ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 11:53

Светлая идея дирижёра Виктора Воробьёва


Беседовала Ольга ИСТОМИНА. Фото Григория Аншукова | 29.12.2018 00:55:13
Светлая идея дирижёра Виктора Воробьёва

Более полувека в Архангельске нет постоянного симфонического оркестра. Но есть прекрасная традиция накануне Нового года играть концерты большим составом музыкантов из разных коллективов, чтобы в Кирхе хотя бы раз в год звучала симфоническая музыка. Последние три года подготовкой программы для сборного симфонического оркестра занимается Виктор ВОРОБЬЁВ. Постоянным зрителям филармонии музыкант известен в первую очередь как флейтист, а новой публике – как дирижёр и инициатор необычных музыкальных проектов.


В интервью «БК» он рассказал о том, как идея превращается в концертную программу и почему ему хочется радовать зрителей.

– Перед новогодними праздниками в Кирхе традиционно проходят концерты симфонического оркестра. Уже третий год подряд вы выступаете в качестве дирижера и вместе с музыкантами предлагаете зрителям необычную программу. В этот раз зрителей ждет экскурс по музыкальным стилям от барокко до рока. Как рождалась идея этого концерта?

– Последние пару лет мы с коллегами начали придумывать новые формы новогоднего концерта. В прошлом году основной темой была музыка кино. Это был первый в нашем опыте такой удивительный концерт. После того, как он прошел, нам не хотелось сразу возвращаться в канву традиционализма, возникло желание попробовать что-то еще. При этом важно было объединить новую программу какой-то сквозной идеей. Такой идея стало путешествие – географическое, по музыке стран Европы, и путешествие во времени, через эпохи. Поскольку связующим звеном здесь является оркестр, мы представляем его как живой организм от момента зарождения – эпоха раннего классицизма – до музыки двадцатого века. Из каждой эпохи мы постарались взять максимально узнаваемую, показательную музыку, определяющую время, чтобы подчеркнуть особенности каждого стиля. Классикой двадцатого века, по нашему мнению, уже являются группы «The Beatles» и «Queen». Мы хотим представить музыку этих групп в исполнении академического коллектива.

– Кажется, что сейчас в Поморской филармонии начал меняться вектор движения от классического исполнения музыкальных произведений к новым, экспериментальным формам. В афише появляются неожиданные проекты. Например, в октябре уже интересно прозвучали песни «Мумий Тролля» и «Наутилуса» в исполнении коллектива «Антари Поморья», а актеры театра драмы читали поэму Иосифа БРОДСКОГО «Новый Жюль Верн»…

– В филармонии действительно стало появляться очень много разного, но мы ни в коем случае не пытаемся отойти от того, что можно назвать традиционализмом или академической музыкой. Мы от этого не отходим, но считаем, что должны быть открыты для широчайшего круга зрителей – огромного количества людей, для которых классическая музыка в ее стандартном понимании может быть не всегда понятна и не всегда легка. А на новый год мы делаем не просто концерт, а праздник! Поэтому должно быть что-то особенное. Концерт получается небольшой, он идет всего два часа в два действия. Хочется за это время показать рост, движение, изменение оркестровой музыки…

– Какое настроение у зрителей вы стремитесь создать?

– Очень хочется, чтобы в этот день мы больше совместно насладились, нежели чему-то научились или что-то в себе воспитали. Чтобы музыканты насладились исполнением, а зрители – прослушиванием музыки. Я уверен, что часть зрителей, которые приходят на наши новогодние концерты, в течение года в филармонию не ходят. Поэтому хочется, чтобы в этой программе им что-то очень понравилось, чтобы они по-новому почувствовали зал Кирхи. Наша главная цель – вместе кайфануть от происходящего! Когда мы играем, то обычно находимся на сцене как бы над зрителем. В данном случае хочется не попытаться наставить, а улыбнуться и получить ответ. В прошлом году, в мае у нас был концерт с симфоническим оркестром, посвященный Дню Победы. Мы включили в программу один интересный номер. Играли попурри на песни Победы, и в какой-то момент я повернулся к залу, когда оркестр проходил тему, и попросил зал петь – ведь люди знают эти песни наизусть. Некоторые мои коллеги не были уверены, что зал откликнется, потому что это неожиданно, требует определенного внутреннего раскрытия. Но это было задумано в финале концерта, когда мы уже проделали большую эмоциональную работу. У нас всё получилось: оркестр играет, а зал поет! Наверное, многие надолго запомнят этот момент.

– Как проходит процесс создания концертной программы? Возникает ли момент совместного творчества с музыкантами?

– Основную концепцию концерта и ответственность за нее беру на себя, естественно, я. Но кирпичики той стены, которую нужно построить, привносят и другие люди. Очень много интересных идей есть у моего друга и коллеги Армена ВАРТАНЯНА, который помогает мне в том, что мы делаем. Что-то свое привносит Сергей ЖИГАЛЬЦОВ, который создает для нас видеоинсталляции. Потрясающие идеи возникают у Василия Сергеевича ЛАРИОНОВА (директор Поморской филармонии – Прим. авт.), который очень нас поддерживает и помогает. Мы все вместе создаем концерт вокруг определенной идеи. Иногда идея может появиться, и ты ее положишь на определенную полочку своего разума, а через какое-то время посмотришь на нее уже с другой стороны. Потом появляются новые мысли и обстоятельства, и эта идея начинает обрастать деталями, а что-то, наоборот, начинает вычищаться, кристаллизоваться. Но эта идея постоянно живет и приобретает какую-то форму – возникает возможность воплотить ее в концерте. Например, идея спеть с залом была давно, и стало понятно, что она замечательно подойдет на концерт ко Дню Победы. С нынешним концертом – та же самая история. То, что в этом году будет представлено – лишь часть замысла, который есть в голове. Может быть, через годы, если повезет, мы ее дополним, расширим и сделаем что-то еще.

