Григорий ДИТЯТЕВ | 28.06.2019 22:31:39
Cотрудники лаборатории социокультурной динамики арктических регионов РФ Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики при Российской академии наук осуществляют проект, название которого интригует: «Ценностные ориентации населения Арктической зоны Архангельской области». Исследование ведется в рамках темы научно-исследовательской работы «Мониторинг социально-психологической и социокльтурной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации».
Полевые исследования проводились еще в прошлом году, однако работа над темой еще продолжается и в скором времени завершится.
Кристина МАЛИНИНА, заведующая лабораторией, кандидат социологических наук:
- В качестве основы использовался классический подход американского социального психолога М. Рокича. Она предполагает разделение ценностей на два класса: терминальные, отражающие фундаментальные целевые установки индивидов, то есть самое важное, что они хотели бы получить от окружающего их мира, и инструментальные – такие человеческие качества, врожденные или приобретаемые в результате воспитания, которые воспринимаются людьми как приемлемые и необходимые для достижения основополагающих жизненных целей. С целью лучшего понимания того, какие терминальные и инструментальные ценности доминируют среди жителей Поморья, был проведен массовый анкетный опрос, охвативший арктические территории области.
Нам удалось познакомиться с предварительными результатами исследования, некоторые из них публиковались в научных изданиях. Они показались интересными, так как дают возможность северянам посмотреть на себя несколько со стороны.
Ни учиться, ни лечиться?
Среди терминальных ценностей для наших земляков на первых местах стоят семья и дети (80 %), здоровье (78 %), любовь (68%), мир и безопасность (67%). При этом семейные ценности – это приоритет прежде всего для женщин (86%), особенно в возрасте 50-59 лет (92%). А здоровье выделялось представителями старшей возрастной группы как наиболее важная ценность (94% опрошенных), при этом без значимых гендерных различий.
Наименее же популярны такие ценности, как общественное признание, творчество, удовольствие (или развлечения), повышение образования и общей культуры.
Социологи связывают эти парадоксы с представлением о невысоком жизненном уровне населения. И действительно, большинство респондентов относят себя к категории людей, которым собственных доходов хватает лишь на продукты питания и одежду (47%). Таким образом, основной заботой большей части населения, судя по ответам, является удовлетворение первичных потребностей: в пище, жилье, одежде. А ресурсов для саморазвития им просто не хватает. Хотя в оценках материального вопроса имеется существенное различие между горожанами и жителями сельской местности.
Антон МАКСИМОВ, старший научный сотрудник:
- Интересно отметить, что вопреки расхожему мнению о культурной и психологической пропасти, которая якобы разделяет городских жителей и жителей сельской местности, в том, что касается их терминальных ценностей, значимых различий мы практически не наблюдаем. Это, конечно, не означает, что между деревенскими и городскими нет отличий в их бытовых привычках, уровне образования и отношении ко многим явлениям современности. Однако в наиболее фундаментальных вещах их мнение совпадает – и те, и другие одинаково ценят семью, здоровье, мир и безопасность, верных друзей.
Правда, есть один нюанс, который кое-что может сказать и о разнице ценностных ориентаций горожан и сельских жителей: в топ-5 ценностей горожан попала материальная обеспеченность, которая, как выяснилось, не так важна для опрошенных в сельских районах. А в деревнях наши респонденты включили в пятерку наиболее важных ценностей любовь и отношения, тогда как в иерархии ценностей городского населения любовь заняла «непочетное» 9-е место из 18.
Веселы, морально устойчивы и… ленивы?
Вероятно, проблемы материального плана серьезно влияют и на то, как мы проводим досуг. Отвечая на вопрос «Чем вы обычно предпочитаете заниматься в свободное время?», большинство респондентов отметили, что ежедневно общаются с родственниками (53%) и друзьями (44%), а также посещают интернет-сайты и социальные сети (42%), слушают музыку (36%). Многие «арктикопоморы» при этом демонстрируют моральную устойчивость, никогда не посещая ночные клубы (65%) и не играя в компьютерные игры (62%). Но вместе с тем игнорируют и кружки по интересам (76%), а не участвовали в общественно-политических мероприятиях целых 59%. Так не в этом ли суть повышенной социальной активности последнего времени?
При этом чувство скуки испытывают редко – 50%, никогда – 16%, а каждый день – только 3%. В общем, поговорка про Архангельск о доске, треске и тоске социологически не подтверждается. Рассказали участники опроса и о своих не воплощенных в жизнь желаниях: это путешествия – 62%, изучение иностранных языков (37%) и обустройство жилища (33%). Основными причинами, помешавшими реализации задуманного, опрошенные указывали нехватку финансов, времени, а также честно писали, что им просто лень.
Из набора инструментальных ценностей наиболее популярными среди опрошенных оказались: требовательность к себе, окружающим (86%) и воспитанность, вежливость (66%). А наименее важны - настойчивость, чуткость (по 8%), а также амбициозность, желание добиться успеха (11%). Как можно быть требовательным к другим и при этом не настойчивым, пока что осталось загадкой, но, возможно, со временем социологи дадут ответ и на этот непростой вопрос. Как и о связи мейнстримных консервативных ценностей с таким качеством, как лень.
Татьяна БЛЫНСКАЯ, старший научный сотрудник лаборатории социокультурной динамики арктических регионов Российской Федерации Института комплексных исследований Арктики:
- Анализируя полученные данные, на наш взгляд, стоит обратить внимание на менталитет северян. Можно выделить два уровня ментальных различий: центр – провинция и север - юг. В сравнении с центром (Москва, Санкт-Петербург) северный регион отличается большей консервативностью мышления в восприятии людей и событий. Большая часть населения занята в основном выживанием и ценит семью, друзей, традиции. На прочее же, например хобби, общественное признание, саморазвитие, уже не хватает ресурсов – ни внутренних, ни внешних. По мнению экспертов, среди различий в ментальности северных и южных регионов можно отметить определенную замкнутость северян, надежду прежде всего только на самого себя. При этом большинство респондентов отметили, что довольно редко испытывают постоянное чувство скуки, что указывает на их самодостаточность, и находят достаточно понимания среди членов семьи и друзей.