ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 16:13

Посреднические услуги в сфере оборота лесопродукции - на контроле в налоговых органах


Беседовала Татьяна ЛАВРОВА | 22.10.2019 00:05:54
Посреднические услуги в сфере оборота лесопродукции - на контроле в налоговых органах

Лесопромышленники Архангельской области первыми в России подписали Хартию в сфере оборота древесины. О продолжении работы по «обелению» лесной отрасли региона мы беседуем с начальником Межрайонной ИФНС России № 12 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной Викторовной МАРДАНОВОЙ.


- Татьяна Викторовна, расскажите о проделанной работе.

- Действительно, ведущие предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области первыми в России подписали Хартию в сфере оборота древесины. И список участников расширяется. С 2018 года к Хартии присоединились уже 34 участника, среди которых не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, принимающие правила ведения прозрачного бизнеса.

Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен и все предприниматели, компании и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли, могут присоединиться к Хартии в сфере оборота древесины.

Напомню, что условия Хартии направлены на то, чтобы все участники оборота лесопродукции добросовестно несли налоговое бремя, хозяйственные операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи лесопродукции и услуг, чтобы в деловой среде сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.

Перед инспекцией стояла задача убедить крупнейших участников лесного рынка в повышении прозрачности оборота древесины за счет ограничения деятельности недобросовестных контрагентов, использующих незаконные способы минимизации налоговых обязательств.

В ходе рабочих встреч и совместных совещаний налогоплательщикам рекомендовано проанализировать условия заключенных договоров поставки сырья (материалов, продукции, товаров), и переходить на прямые взаимоотношения производителей сырья, материалов, продукции, товаров и переработчиков и экспортеров, исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников.

В итоге основные участники лесного рынка Архангельской области провели мероприятия по снижению многоступенчатости сделок и пересмотрели список контрагентов, осуществляющих поставку сырья и лесоматериалов. Из цепочки поставки лесоматериалов лесозаговитель – лесопереработчик исключены лишние звенья - формальные посредники, не ведущие реальную деятельность.

- Татьяна Викторовна, крупные лесопромышленные холдинги принимают правила ведения прозрачного бизнеса?

- Конечно, лесопромышленные холдинги заинтересованы в повышении прозрачности оборота древесины и проводят огромную работу по анализу цепочек поставки лесопродукции и выявлению проблемных поставщиков, перестраивают и «выпрямляют» схемы поставки лесоматериалов.

Недобросовестные налогоплательщики создают фиктивные цепочки поставок лесопродукции для искусственного занижения доходов и сохранения права на применение специального налогового режима – упрощенной системы налогообложения, предусматривающей пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку.

Так, Федеральная налоговая служба письмом от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613 опубликовала обзор судебной практики по вопросам получения необоснованной налоговой выгоды организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в лесопромышленном комплексе.

В письме приведена общая категория споров, связанных с применением недобросовестными налогоплательщиками схем «дробления бизнеса», направленных на уклонение от уплаты налогов, получение необоснованной налоговой выгоды (минимизации налогообложения) за счет злоупотреблений налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса.

Налоговыми органами доказано, что для сохранения права на применение специального налогового режима налогоплательщиками в лесной отрасли производится формальное разделение бизнеса по закупке лесоматериалов, их распиловке и реализации готовой продукции (пиломатериалов) с взаимозависимыми лицами - индивидуальными предпринимателями.

При этом, разделение бизнеса между взаимозависимыми лицами не наделено действительным экономическим смыслом и не обусловлено разумными экономическими или иными причинами и целями делового характера, а производится исключительно для сохранения права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку – упрощенной системы налогообложения.

- Как отличается налоговая нагрузка для разных режимов налогообложения?

- По данным ФНС России налоговая нагрузка для малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения в два раза ниже, чем на общем режиме налогообложения. Для расчета ФНС России построила финансовую модель типового предприятия. Расчет проведен по трем налогам: налогу на прибыль, НДС и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В результате налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение сумм налога на прибыль и НДС к стоимости реализованной продукции для предприятия на общем режиме налогообложения, составит 7,6%.

Налоговая нагрузка типового предприятия с аналогичными финансовыми результатами на упрощенной системе налогообложения составит: для УСН «Доходы» по ставке 6% - 3% (с учетом права уменьшения суммы исчисленного налога на уплаченные страховые взносы), для УСН «Доходы минус расходы» по ставке 15% - 2,24%.

Это существенное различие в уровне налоговой нагрузки обусловлено ключевой особенностью упрощенной системы налогообложения, направленной на развитие малого бизнеса – заменой уплаты НДС и налога на прибыль единым налогом по более низким ставкам.

С полной версией расчета можно ознакомиться на сайте ФНС России www.nalog.ru в подразделе «Аналитические справки» раздела «Аналитические материалы».

- Татьяна Викторовна, какие направления дальнейшей работы по «обелению» лесной отрасли Вы можете выделить?

Хочу обратить внимание налогоплательщиков, ведущих производственную деятельность непосредственно на лесных участках, на необходимость своевременных действий по регистрации обособленных подразделений организации.

Налоговым кодексом установлено, что для проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений.

По месту учета обособленного подразделения организациям необходимо уплачивать налог на доходы физических лиц и транспортный налог, которые поступают непосредственно в бюджет муниципального образования, налог на прибыль, поступающий в бюджет субъекта РФ – Архангельской области, а также представлять сведения о доходах физических лиц и расчет сумм НДФЛ, декларации по налогу на прибыль и транспортному налогу.

Однако, налогоплательщики, одним из основных видов деятельности организации которых является лесозаготовительная деятельность (заготовка, вывозка, раскряжевка и сбыт древесины) на арендуемых лесных участках, территориально обособленных от места нахождения организации и расположенных в разных районах Архангельской области вне населенных пунктов, зачастую пренебрегают исполнением этой обязанности.

В соответствии с Налоговым кодексом обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, т.е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

При этом форма организации работ - вахтовый метод или командировка, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.

Таким образом, если лесозаготовительная деятельность ведется с использованием вахтового метода вне места нахождения организации в срок, превышающий один месяц, работники организации проживают в передвижных вагонах-домиках, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением точного места постановки на учет решение, на основе представленных налогоплательщиком данных, принимается налоговым органом с учетом характера отношений между организацией и ее работниками и другими фактическими обстоятельствами осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения.

Рекомендую всем налогоплательщикам, ведущим деятельность вне места нахождения организации, своевременно информировать налоговый орган о создании обособленного подразделения, так как за непредставление в налоговый орган сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса.

- Какие налоговые риски в лесной отрасли вы можете выделить?

В сфере оборота лесопродукции у добросовестных налогоплательщиков остаются налоговые риски, связанные не с товарными операциями, а с различными посредническими операциями и сопутствующими услугами.

Например, зоной повышенного контроля ФНС России является рынок автоперевозок, в том числе транспортные услуги на перевозку лесоматериалов и готовой продукции.

В тексте Хартии закреплено, что участники обязуются соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении перевозок лесопродукции автомобильным транспортом по дорогам в Архангельской области и проявлять добросовестность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключать договоры непосредственно с компаниями перевозчиками.

На практике часто получается, что арендатор участка лесного фонда или собственник готовой продукции заключает договор на перевозку груза, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве либо вообще не имеет транспорта и штата водителей для оказания услуги. Тогда этот так называемый «подрядчик» заключает следующий договор – договор аренды транспортного средства с экипажем, когда арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации и так далее по цепочке. Расчет с реальными исполнителями услуги, перевозчиками и водителями, производится наличными денежными средствами.

В результате этой схемы фактически сделка исполняется иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону, а недобросовестный посредник получает конкурентное преимущество за счет привлечения исполнителей без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений и полного социального пакета, за счет неуплаты налоговых платежей, взносов на пенсионное и социальное страхование.