– Как ваши постоянные зрители воспринимают новые концертные формы, делятся ли своими впечатлениями?

– Одна из причин, по которой мы позволяем себе подобные эксперименты – это то, насколько лояльно к нам относится наша постоянная публика и насколько доброжелательно настроен новый зритель. Обратная связь лично для меня удивительна и неожиданна. В этом году у нас впервые проходит три новогодних концерта, и билеты на них уже раскуплены. Это, наверное, о чем-то говорит, и все не зря.

– В настоящее время в Архангельске нет постоянного симфонического оркестра. Как вы собираете музыкантов на большие праздничные концерты?

– В Архангельске уже очень давно нет постоянного симфонического оркестра. Он существовал здесь в 30-е годы прошлого века. В наших симфонических программах участвуют сборные коллективы: музыканты, которые работают в стенах филармонии и играют в государственном камерном оркестре, музыканты оркестра МЧС под руководством Вадима ДАНИЛЮКА и духового оркестра УФСИН под руководством Владимира ФЕДОРОВЦЕВА, музыкального колледжа. Конечно, безумно сложно собрать большой коллектив разом, чтобы придумать и сделать программу. В нашем сборном оркестре участвует одновременно от 30 до 40 человек в зависимости от исполняемого произведения. У нас нет фиксированного состава, много солистов. Наш коллектив небольшой – обычно симфонический оркестр состоит из 60 –80 музыкантов.

– Как в таких сложных условиях проходят репетиции?

– Мы собираемся только за небольшое время до наших концертов. Но проходит много подготовительной работы. Например, есть группа людей, которые составляют костяк в одном произведении, и мы с ними собираемся отдельно, потом так же – с другими. Процесс подготовки концерта идет постоянно, нельзя сказать, что сегодня у меня выходной, а завтра я начинаю работать. Мы доделываем один проект и уже начинаем делать следующий, закладываем кирпичики на дальнейшие программы. Но поскольку постоянного оркестра у нас нет и пока всё это – счастливое стечение обстоятельств, мы не можем планировать работу хотя бы на год. Сегодня мы можем поиграть, а завтра, может быть, уже не сможем.

– Может ли во время концерта во время исполнения произведений родиться что-то новое, что не было продумано заранее, во время репетиций?

– Нет, конечно. Это не случайная, спонтанная импровизация. Мы все-таки не джазом занимаемся. Хотя и лучшая импровизация – это подготовленная импровизация. Зрителю кажется, что она случайно возникла у исполнителя на сцене, но на самом деле он давно ее уже положил себе на полочку, в руки, в инструмент. Мы делаем совершенно конкретные вещи, нарабатываем это – для этого нам и нужен репетиционный процесс.

– В театр не бывает двух одинаковых спектаклей, они каждый раз рождаются заново, проходят с разной энергетикой и разным ритмом. Можно ли то же самое сказать о концерте симфонического оркестра?

– Безусловно. Энергетика может быть разной, это от нас не зависит. Можно сколько угодно репетировать, выстраивать, но когда это живое выступление, живое нахождение на сцене – каждый раз возможна своя энергетика. Тут я не всесилен, никто не может этим управлять. В этом – волшебство нашей музыки. Невозможно совершенно одинаково повторить исполнение, в этом и крутость живого концерта. Он может пройти три раза, и кажется, что три раза было одно и то же, но ощущения разные. От зрителя тоже очень многое зависит: от того, как он начинает получать музыку, как он на нее реагирует, сразу наполняется зал.

– Ищете ли вы новое звучание для музыкальных произведений, создаете их аранжировки?

– Если мы говорим про классическую и академическую традицию, то не нужно привносить в них что-то новое. Гениальные композиторы уже все написали, и нужно попытаться исполнить произведение так, как звучала эта музыка у них в голове тогда, когда они ее записывали. Что такое ноты на бумаге? Это очень условное отображение музыки. Чтобы правильно исполнять музыку разных композиторов и эпох, надо хорошо знать их. Понимать стиль и то, о чем мог писать тот или иной автор. Возникает очень много нюансов, и своевольничать здесь опасно. Что касается музыки двадцатого века, и тем более музыки группы «The Beatles» или «Queen», то естественно, присутствует и аранжировка, и оркестровка, и все это «допиливается» под состав, который у нас есть, и возможности зала Кирхи. Звучание музыки в исполнении огромного состава на стадионе – это одна история, исполнение нашим небольшим составом в зале со своей потрясающей акустикой – совсем другая.

– Какие задачи вы ставите перед собой в своей работе, в творчестве?

– Я искренне убежден в том, что музыкантам, с которыми мы вместе работаем, нравится то, что мы сейчас делаем в Архангельске. Это что-то новое, что мы можем поиграть вместе. У нас есть светлая идея – нам хочется играть необычные, большие концерты чаще. Хочется делать разную, интересную музыку, чтобы люди радовались и узнавали новое. Хочется, чтобы студенты, которые заканчивают музыкальный колледж, тоже по возможности участвовали в таких мероприятиях. И хочется, чтобы музыка в Архангельске была разнообразной, и чтобы ее было больше.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей