутиной.
Анна: Пять лет – период, когда бренду приходится сталкиваться с кризисом. Бывает, думаешь, нужно что‑то менять или начать всё с чистого листа. Но мы не ориентируемся на массовое производство. Нам важно, чтобы каждое изделие, каждый спектакль и каждое издание создавались с душой и вдохновением.