Ирина ФОКИНА. Фото Алексея Липницкого | 25.08.2017 12:00:05
23 августа Маймаксанский грузовой участок Архангельского тралового флота принял судно «Гармония» с тремя тысячами тонн красной рыбы на борту. Это первый транспорт с рыбой, пришедший из Владивостока в Архангельск по Северному морскому пути. Такой способ перевалки груза значительно сокращает время доставки и себестоимость продукции. Правда, понижения цен ожидать пока рано: для этого порту Архангельск нужно принимать два-три таких судна за сезон.
Судно «Гармония», принадлежащее группе компаний «Доброфлот» (Приморский край), доставило в Архангельск горбушу, нерку и кету. Для хранения продукции будут задействованы холодильные склады АО «АТФ».
«Для нас это очень важный груз. Холодильники заполнены - значит, люди заняты, Маймаксанский грузовой участок обеспечен работой. Все суда, идущие по Северному морскому пути, должны заходить в порт Архангельск: надо, чтобы это стало общим правилом. «Гармония» - первая ласточка. В дальнейшем мы планируем принимать два-три транспорта за сезон: это порядка 10-12 тысяч тонн рыбной продукции с Дальнего Востока. Объем работы большой. Сейчас Маймаксанский грузовой участок переваливает суммарно 15-17 тысяч тонн рыбы в год. Но к увеличению нагрузки Архангельский траловый флот полностью готов», – рассказал генеральный директор АО «АТФ» Алексей ЗАПЛАТИН.
Треть груза будет отправлена в центральные районы России, остальную часть планируется реализовать в Архангельской области. Как сообщил заместитель начальника отдела по рыбному хозяйству министерства АПК и торговли Евгений КУЗНЕЦОВ, от предприятий региона поступило уже более 50 заявок на отгрузку продукции.
«Опыт доставки рыбной продукции в порт Архангельск с использованием трассы Северного морского пути – уникальный и крайне перспективный. Это знаковое событие для области. Но сейчас пока вряд ли стоит ожидать снижения цен», – добавил Евгений Кузнецов.
По словам Алексея Заплатина, транспортировка рыбы по Севморпути сокращает время доставки в 2,5-3 раза, а соответственно, и себестоимость. Заказчики должны убедиться в удобстве логистики и высоком качество портовых услуг. Когда суда пойдут потоком, это станет заметно и по ценникам на прилавках магазинов.
«От района промысла, где мы забрали рыбу, до Архангельска примерно 6,5 тысячи км – как от Владивостока до Новосибирска, – пояснил капитан судна «Гармония» Владимир СЛИЗОВ. – Мы прошли этот путь за 14 дней. Немножко «поштормовали», повоевали со льдом... Пока еще сложно давать оценку тому, как нас здесь приняли, но я думаю, что все будет хорошо. Мне бы хотелось, чтобы рейсы пошли как по конвейеру. «Доброфлот» сейчас налаживает перевозки по Севморпути: компания работает только на российский рынок, поэтому этот маршрут ей крайне интересен».
Серьезный импульс для реализации планов доставки рыбы по Севморпути с Дальнего Востока в центральную часть России дал Международный форум «Арктика: территория диалога». В ходе обсуждений этой логистической схемы удалось убедить потенциальных партнеров в том, что Архангельск располагает всей необходимой инфраструктурой для перевалки рыбной продукции.
Прямая речь
Евгений КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника отдела по рыбному хозяйства министерства АПК и торговли Архангельской области:
- Для сравнения: 3000 тонн - это пятая часть от общего количества рыбы, отгруженной в Архангельске за весь прошлый год. Около тысячи тонн предназначено для отправки в центральные регионы России. Остальная часть груза будет реализована на территории нашей области. Только от торговых предприятий нашего региона поступило уже более пятидесяти заявок на эту продукцию.