ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ольга Горелова: «Главное, чтобы каждый предприниматель знал обо мне»


Беседовала Рина КОСТИНА | 19.03.2019 17:19:59
Ольга Горелова: «Главное, чтобы каждый предприниматель знал обо мне»

Ольга ГОРЕЛОВА вступила в должность уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей 12 февраля. Отмечает, что за месяц у нее сложилось четкое понимание работы этого института, а главное - необходимости усовершенствовать систему защиты законных интересов бизнеса. Подробнее о планах нового омбудсмена – в интервью «БК».


- Ольга Владимировна, до назначения на пост регионального бизнес-омбудсмена вы работали первым заместителем генерального директора Корпорации развития Архангельской области. А есть ли у вас непосредственно предпринимательский опыт?

- В корпорацию я пришла в конце 2014 года. Стояла задача помочь организовать структуру, которая работала бы с различными проектами по всей Архангельской области в рамках мер поддержки бизнеса. За четыре года подробно познакомилась с особенностями наших муниципалитетов, с местными предпринимателями, их проблемами и настроениями. Уже тогда было понятно, что существует набор системных барьеров, которые нужно преодолевать, чтобы создать комфортную атмосферу для ведения бизнеса.

Вся моя трудовая деятельность – образование, внешнеэкономические связи, туризм, инвестиционные проекты – выстраивалась вокруг предпринимателей. Работать в структуре, которая помогает бизнесу, не побывав самой в этом статусе, – это неправильно. Летом 2018 года я решила, что нужно переходить на новый этап и зарегистрировалась как ИП, начала работать на рынке образовательных и консультационных услуг. Как выяснилось, у меня это неплохо получается. Вела несколько проектов в Архангельской и Ярославской областях.

Должность уполномоченного для меня – это новый вызов. Мне интересны задачи, которые с ним связаны, поэтому я подала документы на конкурс. Мою кандидатуру поддержал уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис ТИТОВ и губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ, а также крупнейшие бизнес-объединения региона.

За первый месяц на посту бизнес-уполномоченного у меня сложилось представление о системе работы правозащитного института. Я понимаю, как усовершенствовать защиту законных интересов бизнеса в Архангельской области, чтобы об омбудсмене знали и обращались за помощью.

- Какова будет ваша стратегия работы на посту бизнес-уполномоченного?

- Позиция бизнес-уполномоченного – оставаться «между». Должность выведена из системы, и это абсолютно верно. Важно соблюдать дистанцию между бизнесом и властью, но быть ближе к предпринимателям, на стороне предпринимателей.

Часто мы фиксируем случаи, когда решения принимаются с одной стороны – с позиции тех, кто их инициирует. Но при этом авторы должны учитывать интересы людей, на которых повлияют их решения.

В этом моя главная роль: влиять на принимаемые (и принятые) решения, которые затрагивают интересы предпринимательства. Цель уполномоченного – создавать поддерживающую среду для развития местного бизнеса.

- Вы сказали, что уполномоченный по защите прав предпринимателей – это человек, балансирующий между бизнесом и властью. В чем вы видите этот баланс?

- Есть такой тезис, что переговоры – это уже состояние конфликтной ситуации. Тактика бизнес-уполномоченного заключается в том, чтобы выслушать каждую из сторон, причем без эмоций, опираясь на факты и доводы в правовом поле.

Знаю на практике и вижу по потоку обращений и жалоб, что ошибиться может каждый – и предприниматель, и чиновник, и представители надзорных органов. Именно поэтому в каждом регионе работает институт по защите прав предпринимателей. Мы не идеализируем власть или контрольные ведомства. Мы ищем баланс в отношениях бизнеса и власти, исходя из целесообразности решения для обеих сторон. Лучше худой мир, чем хорошая война.

- Иван Кулявцев, будучи бизнес-уполномоченным, ввел хорошую практику постоянно ездить в районы. Планируете ли вы ее продолжить?

- Я активно продолжаю работу в муниципальных образованиях. В марте уже приняла участие в северодвинском совете по поддержке и развитию предпринимательства. Апрель расписан: впереди Новодвинск, Холмогорский и Онежский районы, Няндома, Каргополь, Плесецк. Запланированы расширенные заседания советов по поддержке предпринимательства при главах муниципальных образований и личные приемы.

Нужно перенастроить работу в советах, чтобы площадка была полезной и для власти, и для бизнеса. В составе должно быть больше половины предпринимателей – ярких представителей местного делового сообщества, они будут формулировать повестку наравне с местной администрацией. Тогда совет станет инструментом, который действительно позволит бизнесу участвовать в процессе принятия решений.

- Какие новые методы работы вы планируете использовать?

- Я уже приступила к укреплению сети своих общественных представителей в муниципалитетах. Она не очень активно работала в прошлом году, и я актуализировала состав, но костяк остался. Мы договорились, что два раза в год будем собираться в Архангельске. Во-первых, для того, чтобы формировать сплоченную команду. Во-вторых, для выявления общих проблем муниципалитетов.

Эффективный инструмент, который использую в работе, – скайп-встречи. Мы с коллегами обсуждаем проекты и определяем, как двигаться дальше. Такую же практику хочу реализовать здесь. Житель любого труднодоступного муниципалитета сможет обратиться к моему общественному представителю и связаться со мной по видеосвязи, тогда я смогу оперативно отреагировать и включиться в ситуацию.

Сегодня я интегрирую интересы ключевых бизнес-объединений Архангельской области: Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России» и «ОПОРЫ РОССИИ». Вместе мы образуем «пятерку», которая транслирует мнение предпринимательского сообщества. Мы договорились, что регулярно будем поднимать общие темы и формировать позицию, предлагать конкретные решения и продвигать их на разных уровнях власти.

