Михаил ВЕСНИН. Фото Алексея Липницкого | 28.09.2017 18:38:16
В областном центре состоялась презентация новой системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте, которую внедряют архангельские перевозчики. Речь идет о комплексном проекте, который позволит привлечь инвестиции в отрасль, обеспечить качественный сервис, внедрить адресный учет поездок льготных категорий граждан, а также экономить средства бюджета. Пассажиры при этом имеют право выбирать, как им оплачивать услугу.
Тем самым можно говорить о том, что в Архангельске бизнес взял на себя выполнение поручения президента Владимира ПУТИНА о развитии цифровой экономики. Региональный оператор ООО «Автолайн» реализует этот проект в партнерстве с ЗАО «Золотая Корона» и ПАО Сбербанк при поддержке Ассоциации автотранспортников. Объем привлеченных внебюджетных инвестиций составит до 25 млн рублей.
«Ассоциация автотранспортников занимается данным проектом в рамках трехстороннего соглашения с правительством региона и администрацией Архангельска, одним из пунктов которого является внедрение безналичной оплаты проезда. Без бюджетных затрат в Архангельске создана и уже успешно работает современная и удобная для пассажиров система, подключиться к которой сможет любой перевозчик. Сервис позволяет распространить безналичные расчеты на оплату проезда по межмуниципальным маршрутам, поездок на речном, пригородном железнодорожном транспорте», - отметил председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей ПОПОВ.
По словам представителя разработчика системы – ЗАО «Золотая корона» Александра ГРИШИНА, компания имеет большой опыт внедрения такого цифрового сервиса и его интеграции с существующими системами, в том числе по оплате проезда льготникам.
«Мы работаем в 17 регионах России. Система успешно функционирует в Новосибирске, Самаре, Краснодаре и других городах. Самый масштабный наш проект реализован в Московской области – это транспортная карта «Стрелка». В Архангельске ситуация во многом уникальная: инициатива внедрения электронной системы принадлежит не властям, а перевозчикам. Это означает, что бизнес заинтересован в передовом рыночном инструменте, позволяющем по-новому организовать работу общественного транспорта и предложить пассажиром европейский уровень сервиса», - пояснил Александр Гришин.
Система позволяет использовать для оплаты проезда, кроме специальных транспортных карт, банковские карты и NFC-форм-факторы основных российских и международных платежных систем, включая мобильные телефоны с приложениями ApplePay и SamsungPay. Транспортные карты может приобрести каждый житель города. Пополнять их можно на любое число поездок — в банкоматах, с помощью устройств самообслуживания, мобильного приложения и через онлайн-сервисы в сети Интернет. Также проектом предусматриваются интеграция с национальной платежной системой «Мир», различные продукты лояльности, включающие в себя дисконты на покупки, а также способы внедрения пропускных технологий на предприятиях. Немаловажно, что главным партнером проекта выступает ПАО Сбербанк, что является гарантией 100-процентной надежности функционирования сервиса.
«Прежде чем мы внедряем у себя какой-либо новый сервис, мы его тщательно проверяем и тестируем. Данная технология уже отработана в других регионах, где наш банк является партнером этой системы. Важно, что она соответствует базовым критериям: прозрачность, защищенность, возможность масштабирования. Только в Архангельске карты Сбербанка использует более 75% взрослого населения: мы являемся одними из лидеров по безналичной оплате товаров и услуг. У нас самая большая сеть отделений, более 400 банкоматов, через которые можно пополнять карты. Поэтому внедрение этого сервиса на общественном транспорте открывает новые перспективы для всех участников рынка. И прежде всего, это удобно пассажирам», - уверен заместитель управляющего Архангельским отделением ПАО Сбербанк Александр ПОДОЙНИЦЫН.
Самое главное – система уже реально работает в Архангельске. 1 сентября с ее помощью можно оплачивать проезд на автобусах маршрута №5э. С 1 октября планируется оборудовать терминалами автобусы маршрута №42. Сейчас транспортные карты можно приобрести за 100 рублей (42 рубля - две поездки, 58 рублей – стоимость подключения), а затем пополнять ее самостоятельно по мере необходимости.
