ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 15:18

Индустрия зрелищ: что нам стоит цирк построить?


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 16.04.2016 00:15:17
Индустрия зрелищ: что нам стоит цирк построить?

В этом году Всемирный день цирка, который отмечается 16 апреля, пришелся на выходной, но волна праздника на манеже не достигла Архангельска. Открытие сезонов в запущенном здании архангельского цирка помнят только люди старшего и среднего поколения – другие их не застали. Вернется ли в город цирковое искусство? Обещаний было сколько угодно, ответа нет.


Предстоящие гастроли цирка Вагнера и начало строительства временного балагана на Соборной площади у Гагаринского сквера впервые освещались в «Архангельских губернских ведомостях» начала июня 1889 года. Цирк открылся 25 июля. В общей сложности труппа Германа ВАГНЕРА-ГРАКУЛЕСА дала 29 представлений, которые «посещались публикой усердно» до середины сентября. Деревянный балаган стоял на выезде с Воскресенской и Троицкого проспекта на набережную Северной Двины – фактически на месте «Нулевой версты» между почтамтом и театральным сквером. Впоследствии в нем устраивали первые представления архангельские антрепренеры – отец и сын ИЗАКО.

Доходное дело

Следующее временное деревянное здание цирка строилось в 1898 году по инициативе подданного Турецкой империи Николая ЛАРА, который до 1910 года разъезжал со своей труппой по городам России и Малороссии, дважды побывав с гастролями в Архангельске. Оно находилось неподалеку от первого – на пересечении нынешней улицы Свободы и Троицкого проспекта. Весь сезон 1902 года, вплоть до октября, в городе работали две приезжие труппы. За зданием Коммерческого собрания (между современными улицами Логинова и Свободы) выступал Итальянский цирк Нони БЕДИНИ, а на Торговой площади (площадь Терехина) в Соломбале – цирк Ивана МАЛЮГИНА, где годом позднее ставил свои репризы великий русский клоун Анатолий Леонидович ДУРОВ.

Временные увеселительные сооружения, построенные из дерева, горели, и всякий раз, приступая к строительству нового, директора цирков стремились арендовать места, расположенные в центре или неподалеку от оживленных пристаней и рыночных площадей. Дело расценивалось как исключительно доходное. К 1912-му у архангелогородцев уже был выбор между соломбальским «Цирком-Интернационалом» Семена ПАВЛОВА и «Большим первоклассным цирком Изако», вскоре перекупленным у Франца ИЗАКО борцом Якубой ЧЕХОВСКИМ и переименованным в «Колизеум» В 1913-м появился третий цирк – «Модерн», уничтоженный через год пожаром.

Тогда же предприниматель из династии известных акробатов Семен Филиппович Павлов написал заявление об отводе земельного участка под стационарный конный цирк. Строительство завершилось в феврале 1917 года, но тут грянули трагические события первой половины прошлого века: революция, Гражданская война и национализация всех зрелищных заведений. Дальнейшая судьба частного цирка в Соломбале не выяснена до сих пор, а его хозяин был осужден «за контрреволюционную деятельность». 1 августа 1930 года в Архангельске открылся государственный цирк, рассчитанный на 1754 места, с конюшней и гостиницей для артистов. Он просуществовал до пожара, охватившего деревянное здание с засыпанными между стен опилками поздним вечером 5 сентября 1958 года.

Просторная пора

Специфический запах и алый бархат занавеса. Летающие воздушные гимнасты и канатоходцы под куполом. Бесстрашные укротители, клоуны и фокусники на арене. Строгие билетеры на входе и эскимо на выходе. Так долгое время начинались летние каникулы для множества архангельских мальчишек и девчонок послевоенного времени. Представления смотрели целыми семьями, а после окончания отправлялись гулять по набережной.

«Цирковое искусство предназначено тем, кто еще не потерял фантазию и ощущение, что живет в детстве, – говорит бывший директор Архангельского государственного цирка, заслуженный работник культуры Михаил МИЛЬКИС, – потому что детство – просторная пора, когда ты открываешь мир, а открытию мира помогают сказки».

Существующее здание летнего цирка в Архангельске построено в 1962 году по типовому проекту. С мая по октябрь оно принимало приезжие труппы циркачей. На его арену выходили легендарные артисты из династий дрессировщиков ДУРОВЫХ, БУГРИМОВЫХ, ЗАПАШНЫХ, ФИЛАТОВЫХ, иллюзионистов КИО, клоуны Карандаш (Михаил РУМЯНЦЕВ), Юрий НИКУЛИН, Олег ПОПОВ, Михаил ШУЙДИН, мим Леонид ЕНГИБАРОВ и другие знаменитости. Собственной персоной, во всем блеске ума и таланта. Никаких сомни-тельных составов под известными именами.

А будет ли реконструкция?