Признаться честно, для меня стала открытием глубина проблем в жалобах, которые поступают от предпринимателей. Еще большим откровением было то, что институт бизнес-уполномоченного пока не совсем узнаваем в регионе. И даже те, кто знает о нем, обращаются к правозащитнику в последнюю очередь. Это малоэффективно.

Важно, чтобы каждый предприниматель знал обо мне. Омбудсмен – первый, к кому стоит обращаться, если появилось непонимание или сложная ситуация либо есть основания полагать, что это возникнет в будущем. Я могу включиться в процесс и решить проблему в досудебном формате или в формате согласительной комиссии. Когда же предприниматель затянул с проблемой, когда позади уже несколько судов, сложно повлиять на решение в нашу пользу, в пользу бизнеса.

- Каким образом вы планируете популяризировать институт бизнес-уполномоченного среди предпринимателей?

- Планирую организовать линейку событий для делового сообщества, используя действующие площадки. Например, Маргаритинская ярмарка и областная конференция предпринимателей. Я хочу рассказать бизнесу на его же языке о ситуациях, с которыми он может столкнуться, о случаях, когда стоит обращаться ко мне, о том, как происходит работа с уполномоченным, по каким вопросам могу помочь. Есть желание внести образовательный компонент: пригласить экспертов, которые бы от первого лица поделились советами, лайфхаками, опытом. Главное, чтобы каждый предприниматель в регионе понимал, что я здесь и что реально могу помочь.

- Начало года для предпринимателей выдалось не самым радужным. Повышен НДС, выросли цены на топливо, увеличены отчисления с ИП в Пенсионный фонд и ФОМС. Как вы оцениваете деловой климат в регионе на сегодняшний день?

- Да, государство вводит немало ограничений. Но если вдруг представить ситуацию, что они сняты, неужели все поменяется в лучшую сторону? Никуда не уйдет обязанность, внутренняя потребность и ответственность двигаться быстрее, принимать решения и делать так, чтобы твой продукт покупали. Убеждена, что предприниматели смогут, не зацикливаясь на ограничениях, посмотреть на свой бизнес как на потенциальную точку роста в рамках существующих возможностей и трендов.

- Вступили в действие новые коэффициенты для расчета ЕНВД в Архангельске, причем довольно неожиданно. Как считают представители розницы, для которой К2 повысился особенно заметно, ожидаемых доходов в бюджет город не получит, а вот налогоплательщиков может потерять. Какую позицию занимаете вы по этому вопросу?

- Я столкнулась с этой проблемой в первый же день работы. Ко мне обратилась инициативная группа, сейчас у них собрано порядка 300 подписей. Я понимаю беспокойство бизнеса. Мы с коллегами посчитали: налоговая нагрузка на розницу увеличилась в два раза, а ЕНВД стал невыгодной системой налогообложения. Если бы предприниматели узнали об этом в прошлом году, они смогли бы перенастроиться и перейти на УСН.

Принимая решение, которое затрагивает интересы бизнеса, мы должны опираться на общее обсуждение. Есть ресурсы, которые могли бы донести информацию, и бизнес сумел бы подготовиться, войти в новый финансовый год с другими планами и расходами.

Мы инициировали совещание с депутатами в гордуме, пригласили несколько предпринимателей, которые на своих примерах показали, к чему может привести резкое повышение К2. По этому вопросу у нас также была личная встреча с главой администрации Архангельска Игорем ГОДЗИШЕМ и председателем Архангельской городской Думы Валентиной СЫРОВОЙ. Главный довод муниципальной власти – пополнение бюджета доходами от ЕНВД. Но у меня гипотеза абсолютно обратная. Я уже сейчас вижу настроение и действия предпринимателей, которые начинают закрывать бизнес. Вместо планового пополнения и увеличения доходов в бюджете мы можем столкнуться с тем, что значительное число субъектов малого бизнеса прекратит существование и мы не дотянем даже до прошлогоднего уровня налоговых поступлений.

Для того чтобы показать городу, к чему это может привести, мы договорились, что совместно с ИФНС и местной властью посмотрим итоги первого и второго кварталов: сколько плательщиков ЕНВД закрылось либо перешло на другую систему налогообложения и сколько город получил платежей по факту в сравнении с планом. При этом мы, конечно, не увидим, сколько людей уйдет в «серую» зону.

В ближайшее время ИФНС подготовит разъяснения о возможностях перехода на другие системы налогообложения, чтобы предприниматели смогли выбрать наиболее выгодный для них налоговый режим.

Хочу подчеркнуть: предприниматели осознают необходимость повышения К2. Но переход должен быть мягким. Эта логика и закладывалась в решение 2016 года. Причем расстраивает больше отсутствие диалога с деловым сообществом. А ведь это мостик доверия между властью и бизнесом.

titov_boris.jpgP.S. Сегодня, 19 марта, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис ТИТОВ поздравил коллегу по правозащитному институту Ольгу Горелову с днём рождения.

«Вы недавно стали частью нашей команды. Уверен, что у Вас есть все качества, которые нужны для успешной работы на важном посту уполномоченного по защите прав предпринимателей в Архангельской области. Ваш ответственный и неравнодушный подход к делу будут развивать здоровый предпринимательский климат в регионе, укреплять доверие к институту уполномоченного», – подчеркнул Борис Титов.





Возврат к списку

0
евро-помор
Смешная девчонка
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5