Известно, что в большинстве случаев нелегальными участниками рынка грузоперевозок являются владельцы большегрузного автомобильного транспорта – индивидуальные предприниматели или физические лица, которые ради заработка вынуждены принимать условия недобросовестных участников рынка.

Налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля вправе проверять фактический характер осуществляемой налогоплательщиком предпринимательской деятельности на предмет ее соответствия заключенным договорам о предоставлении в аренду автотранспортных средств с экипажем.

Хочу отметить, что предпринимательская деятельность по передаче физическими лицами в аренду транспортных средств с экипажем является самостоятельным видом налогооблагаемой предпринимательской деятельности.

Для ведения законной предпринимательской деятельности физические лица, владельцы большегрузного автомобильного транспорта, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

- Как обезопасить добросовестных участников рынка - заказчиков транспортных услуг от налоговых рисков?

- Для того, чтобы обезопасить добросовестных участников рынка - заказчиков транспортных услуг от налоговых рисков, ФНС России разработала конструкцию договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию, а также рекомендуемые к применению в коммерческой деятельности формы транспортных договоров, которые, позволят избежать сразу двух рисков — риска в части уплаты НДС и налога на прибыль.

Всего предложено четыре конструкции договорных форм на приобретение транспортных услуг. Первый, договор перевозки, — прямой договор с фактическим исполнителем, который обладает всеми необходимыми ресурсами для перевозки, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков: договор транспортной экспедиции; агентский договор на перевозку; договор на выполнение и организацию перевозки (смешанная форма перевозки и агентирования).

Использование рекомендованных конструкций договоров на транспортные услуги является принципиально важным условием для обеления рынка автоперевозок, прозрачности посреднических операций.

С данными предложениями можно ознакомиться на сайте Хартия-атс.рф. Там же в разделе «Формы документов» размещены:

- налоговые оговорки – особые условия в договор, позволяющие взыскать убытки или имущественные потери с контрагентов в случае предъявления претензий со стороны налоговых органов,

- перечень документов юридического лица и документов индивидуального предпринимателя, предоставляемых для подтверждения добросовестности контрагента.

Конечно, рекомендуемые правила потребуют от всех участников изменения документооборота, но только такой подход сделает рынок автоперевозок состоящим из реальных участников, обеспечит социальный пакет водителям, сейчас получающим зарплату в конверте, и обеспечит налоговые поступления в бюджет.

- Татьяна Викторовна, как продолжится работа по «обелению» лесной отрасли?

- Участники лесной отрасли, также как и уполномоченные органы государственной власти, должны быть заинтересованы в повышении прозрачности оборота древесины, сокращении многоступенчатости продажи лесопродукции и ограничении деятельности лиц, извлекающих конкурентные преимущества за счёт незаконных способов минимизации налоговых обязательств.

Грузоперевозчики Архангельской области – владельцы большегрузного автомобильного транспорта, индивидуальные предприниматели и юридические лица, принимающие правила ведения прозрачного бизнеса, могут присоединиться к Хартии участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом, которую уже подписали более 500 организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов России, работающих на рынке транспортных услуг.

Для совместного противодействия применения схем ухода от налогообложения Инспекция продолжит конструктивный диалог с участниками оборота лесопродукции.

Во избежание возможных нарушений налогового законодательства и для предотвращения необоснованного применения возмещения (вычета) по НДС, рекомендуем всем налогоплательщикам при планировании производственной деятельности на 2020 и последующие годы проанализировать условия заключенных договоров и переходить на прямые взаимоотношения производителей, переработчиков и экспортеров, исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников во всех отраслях экономики.

В заключение беседы, учитывая, что от наполнения бюджета налоговыми доходами, в том числе за счет поступления налога на доходы физических лиц, зависит благополучие и развитие местных муниципальных образований, традиционно желаю всем налогоплательщикам успешного развития на благо Архангельской области.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей