Ирина ФОКИНА | 07.10.2017 01:37:50
На июньской сессии Архангельского областного Собрания депутатов в первом чтении был принят проект закона о введении налога на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости. До второго чтения его решено было доработать с учетом интересов бизнеса.Свои поправки также внесли депутаты и администрации муниципалитетов. Поначалу законопроект вызвал множество споров: областная власть не торопится чрезмерно усиливать нагрузку на предпринимателей, но обязана приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным и искать новые источники пополнения бюджета.
Поручением Президента от 19 декабря 2016 года субъектам РФ рекомендовано формировать доходы консолидированных бюджетов с учетом налога на имущество, исчисляемого на основе кадастровой стоимости, путем расширения налоговой базы за счет максимального вовлечения объектов недвижимости в налоговый оборот.
В связи с этим 26 мая 2017 года губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ внес на рассмотрение депутатов регионального парламента проект закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций, работающих в специальных налоговых режимах (в частности, по «упрощенке» и ЕНВД), в отношении административно-деловых и торговых центров, офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в зависимости от кадастровой стоимости недвижимости, с 1 января 2018 года.
Как говорится в пояснительной записке, в целях сдерживания роста нагрузки на бизнес предусматривается пакет преференций: налоговый вычет в виде кадастровой стоимости 150 кв. м с одного объекта по выбору плательщика; поэтапный переход в виде пониженной ставки: 1,5% в 2018-м и 1,8% в 2019-м. И только с 2020 года ставка будет увеличена до 2%.
Для организаций потребительской кооперации предусмотрена льготная ставка в размере 0,5% в отношении имущества, расположенного в сельских населенных пунктах Архангельской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов.
Депутаты приняли решение внести в законопроект поправки, учитывающие интересы предпринимательского сообщества региона. Для этого была создана специальная рабочая группа, куда вошли как сами народные избранники, так и представители областного правительства, налоговой службы, бизнес-омбудсмен и предприниматели. 28 сентября состоялось первое заседание, на котором обсуждались шесть предложений.
«Цель рабочей группы – не переписать закон, а доработать его, смягчив налоговую нагрузку на бизнес, – отметила руководитель рабочей группы, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов Надежда ВИНОГРАДОВА. – Но при этом нужно учитывать задачи пополнения бюджета и исполнения всех социальных обязательств перед гражданами. Кроме того, мы не имеем права ставить налогоплательщиков в неравные условия, устанавливать «нулевые» ставки для отдельных категорий предпринимателей, а также применять различные льготы без предварительного анализа последствий, поскольку тогда нам придется искать резерв для получения дополнительных доходов. Сегодня мы должны составить хотя бы два оптимальных варианта поправок, чтобы подробнее обсудить их на следующем заседании».
Обсуждение предложений свелось к дискуссии о том, каким должен быть размер налогового вычета и ставки с учетом ежегодной индексации. Каждая поправка при этом оценивалась региональным министерством финансов и УФНС России по Архангельской области и НАО.
Четыре из шести поправок были отклонены. Среди них – предложения регионального Союза потребительских обществ (налоговая ставка для потребкооперации 0,1%, налоговый вычет на 150 кв. м для каждого объекта налогообложения); предложение о вычете на 1000 кв. м с одного объекта и ставках 1% в 2018-м, 1,2% в 2019-м и 1,6% в 2020 году; о вычете на 500 кв. м (ставка 0,3%,); предложение облагать налогом административно-торговые центры и нежилые помещения только площадью свыше 1 тысячи кв. м. Министр финансов Архангельской области Елена УСАЧЁВА высказалась против серьезного уменьшения запланированных законопроектом дополнительных налоговых поступлений, к чему так или иначе ведут данные поправки.
По мнению Надежды Виноградовой, окончательное решение – за депутатами, однако учесть аргументы министра финансов и представителей УФНС необходимо, потому что только с помощью принятия совместных решений удастся сделать законопроект простым, доступным и неопасным для малого и среднего бизнеса.
«Я предлагаю разделить объекты налогообложения на две категории. Первая – административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения общей площадью до 900 кв. м, которые будут облагаться налогом по ставке 0,3% в 2018-м, 0,5% в 2019-м, 0,7% в 2020-м, 1% в 2021-м и последующие годы. Вторая категория – недвижимое имущество общей площадью свыше 900 кв. м со ставками 1% в 2018-м, 1,5% в 2019-м, 2% в 2020-м и последующие годы. За порог перехода от одной категории к другой можно взять 500 или 1000 кв. м. Администрирование будет простым: никаких налоговых вычетов, никаких льгот – пусть меньше, но платить должны все», – пояснила Надежда Виноградова.
Поправка вице-спикера предусматривает также пониженную ставку в размере 0,3% для организаций потребительской кооперации в сельских населенных пунктах и для организаций, оказывающих услуги бытового обслуживания населения. Сопутствующим условием является фактическое использование не менее 70% площади недвижимого имущества под эти цели.
