Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Ильи Леонюка и Алексея Липницкого | 04.12.2025 21:24:29
В эти дни в Архангельске проходит форум «Дни ритейла в Беломорье», в числе главных организаторов которого – правительство Архангельской области при участии Минпромторга России. Ощутимый скачок доли маркетплейсов, высокий интерес к здоровому образу жизни и одновременно к готовой еде — среди сегодняшних трендов рынка торговли. Традиционно велик спрос на «всё местное», что важно для развития общепита и туризма. Об этом и многом другом говорят на форуме.
В 2025 году форум «Дни ритейла в Беломорье» совмещен с XIX Региональным торговым форумом. Сам форум ритейла также проходит у нас не в первый раз.
«Потребительский рынок — одна из ключевых сфер региональной экономики, - подчеркнул в приветственном слове губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ. - Мы последовательно работаем над тем, чтобы в наш регион было комфортно инвестировать, чтобы новые технологии приходили в торговлю, а малый и средний бизнес чувствовал поддержку и уверенность. Ведь именно малые и средние предприятия формируют основу торговой инфраструктуры и напрямую влияют на качество жизни людей. Сегодня в Архангельской области работают свыше 13 тысяч объектов торговли и сервиса. В отрасли трудится более 73 тысяч специалистов. Торговля формирует значимую часть внутреннего регионального продукта, обеспечивая устойчивые налоговые поступления и рабочие места. По сути, это отрасль, которая ежедневно влияет на состояние экономики и настроение людей».
По оценке главы региона, форум подтверждает свой статус площадки, где формируются новые ориентиры и направления развития отрасли.

.
«Мы видим, как сегодня мировая ситуация влияет на правила торговли, как создаются новые рынки, новые маршруты и модели поведения потребителей. В такой динамике особенно важен откровенный разговор. И наш форум как раз даёт возможность встретиться бизнесу и власти, обменяться мнениями и вместе искать решения актуальных задач. Убеждён, что этот диалог поможет сформировать конкретные инициативы — те, что будут востребованы на региональном и, возможно, на федеральном уровне», - отметил Александр Цыбульский.
Тренды рынка
Между тем конкуренция в отрасли растёт. Предприятия бьются за каждого клиента, и если ещё совсем недавно речь шла о соперничестве между региональными и федеральными участниками рынка, то сегодня появился новый крупный игрок – маркетплейсы. Как прозвучало на форуме, сейчас доля онлайн-площадок уже достигла 11,7%.
Как напомнил на пленарной сессии форума директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита КУЗНЕЦОВ, с 1 октября 2026 года в России вступит в силу новый закон о цифровых платформах, который меняет правила работы маркетплейсов и агрегаторов услуг.
«Закон достаточно рамочный, требующий разработки многочисленных подзаконных актов. Но он необходим по ряду причин. Прежде всего, очевидно активное вмешательство маркетплейсов в ценообразование на рынке. Обвинять их в этом абсолютно бессмысленно. Но складывается ситуация, когда производитель или прямой продавец абсолютно не управляют своими каналами сбыта. Другой момент: у маркетплейсов, так же, как и у других участников рынка, должна быть ответственность за выставленный на площадке товар. К сожалению, распространена практика онлайн-продажи подделок и контрафакта. Товар должен быть снабжен всеми необходимыми документами, включая свидетельства о маркировке, уплате таможенных пошлин и так далее. Так что регулировать маркетплейсы, безусловно, надо, и мы этим как раз сейчас занимаемся. Это обеспечит справедливую конкуренцию», – пояснил Никита Вячеславович.
Следующий тренд - рост интереса россиян к готовой еде при современном ритме жизни. Согласно совместному исследованию РБК и «Магнита», рынок готовой еды в России к 2030 году вырастет в 2,5 раза и в денежном выражении превысит 10 трлн рублей. Это вызывает большое напряжение у рестораторов. Вместе с тем, именно эта ниша позволяет наращивать обороты не только крупным игрокам рынка уровня Х5, но и региональным торговым сетям. Как отметил на пленарной сессии генеральный директор «Холдинга Петр&скй» Владимир ПЕТРОВСКИЙ, доля продукции собственного производства в общем объёме выручки магазинов сети — более 30%.

