Ольга ИСТОМИНА | 03.10.2014 03:08:10
В конце сентября в Архангельске работала «Открытая школа театрального мастерства», в которой приняли участие не только профессиональные актеры, но и режиссеры любительских коллективов. «Открытая школа театрального мастерства» - проект-победитель конкурса грантов губернатора Архангельской области для поддержки проектов регионального значения в сфере культуры и искусства в 2014 году.
Театральная лаборатория продолжила проект «Живое слово театра», в рамках которого в прошлом году состоялись гастроли актеров Северодвинского театра драмы в Мезени, где они показали зрителям свои самостоятельные работы.
На этот раз для желающих актеров и режиссеров организовали настоящую учебу, которая проходила одновременно с Международным фестивалем театрального искусства имени Фёдора Абрамова «Родниковое слово».
Участники театральной лаборатории представили на суд коллег и зрителей спектакли, созданные ими самостоятельно, без участия режиссера: «Евгений Онегин» в исполнении Юлии КОРЕЛЬСКОЙ и Николая КАБУРКИНА (Северодвинский театр драмы), «Самоотверженная любовь» Ирины ВОРОНИНОЙ (Архангельский театр кукол), «Сказы матушки Трески» и «Свободная пара» (Северодвинский театр драмы) и «Двери» (Архангельский молодежный театр).
После просмотра каждого спектакля участники его обсуждали. Занятия в «Открытой школе театрального мастерства» проводила режиссер-педагог Наталья СТУПИНА. Она же – художественный руководитель театра «Стрела» в городе Жуковском Московской области. Хотя сначала Наталья Николаевна показалась участникам строгой и даже суровой, в сложившемся за несколько дней коллективе возникла очень теплая дружеская атмосфера, которая позволила говорить о каждой актерской работе честно и откровенно.
«Честность – девиз нашей театральной лаборатории! – сказала Наталья Ступина. – Вы все мыслите правильно. Может быть, поэтому здесь так душевно и можно свободно подсказывать друг другу что-то полезное для дальнейшей работы».
Особое внимание уделялось проблемам инсценирования прозы. Для актеров важно было не только отыграть свой спектакль, но и услышать мнение коллег-профессионалов, которое как раз и подсказывало, в каком направлении им двигаться дальше. Актриса Театра кукол Ирина Воронина заметила, что для актера создание самостоятельных работ рано или поздно становится естественным процессом: «Суть актерской профессии в том, что нам все время хочется играть на сцене. Но бывает, что какая-то роль проходит мимо тебя или спектакль репетируется, а ты в нем не занят. Это болезненные моменты для актера, поэтому многие из нас в таких случаях ищут какие-то варианты, пытаются сделать что-то свое».
Кстати, участники открытой школы смогли не только себя показать, но и на других посмотреть: проход на все спектакли основной программы театрального фестиваля «Родниковое слово» для них был бесплатным.
«Для меня участие в этом проекте стало великим счастьем, - поделилась впечатлениями режиссер образцового художественного коллектива театра-студии «Вариация» из Коряжмы Ольга ПАНОВА. – Было очень полезно вспомнить азы, почерпнуть что-то новое и обязательно посмотреть спектакли профессиональных театров. Мы разбирали их с коллегами, соглашались, спорили. Лично мне это было нужно для того, чтобы сверить вектор движения своего коллектива».
По мнению Натальи Ступиной, главное – чтобы после пройденной учебы еще больше захотелось работать. И эту главную цель, если судить по эмоциям артистов, уже вынашивающих планы будущих постановок, достичь удалось.
По мнению руководителя проекта «Открытая школа театрального мастерства», секретаря Архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей Надежды КУРИЛОВИЧ, лаборатория удалась. «Это общение и профессионалов, и любителей друг с другом.
Жаль только, что в работе не поучаствовали молодые актеры наших профессиональных театров: они упустили очень хороший шанс получить ценные знания. Изначально мы хотели привлечь и больше руководителей театральных коллективов области. Но участников оказалось не так много, так как мероприятие по времени совпало с Маргаритинской ярмаркой. С другой стороны, и в этом есть положительный момент: может быть, в большом коллективе не возникли бы такие доверительные отношения, которые позволили говорить о самостоятельных актерских работах очень откровенно и деликатно».