Как сообщила заместитель начальника отдела налогообложения имущества УФНС по Архангельской области и НАО Антонина ФОМИНЫХ, при такой системе налогообложения за 2018 год общая сумма поступлений составит 56 млн рублей, за 2019-й – 84 млн рублей, за 2020-й – 113 млн. Средняя нагрузка на объект до 900 кв. м будет равняться 8,9 тысячи рублей в год, на объект свыше 900 кв. м – 71 тысяче.
В итоге большинство членов рабочей группы поддержали предложения Надежды Виноградовой. На следующем заседании, которое состоится 10 октября, депутатам предстоит подробно проанализировать воздействие законопроекта с этой поправкой на бизнес и областной бюджет. Второе чтение проекта закона будет включено в повестку дня октябрьской сессии областного Собрания.
Комментарии
Надежда ВИНОГРАДОВА, руководитель рабочей группы, заместитель председателя областного Собрания депутатов:
– Это требование не только федерального законодательства, но и Минфина России: для того чтобы получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, мы должны работать над наращиванием доходной базы областной казны. В противном случае мы лишимся помощи из федерального бюджета ровно на сумму недополученных доходов. Но в наших силах сделать так, чтобы процесс введения нового налога в Архангельской области шел с учетом интересов всех – и власти, и бизнеса.
Сергей АНТУФЬЕВ, председатель АРО «ОПОРА РОССИИ»:
– На мой взгляд, 2%, к которым нам настойчиво советуют прийти на федеральном уровне, – это слишком много. Ставка может быть в районе 0,2%-0,3%, и взимать налог при этом надо со всех, без каких-либо льгот и вычетов. Это было бы справедливо, честно и понятно всем налогоплательщикам. Поправка Надежды Виноградовой – это тоже нормальный вариант.
Иван КУЛЯВЦЕВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:
– Лучше, конечно, чтобы данного законопроекта по увеличению нагрузки на бизнес не было. Архангельская область – один из немногих регионов, где налог на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости не взимался долгое время.
Намерение рабочей группы по доработке закона – защитить малый бизнес, т. е. наиболее уязвимые категории предпринимателей, и тем самым смягчить последствия от введения налога. При этом хотелось бы максимально учесть интересы потребкооперации в сельской местности и найти возможности для предоставления налогового вычета на квадратные метры.
Виктор КАЗАРИНОВ, председатель комитета областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству:
– Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию как на федеральном, так и на областном уровне, я категорически против какого бы то ни было повышения любых налогов. Все, наверное, уже забыли, что президент говорил о необходимости объявить мораторий на повышение налогов до 2020 года. Сейчас происходит увеличение нагрузки, усиливается прессинг налогового администрирования, проводятся гораздо более жесткие проверки, чем раньше.
В этой ситуации правительство Архангельской области и областное Собрание депутатов фактически являются заложниками политики, проводимой федеральным центром, который забирает все деньги в Москву, а обратные трансферты в субъекты идут только при условии выполнения каких-либо соглашений, требований, отмены региональных льгот. Поэтому нашему правительству вроде как и деваться некуда.
При повышении налогов кто-то сможет их заплатить, а кто-то свернет планируемые инвестиционные проекты, которые могли бы реализоваться. У меня есть два конкретных примера. Один достаточно крупный предприниматель из Архангельска, который имеет отношение к торговой недвижимости, планировал построить в городе большой аквапарк. Речь шла об инвестициях в несколько сотен миллионов рублей. Но в связи с повышением налогов, которое нас ждет, предприниматель оставил свою идею.
Второй пример касается конкретно меня. Не так давно у меня появилась идея восстановить заброшенный бассейн «Дельфин» в Северодвинске, однако с учетом нынешней ситуации я тоже отказался от этого проекта.
Этот закон убавит оптимизма у существенной части предпринимателей, которые зарабатывают на коммерческой недвижимости, а затем вкладываются в другие проекты.
Алексей КУВАКИН, сопредседатель Совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска:
– На заседании рабочей группы мы пытались донести до чиновников и депутатов информацию о негативных последствиях, которые могут принести необдуманно включенные в закон ставки налога. Нужно думать не только о том, какие дополнительные суммы могут поступить в областной бюджет, но и о том, каким будет недополучение средств в бюджет, если нововведения лягут непомерным бременем на малый и средний бизнес.
Промежуточный итог – взяли за основу вариант двойного подхода к налогообложению: для небольших объектов (пока речь идет о площади до 900 кв.м) – невысокая ставка (на 2018 год – 0,3% от кадастровой стоимости), для объектов площадью свыше 900 кв. м на 2018 год – 1%. Все цифры еще будут обсуждаться на следующем заседании рабочей группы, которое состоится 10 октября. УФНС подготовит информацию о том, какие финансовые результаты будет иметь такой вариант.