.
«Это наше преимущество: условно говоря, продавая только консервные банки и макароны, мы никогда не сможем конкурировать с «Магнитом» или «Пятёрочкой». Мы занимаемся производством продуктов питания уже около 20 лет. При этом готовая еда у нас с коротким сроком хранения, потому что я, например, не представляю, как можно продавать кашу со сроком годности 45 суток. А покупателями готовой еды, кстати, у нас являются не только занятые люди, но и, например, одинокие пенсионеры, для которых это, к тому же, более экономически выгодно, чем брать продукты по отдельности», - добавил Владимир Клавдиевич.
Для сравнения: по словам Василия ПУШКИНА, директора по взаимодействию с органами государственной власти X5, доля готовой еды в торговых сетях группы в некоторых регионах доходит до 10%. Однако в холдинге в целом за 2024 год эта категория выросла на 56%. А как уточнила Анастасия АЛЕКСАНДРОВА, руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами Московского округа «Магнит», Архангельск является одним из лидеров потребления готовой еды и выпечки в сети на Северо-Западе России.
Вызовы и преимущества
Министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА на пленарной сессии отметила, что в числе ключевых проблем, беспокоящих сегодня ритейлеров нашего региона, — снижение порога годовой выручки предпринимателей, применяющих УСН, в том числе для возникновения у них обязанности по уплате НДС. Это может привести к закрытию зачастую единственных предприятий торговли в отдалённых населённых пунктах. Напомним, что Александр Цыбульский вместе с главами других арктических регионов уже выступил с инициативой о налоговых послаблениях для субъектов МСП, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
«В целом же мы находимся в общероссийских трендах, которые региональный бизнес чётко отслеживает. А вызовы в ритейле сейчас для всей страны очень серьёзные: санкционное давление коснулось и поставок продуктов питания, товаров повседневного спроса, необходимого оборудования для отрасли. Но наш ритейл, местные товаропроизводители успешно с этим справляются. Ассортимент товаров на полках розничных магазинов, предложений в меню предприятий общественного питания достаточно широк. Радует и то, что много внимания уделяется местной продукции», - рассказала Ирина Борисовна.
Кстати, сегодня Минпромторг России поддерживает различные инициативы, связанные с популяризацией русской кухни, и здесь Поморье является одним из флагманских регионов.

.
«Архангельская область стала первой в России, где в меню ресторанов, а также отелей при поддержке Минпромторга РФ появилась позиция «Русский завтрак». В нашем регионе у каждого района есть своя кухня - нам есть, что показать и о чём рассказать. Мы уже двигаемся в этом направлении в связке в нашим министерством культуры и развитием внутреннего туризма», - уточнила министр.
Большую роль в этом играют гастрономические фестивали, и, как сообщила на форуме министр культуры Архангельской области Оксана СВЕТЛОВА, сейчас как раз идёт регистрация уже полюбившегося «вкусного» регионального бренда «Еда поморская».
Ещё одно направление, которое выделяет нас среди других регионов, - успех местных дизайнеров одежды и аксессуаров с северным колоритом. Как и локальные продукты питания, это может стать одной из фишек единой торговой точки - магазина «Сделано в Архангельской области», над концепцией которого сегодня также идёт работа.
Отдельные сессии «Дней ритейла в Беломорье» были посвящены особенностям налогообложения отрасли, развитию придорожного общепита и сервиса, маркировке товаров и другим актуальным темам. Как отметил, общаясь с журналистами, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов, форум в Архангельске является одним из самых результативных отраслевых мероприятий в стране. Многие предложения, прозвучавшие на форуме в предыдущие годы, уже реализуются на федеральном уровне.











