Оксана ДЖАЛИЛОВА. Фото автора. | 12.10.2014 11:51:07
Архангельский государственный камерный оркестр открыл новый концертный сезон. На сцене Кирхи звучала музыка Боккерини, молодых Генделя, Шенберга и Свиридова. Концерт состоялся в рамках всероссийского фестиваля «Опус 25», посвященного юбилею газеты «Музыкальное обозрение». О новых планах, жизни и предназначении оркестра нам рассказал художественный руководитель коллектива Владимир ОНУФРИЕВ.
- Владимир Михайлович, чем будет интересен новый концертный сезон?
- 15 лет назад наши программы на 80% состояли из премьер. Теперь список того, что оркестр играл, очень большой, и найти новое сочинение все сложнее и сложнее. Но я всегда стараюсь, чтобы музыканты других национальных школ, играющие с оркестром, привозили что-то свое, новое для нас. Сразу же чувствуется и широта географии, и широта музыкального мира.
Например, ближайший концерт 24 октября наполовину состоит из эквадорской музыки. Оркестром будет управлять интересная женщина, дирижер из Эквадора Андреа ВЕЛА, которая проходила обучение в Пекинской консерватории. В ноябре приезжает тайванец Хо Чунг Йе, эта программа также обещает быть необычной. Возможно, что в этом сезоне будут играть и музыканты из Украины.
- Концерты оркестра всегда отличаются тщательно продуманной и оригинальной программой. Как вы над ней работаете?
- Как правило, есть два пути. Первый - это какая-то тема или идея, например, юбилей композитора, дата из музыкальной истории, к которым и привязаны основные сочинения, исполняемые на концерте. Другой вариант – сочинения, каким-либо образом связанные с солистом, музыкантом, который будет играть с нами на одной сцене. Так, например, посредством нашей работы с пианистом Рувимом ОСТРОВСКИМ появился целый цикл «Моцарт и ХХ век».
Как жемчужинка образуется вокруг песчинки, так же и программа формируется вокруг какой-то идеи или исполнителя. Пожалуй, неким отступлением от этого правила были концерты в Центре патриотического воспитания, которые мы давали в прошлом сезоне. Внешне это была чистая эклектика. Иногда так выстраивается само собой, интуитивно.
- Как вы считаете, необходимо ли учитывать вкусы публики при составлении программ?
- Есть те, кто в этом уверен. Очень многие музыканты и концертные администраторы выстраивают свою работу в соответствии с веяниями моды. Это, прежде всего, касается тех, кто работает в свободном бизнесе, им без этого никуда. Но, конечно, во всем нужно равновесие. А у нас же немного другая специфика: мы государственная организация и можем позволить себе быть менее зависимыми от зрительской симпатии. У нас и задача несколько иная.
Просветительские, образовательные функции обязательно должны присутствовать, ведь мы и формируем свою слушательскую аудитиорию, и ведем ее по бескрайним музыкальным просторам. Мне и моим коллегам интересно открывать что-то новое для людей.
Когда я говорю о слушателях и их интересе, я вспоминаю один удивительный пример: в качестве гастролирующего дирижера я давал этим летом концерт в одном из румынских городов. Это была серьезная программа с большим оркестром: симфония ЧАЙКОВСКОГО, фортепианный концерт и увертюра БЕТХОВЕНА. В течение четырех репетиционных дней я не увидел в городе ни одной афиши, ни одного упоминания о предстоящем концерте. Нигде. И вот я прихожу на свое выступление и вижу в зале человек шестьсот! Как такое может быть? Оказалось, что этот оркестр играет каждый четверг. И люди, привыкшие доверять вкусу музыкантов, приходят без какой-либо рекламы. Причем публика это не случайная – люди знают, куда пришли и что хотят получить. Я хочу, чтобы у нас было так же.
- В конце прошлого сезона вы говорили о том, что оркестр переживает финансовые трудности. Что-то изменилось?
- Изменилось, причем в худшую сторону. Мы живем не по средствам. Для нашего базового функционирования нужен бюджет в два раза больший, чем тот, что мы сейчас имеем. Возможно, мы стоим на пороге каких-то кардинальных решений, ведь ситуация доходит до опасной точки. Кроме того, есть проблема с количеством музыкантов, приходится пользоваться услугами приглашенных профессионалов. Поэтому мы испытываем серьезные перегрузки.
- Какие условия необходимо создать для того, чтобы приглашенные музыканты оставались у нас?
- Их должна привлекать как сама работа, так и заработная плата. Музыкант, который может устроиться в столице с минимально зарплатой в 50 тысяч, не поедет в глубинку. Наша минимальная зарплата должна конкурировать с той, что выплачивают в филармонических городах, но сейчас это невозможно. Мы не сможем обеспечить и нормальные бытовые условия. Ну а делать так, что приезжая часть оркестра будет получать более высокую зарплату, чем местные музыканты, несправедливо. Если и устанавливать новую планку, то для всего коллектива. Сейчас это один из самых сильных стопоров. Фактически оркестр работает на энтузиазме.
- Отсутствие собственного зала как-то влияет на работу оркестра?
- Я не считаю, что сейчас это является для нас проблемой. Мы даем много концертов в Гостиных дворах, стало проще делать концерты в Кирхе. Да, в городе не хватает большого филармонического зала, но я со страхом думаю о том, что если бы сейчас такой зал появился, в качестве «бонуса» мы бы получили всю материальную часть. Также это целый штат обученных людей, а средств на их содержание у нас пока нет. Оптимальная концепция для таких городов, как Архангельск – это концертный зал для двух базовых коллективов, хора и оркестра.
- Будет ли оркестр принимать участие в каких-то совместных проектах?
- Я не очень люблю как само слово «проект», так и явление, его обозначающее. Мне ближе регулярная деятельность. Черты совместной работы приобретают концерты в Гостиных дворах. Думаю, что наши действия буду продолжаться и расширяться.
В этом году, кстати, зрители вновь увидят литературно-музыкальное путешествие «Щелкунчик», наше общее детище. Возможно, состоится программа с Аркадием ШИЛКЛОПЕРОМ в Кирхе. Сотрудничество с Поморской филармонией неизбежно, и я вижу в этом много практической пользы для всех. В такой ситуации могут получиться интересные барочные и камерные работы. Главное, чтобы все было сообща. Архангельск порой страдает в культурном плане, но возможностей у нас больше, чем мы думаем.