«Мы несколько месяцев пытались перейти на предложенную городской администрацией систему электронной оплаты проезда льготников, но нам это так и не удалось сделать. В итоге мы вынуждены были рассматривать альтернативные варианты, более удобные как для пассажиров, так и для перевозчиков. В итоге самым перспективным оказалось предложение ЗАО «Золотая корона». Скажу честно, мы не ожидали такого эффекта: система начала работать с первого дня без каких-либо технических сбоев, как часы. При этом объем безналичной оплаты проезда растет ежедневно, пассажиропоток вырос на 20%, а я в режиме онлайн вижу всю отчетность», - подчеркнул «пионер» внедрения новой системы в Архангельске индивидуальный предприниматель Сергей ВАЛЬКОВ, работающий на маршруте №5э.
Фактически речь идет о новом уровне организации бизнеса в сфере пассажирских перевозок. Используя получаемые в режиме онлайн данные, можно оперативно регулировать работу автобусов на маршруте, выводя на линию дополнительные единицы в «часы пик», сокращая или увеличивая интервалы в зависимости от пассажиропотока. Система работает даже при возникновении проблем со связью, что особенно важно для районов Архангельской области. Очень важно и то, что в системе использованы только отечественные технологии и программное обеспечение.
Уже сейчас по программе «Спасибо Сбербанку» владельцы карт получают накопительную скидку в размере 0,5% от суммы каждой безналичной транзакции. По программе лояльности скидка при оплате проезда с помощью бесконтактной карты Сбербанка может достигать 20%, то есть каждая пятая поездка для пассажира станет бесплатной! Но для этого необходимо, чтобы проект стал по-настоящему масштабным, что делает особенно актуальным вопрос о его поддержке со стороны властей.
К сожалению, приглашенные представители областного министерства транспорта и городской администрации на мероприятие не пришли. Региональную власть представлял только уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Иван КУЛЯВЦЕВ, а городскую – депутат гордумы Александр ГРЕВЦОВ.
«Город должен быть заинтересован в повышении качества обслуживания пассажиров. И без инициативы со стороны бизнеса сделать это нереально. Внедрение данной технологии – движение в нужном направлении», - резюмировал бизнес-омбудсмен.
Депутат Александр Гревцов озвучил опасения, связанные с тем, что в Архангельске одновременно может появиться сразу несколько разных систем электронной оплаты проезда, и в итоге пассажиры начнут путаться, какими же картами им платить.
Напомним, что в начале этого года по инициативе администрации Архангельска на автобусных маршрутах началось внедрение электронной системы оплаты проезда льготников. Поставщиком стало ООО «МФ-Тариф» из Санкт-Петербурга. Перевозчики потратили 12 млн рублей на закупку валидаторов. Однако уже в июне на сессии городской Думы представители администрации Архангельска заявили, что недавно столь усиленно рекламируемая система является морально устаревшей, невозможно ее модернизировать и расширять область применения. Затем при проведении аукционов на маршруты в качестве условия была указана совсем другая система, в которой купленные ранее валидаторы использовать нельзя.
Точной информации о проведении городской администрацией конкурсных процедур на внедрение новой системы пока нет. Если речь пойдет не об аукционе, а об инвестиционном проекте, уже действующая система, поддержанная крупнейшим финансовым институтом страны – ПАО Сбербанк, выглядит наиболее предпочтительной.
«У нас есть опыт интеграции нескольких систем, действующих на разных территориях. Например, в Московской области, где карта «Стрелка» работает в единой системе как с единой социальной картой москвича, так и с другими картами льготников. Технически все эти вопросы решаемы, при этом везде, где мы внедряли наш проект, не требовалось какое-либо повышение платы за проезд. Наоборот: по факту пассажиры в итоге стали платить меньше», - подчеркнул Александр Гришин.
По словам Андрея Попова, когда обсуждались механизмы внедрения электронной системы оплаты проезда, перевозчики предлагали обсудить все предложения от разных компаний, успешно внедривших подобные проекты в других регионах России.
«Однако городской администрацией был принят только один вариант. Полагаю, что появление нескольких сервисов безналичной оплаты – это нормальная рыночная ситуация. Перевозчики вправе самостоятельно выбирать, с кем им вступать в договорные отношения и какую систему внедрять. Пассажиры сами выберут тот вариант, который им удобен, проголосовав за него безналичным рублем», - считает Андрей Попов.
В адрес губернатора уже направлено предложение о создании совместной рабочей группы для устранения возможных административных барьеров и нахождения компромиссных решений, связанных с реализацией проекта.
главное
Без бюджетных затрат в Архангельске создана и уже успешно работает современная и удобная для пассажиров система электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Региональный оператор ООО «Автолайн» реализует этот проект в партнерстве с ЗАО «Золотая Корона» и ПАО Сбербанк при поддержке Ассоциации автотранспортников.