ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Архангелогородка превратила гончарное искусство в дело жизни


Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Анастасии Незговоровой, Алексея Липницкого | 06.04.2021 13:31:22
Архангелогородка превратила гончарное искусство в дело жизни

Согласитесь, нечасто, слушая рассказ человека о его работе, понимаешь – он нашел свое призвание. Бывает, что эти «находки» весьма необычны. Для архангелогородки Юлии ВЫСОКИХ призванием стало гончарное искусство: уже несколько лет она создает из глины необычные изделия. В интервью «БК» Юлия рассказала о собственной студии и тонкостях ремесла.


– Юлия, как появилась идея заняться именно гончарным делом?

– К этому я пришла не сразу. Раньше чем только не занималась, чему только не училась: от английского языка до профессии шкипера. Сердцу всегда хотелось творчества и приключений. Вместе с мужем мы организовывали выставки бабочек, потом у нас был магазин товаров для рукоделия, фотостудия… Долгое время была фотографом, но в определенный момент решила сменить сферу деятельности. 

Тогда и познакомилась с глиной. У друзей увидела тарелку ручной работы с отпечатками растений, и она мне очень понравилась. Она выглядела так классно, не верилось, что тарелка действительно сделана из глины. Тогда я была уверена, что из этого материала изготавливают только горшочки. Начала искать информацию о гончарном ремесле, стала обучаться – сначала в Архангельске, потом в Воронеже, затем в Самаре. Кстати, летом планирую ехать еще на одно обучение. Конечно, много читала по этой теме, изучала ремесло, практиковалась: лепила, обжигала, снова лепила… Изначально не пыталась заработать, создавала вещи для себя, в свое удовольствие. Я могу долго сидеть за гончарным кругом.

– Когда решила открыть собственную студию?

– Около года я снимала небольшое помещение для мастерской, но затем поняла, что хочу делиться своими знаниями и навыками с людьми. Был вариант заняться производством посуды, и, думаю, это стало бы интересно определенной аудитории. Но я решила сделать акцент на проведение мастер-классов. Так и возникла идея открыть свою гончарную студию. Искать помещение начала еще до пандемии, но затем на некоторое время отложила эту затею. Вернулась к ней прошлым летом. Загадала себе найти помещение в центре Архангельска, на проспекте Чумбарова-Лучинского, и вскоре сбылось то, о чем мечтала. В октябре мы уже открылись.

– Не страшно было начинать в разгар пандемии? 

– Я сразу была уверена, что все получится. На случай новой волны ограничений, когда нельзя организовывать мастер-классы, могла бы, к примеру, сама работать в студии, устраивать онлайн-уроки, привозить людям глину домой, если у них есть желание попробовать себя в этом ремесле самостоятельно. 

gonchar_visokih_4.jpg

– Как искали первых клиентов? 

– Мы начали с социальной сети «ВКонтакте»: переделали группу, которую использовали для продвижения другого направления, для развития гончарной студии, выложили фото изделий, запустили рекламу. Дальше все пошло своим чередом, во многом благодаря «сарафанному радио». Затем рассказали о себе в Instagram. Люди хорошо откликаются в обеих соцсетях, но в Instagram легче показать жизнь студии. Думаю, это тоже привлекает внимание. Очень люблю показывать работы своих клиентов, различные диковинные изделия – так много всего можно сделать своими руками, и это здорово! Ведь многие до сих пор думают, что керамика – это лишь горшки, хотя на самом деле – это целый мир. 

– Какие занятия проводите?

– В студии мы проводим мастер-классы по изготовлению тарелок и чашек, часов, ваз и других подобных изделий. Люблю больше практичные вещи, которые можно использовать в быту, чем сувенирную продукцию. Со временем стали появляться изделия с образом оленя – мне интересны эти животные. Однажды предложила мастер-класс по изготовлению конфетницы в форме оленя. Клиенты назвали ее «оленницей», и это стало настоящим хитом! В моей студии и сегодня – целые «стада» оленей. 

Хорошо, когда ко мне приходят со своими идеями, хотят изготовить посуду самых разных форм – к примеру, тарелки в виде китов или тюленей. Мы создаем самые разные изделия, не только кружки и тарелки: подсвечники, часы и многое другое. Это очень вдохновляет. 

gonchar_visokih_1.jpg

– Изготовление посуды из глины – процесс трудоемкий, но вместе с тем еще и долгий. Сколько времени уходит на одно изделие?

– Многие клиенты хотят сразу забрать с собой то, что они создали в студии. Но, к сожалению, это невозможно: глина высыхает в течение недели, особенно долго сохнут толстые и большие изделия. После этого везу посуду на обжиг. Печь пока находится в другом помещении, но я планирую перевезти ее в студию. После обжига изделие сутки остывает, затем проходит глазурование. Некоторые клиенты хотят принять в этом участие, и я приглашаю их на дополнительные мастер-классы по глазуровке. В целом подготовка одного изделия занимает две-три недели. Все время между мастер-классами я ухаживаю за изделиями клиентов. 

– Насколько популярно гончарное ремесло? Много ли людей хочет попробовать себя в этом деле? 

– Практически каждый день идут занятия в студии, сформирован график мастер-классов. Часто на занятия приводят детей. Малышей достаточно сложно научить работать за кругом, чаще всего им интересно просто повозиться с глиной. Ребят постарше сажу за гончарный круг. У детей всегда много интересных идей. 

В студии пробую запускать различные форматы мастер-классов. К примеру, свидания за гончарным кругом – это направление становится все популярнее. Еще в формате мастер-класса можно провести девичник, день рождения или корпоратив. Очень порадовало, что перед Новым годом были подобные коллективные мастер-классы, когда люди вместо привычных посиделок приходили в студию и вместе занимались творчеством. Здесь царил такой корпоративный дух!

gonchar_visokih_3.jpg

– А многие так же, как вы, загораются этим ремеслом и приходят на занятия снова? 

– Примерно половина моих клиентов возвращается в студию и продолжает творить. Интересно наблюдать, как работа с глиной влияет на самих людей. Я всегда подмечаю, в каком настроении приходят клиенты и в каком уходят, часто спрашиваю, отдохнули ли они в студии, и получаю абсолютно разные ответы. Некоторые просто приятно провели время, другие смогли полноценно отвлечься и «перезагрузиться». 

Вообще, глина – живой материал, она всегда чувствует человека и его расположение духа. Лично я в плохом настроении за гончарным кругом смогу только помять глину – настроение оставлю, но в изделие оно не перейдет. Да и посуда, сделанная своими руками, кардинально отличается от покупной. Поэтому меня и захватило это направление. Когда увидела ту тарелку у друзей – она была не такая, как другие, живая. Чувствовалось, что в нее вложили душу. 

– Какие у вас планы по развитию студии? 

– Сейчас мне нужно себя разгрузить, найти еще мастеров, чтобы была возможность приглашать больше клиентов. Готовлю второй зал, чтобы можно было развести потоки. В планах – запустить самостоятельные занятия для людей, которые уже умеют работать с глиной. Есть и другие задумки, в основном все они связаны с керамикой. Уверена, что глина не последнее, чем я буду заниматься, я очень увлекающийся человек. Но сейчас меня держит именно гончарное ремесло.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Видеорепортаж «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей