Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 22.06.2009 12:00:00
Бывшие клиенты салонов красоты класса premium устремились в небольшие салоны и парикмахерские, нередко расположенные далеко за пределами центра города. Чтобы предложить им необходимый минимум услуг, нужны хорошая интуиция и умение правильно распределять средства. Снижать цены или искать другие способы расширения доли рынка?
Ответ на этот вопрос строго индивидуален - всё зависит от того, каковы потребности аудитории. Опытные мастера уверенно говорят о том, что в этом секторе обвала рынка не будет: во времена рецессии многие не идут на крупные траты, откладывают на будущее давно запланированные приобретения, но не отказывают себе в маленьких излишествах - эту тенденцию спроса назвали «эффектом губной помады». Чтобы отвлечься от грустных мыслей, время от времени люди не прочь сменить имидж и побаловать себя услугами индустрии красоты.
На стажировке у известного парикмахера выпускник колледжа ясно видит дистанцию, их разделяющую. Индустрия красоты сродни шоу-бизнесу: чтобы оказаться «богатым и знаменитым», придётся не просто потрудиться, но и смело заявить о себе. Благо в сфере услуг - гибкой и по-настоящему демократичной - возможностей для этого много.
Ежегодно проходят открытые конкурсы и чемпионаты по парикмахерскому искусству - городские, региональные, российские и международные. И если у вас есть талант, нужно рискнуть. Хотя одного таланта мало. Прежде чем имя ваше станет широко известным, нужно пройти добрый десяток мастер-классов, вложив часть своих честно заработанных денег, потом много раз подтвердить свою состоятельность на практике - и, наконец, выпустить на подиум первую яркую модель, подстриженную и причёсанную в тренде сезона.
Классно и недорого
16 июня при подведении итогов городского конкурса «Лучший салон-парикмахерская - 2009» в ряду раскрученных марок в очень интересной и остро злободневной номинации «Классно и недорого» появилась новая - Nota Bene. Такое имя носит парикмахерская в Соломбале: четыре мужских, четыре женских мастера и два специалиста по маникюру - вот и вся команда, обеспечивающая безубыточную работу этого небольшого заведения.
Хозяйка Nota Bene Татьяна ФЕЛЬДМАН говорит о кризисном изменении спроса без тени уныния: «Всё как обычно, но поскромнее». Да, мужчины стали реже делать модельные причёски, а женщины не столь часто красят волосы, но не пренебрегают регулярной стрижкой, укладкой и уходом за ногтями - тем, что входит в минимум услуг, поддерживающих имидж. Экономнее стали не только соломбальцы, но и более обеспеченные клиенты, которые приезжают стричься из центра города.
Татьяна не скрывает, что 2009 год - трудный, тем более что у них он связан с переездом из старого помещения в новое. И всё-таки она преодолела искушение поднять цену услуг, которые рассчитываются на перспективу и устанавливаются ежегодно 1 ноября.
Несмотря на то, что подорожала аренда и расходные материалы, повысились отчисления в Пенсионный фонд, расценки остаются стабильными, что удерживает постоянных клиентов и привлекает эпизодических.
Постоянные клиенты - это достояние. Общеизвестная в мире бизнеса истина получила новое подтверждение, когда, узнав о смене адреса и прикинув связанные с этим расходы, наиболее преданные из них предложили Татьяне свою помощь.
Чтобы вовремя выплачивать проценты по банковскому кредиту и развивать дело, мастера Nota Bene отказались от некоторых наиболее дорогих препаратов (благо и спрос на них сейчас упал), отложили на будущее ранее запланированную закупку оборудования и снизили расходы на рекламу.
Держим планку
В своё время замечание «Я стригусь в «Поли Лайнз» было почти равносильно заявлению «Я на пути к процветанию». Студия закрылась в апреле 2008 года - примерно за полгода до того, как на профессиональных порталах стилистов, косметологов и мастеров парикмахерского искусства появились сообщения о падении спроса на услуги в салонах красоты класса premium. Высвободились мастера с хорошей школой и наработанной клиентской базой. Один из них - Сергей КЛЕМЕНТЬЕВ - сразу же открыл собственный салон SK Studio.
Сначала возникла идея авторской студии на одно место, но коллеги предложили объединить усилия. Ни вместе, ни тем более в одиночку в столь жёстких условиях они бы не вытянули полный ассортимент «Поли Лайнз», но каждый умел делать что-то особенно высокопрофессионально. Парикмахерские услуги, маникюр, педикюр и макияж - необходимо и на сегодняшний день достаточно, решили партнёры.
Сергей знал, что у них непростая клиентура - она привыкла не только к одному из любимых мастеров, но и к экспресс-обслуживанию. Большинство клиентов SK Studio - люди бизнеса, а они готовы платить за получение определённого комплекса услуг в одном месте - и не за три дня, а за три часа. С учётом того, что за годы существования «материнской» студии люди привыкли к определённому месту, Сергей арендовал площадь буквально в квартале от неё, в одном из исторических зданий центра Архангельска.
Исходя из технологий, SK Studio не могла экономить на импортных красках и косметике, поэтому с ростом курса евро и мартовским повышением расценок на аренду пришлось поднять цены. Спрос не упал. Расходы на оборотные средства помогает покрывать овердрафт, а средства, вложенные в ремонт и оборудование студии год назад, уже окупились.
Несмотря на то, что время от времени часть клиентов медлит с запланированным визитом, ссылаясь на денежные трудности, или сообщает «я в отпуске», они возвращаются к своим мастерам. Более того, каждый месяц приходят новые - работает «сарафанная почта».
Самые свежие исследования рынка труда показывают: профессия парикмахера считается одной из самых востребованных и перспективных. И, несмотря на общий экономический спад, растёт количество небольших салонов и парикмахерских. О чём это свидетельствует? В первую очередь, как ни парадоксально это звучит, - о продуктивности финансового кризиса. А вот ещё один парадокс: чаще всего смена «формата» отнюдь не означает снижения качества услуг.