Цирк пользовался вполне заслуженной популярностью, но уже к началу 80-х годов его техническое состояние омрачало впечатление от захватывающих программ. Сезон 1989 года стал последним. Первое отрицательное заключение выдала СЭС. Когда строилось здание, в нем не проложили внутреннюю систему канализации. Неочищенные стоки из вольеров для животных смывались в «ливневку», а оттуда прямо в Северную Двину.

«В начале 90-х годов, когда я стал директором цирка, в областной администрации обсуждалась возможность реконструкции здания, и архангельский цирк предполагалось сделать круглогодичным, – рассказывает Михаил МИЛЬКИС. – Неизвестно кому пришла в голову неразумная идея установить на Севере летний цирк, пустующий большую часть года, но главная беда заключалась в ошибках при проектировании кровли. Дождливым летом и осенью стены заливало, а зимой они вымерзали. Отапливалась только половина здания, и разность температур давала о себе знать. Кирпичи внутри железобетонного остова, намокшие осенью и промороженные зимой, трескались и крошились. Если несущие конструкции еще выдерживали вес купола и оставались в надлежащем состоянии, то стены можно было просто пробить кулаком».

circus1.jpgЗа 22 года, пока Михаил Владимирович руководил Архангельским филиалом Росгосцирка, представления устраивали в шапито на стадионах «Динамо» и «Труд». За это время четырежды затевались проекты реконструкции стремительно ветшающего здания, но в рамках программ федерального Министерства культуры удалось провести только необходимое для подготовки и продвижения проектно-сметной документации инженерно-технического обследование фундамента и конструкций, которое выполняли специалисты НП и ПКЦ «Архангельские реставрационные мастерские». До финансирования проекта дело так и не дошло, хотя здание тогда еще можно было отремонтировать. Помимо крепких несущих конструкций и каркаса у него есть надежный ленточный фундамент из лиственницы, древесина которой во влажной среде с годами становится только крепче.

Котлован вместо аттракциона

Обещания вернуть городу цирк оказались не более чем предвыборными декларациями. В 2013 году на участке между цирком и институтом «Архгипродрев» с грубейшими нарушениями выкопали котлован под будущий восьмиэтажный бизнес-центр. Два года назад строительство остановили по решению суда после вмешательства прокуратуры, но огромная яма с оплывшими краями изувечила часть земли, до 1998 года находившейся в федеральной собственности и закрепленной за цирком. Там планировалось развернуть небольшой детский парк с аттракционами. Цирковой участок сократился с 1,4 га до 0,7336 га, находящихся непосредственно под аварийным зданием.

Как сообщила и.о. директора Архгосцирка Наталья АРШИНОВА, минувшей осенью в мэрию Архангельска поступило письмо из Минкульта РФ о перспективе строительства нового объекта. Проведение конкурсных процедур ФКП «Росгосцирк» на разработку проектно-строительной документации намечено на конец 2016-го – начало 2017 года в двух вариантах: для типовых многофункциональных зрелищных комплексов на 1200 и 2200 мест. По мнению главы города Игоря ГОДЗИША, современный цирк можно построить в 6-м или 8-м микрорайоне, хотя это противоречит устоявшемуся принципу расположения цирков.

Новый культурный объект – это здорово, но едва ли у архитекторов и строителей по-лучится цирк. По всем канонам такие зрелищные заведения стоят исключительно в центре города или на оживленных ярмарочных площадях. Цирк – это массовое искусство, доступное не только для обеспеченных горожан, и место, где должны продаваться дешевые билеты. Весь секрет исключительной доходности был скрыт в огромной посещаемости удачно установленного балагана, то есть в логистике – так называется теперь наука, которой интуитивно владели антрепренеры далекого прошлого. Архитектурные особенности цирков могут существенно различаться, но есть две константы, которые соблюдаются в цирковой индустрии всего мира. Первая – диаметр арены: ровно 13 метров – именно такой параметр обеспечивает бег лошадей в полном галопе по ровному кругу. Вторая – высота купола над уровнем манежа: ровно 18 метров, это классика жанра канатоходцев и воздушных гимнастов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

levin_li.jpgЛеонид ЛЕВИН, инженер-строитель, кандидат технических наук, заместитель генерального директора НП и ПКЦ «Архангельские реставрационные мастерские»:

– Когда вместе с доктором технических наук Борисом Васильевичем ЛАБУДИНЫМ мы проводили обследование цирка, установили, что его металлический каркас и железобетонные конструкции амфитеатра находятся в приличном состоянии. Трещин в стенах и неравномерных осадок нет. Каркас можно использовать, но я не знаю, насколько здание 1962 года постройки соответствует сегодняшним требованиям цирковой индустрии. Наш цирк не отапливается, он очень холодный. В удручающем виде и состоянии находится расположенный позади него комплекс служебных и подсобных помещений с вольерами для животных. Кирпичная кладка разрушается. Все это неоднократно сдавалось и пересдавалось в аренду.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей