ИЛИМ-ПАЛП_2020
f5

Понедельник, 28 ноября, 2022 21:25

Стоит ли Архангельской области рассчитывать на туристический бум?


Кирилл ФЕЛЬДМАН. Фото из архива редакции | 02.11.2022 10:20:27
Стоит ли Архангельской области рассчитывать на туристический бум?

20 октября скончалось Федеральное агентство по туризму. Глубокой скорби по ушедшему из стройных рядов федеральных органов исполнительной власти мешает слабое с ним знакомство. Ростуризм – это вам не налоговая служба, с которой так или иначе знаком почти каждый, и даже не Пенсионный фонд, с которым близко знакомы все достигшие пенсионного возраста и даже некоторые не достигшие. Но попытка разузнать о деятельности этого почившего органа на его официальном сайте – благо тот пока работает – лишь умножает скорби и печали.


Например, это агентство реализовывало «федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей», а также «федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма». Э? Надзор за деятельностью тех, кто осуществляет классификацию, да?

Это же ведомство оказывало государственные услуги, ведя разные реестры, оформляя свидетельства и издавая об этом приказы, разрабатывало формы электронных путёвок. И ещё – выдавало заключения о соответствии качества общественно полезных услуг по организации экскурсионных программ или по предоставлению туристско-информационных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, установленным критериям.

Как мы без этого будем жить и кто же теперь всё это будет делать? То, что функции агентства передали министерству экономики, – слабое утешение, потому как Минэк и с теми, которые уже есть, справляется не очень. А тут ещё такая новая нагрузка…

Несколько больше оптимизма, как ни странно, сулит советский опыт. Если кто помнит, тогда почти все санатории, дома отдыха и турбазы были либо ведомственные, либо принадлежали профсоюзам. И как-то работали без классифицирующих, а за экскурсионные программы отвечало, как правило, общество «Знание».

Единственное исключение – это Государственный комитет СССР по иностранному туризму. В его структуре были коммерческий и валютно-экономический главки, оно занималось пропагандой и информацией, капитальным строительством и подготовкой специализированных кадров. И это правильно, товарищи! Не только потому, что поток желающих побывать в нашей стране свидетельствовал о привлекательности советского образа жизни, но и потому, что интуристы везли в страну деньги. У них были другие гостиницы, другие автобусы, другие экскурсоводы. Отношение к интуристам тоже было особое: перед ними угодливо раскланивались, вслед плевались – слишком эта «особость» раздражала советских граждан, привыкших к скромному «профсоюзному» сервису.

Времена изменились, отношение к интуристам тоже. Но понимание, что они – источник доходов страны, сохранилось. Сравнивать численность зарубежных любителей российской истории и природы в советское и постсоветское время затруднительно: тогда ехали не только в Москву и Ленинград, но и в Бухару, Самарканд, Тбилиси и многие другие города, которые ныне для нас самих стали зарубежными. Но туристический поток в Россию был серьёзным: как сообщается на сайте ассоциации туроператоров, за первое полугодие последнего допандемийного 2019 года нашу страну посетили с экскурсионными целями почти два миллиона человек, из них – около полутора миллионов во втором квартале, который считается «высоким сезоном».

К сожалению, сегодня эти цифры выглядят фантастическими. Сначала по туристической отрасли сокрушительный удар нанесла пандемия: в первом полугодии 2021-го вместо двух миллионов нашу страну с туристическими целями посетили всего 64,4 тысячи человек, в том числе в «высокий сезон» – 51 тысяча. В нынешнем, 2022-м, первый квартал подавал надежды: аж 58 тысяч. Зато во втором квартале приехало меньше 24 тысяч, то есть в 63 раза меньше, чем до пандемии. Политика, наверное, вносит свою лепту, но санкции гораздо важнее: прилететь не на чем, да и расплатиться тоже – самолёты «оттуда» в Россию почти не летают, а зарубежные банковские карты в нашей стране не работают.

Скольких зарубежных гостей недосчитались Архангельск и Архангельская область – корректно оценить достаточно сложно. Понятно, что главными бенефициарами зарубежного туризма мы никогда не были: ну нет у нас ни Эрмитажа, ни Петергофа, ни, на худой конец, Московского Кремля, хотя и подпорченного изрядно Кремлёвским Дворцом съездов. Но правило «турист везёт деньги» справедливо не только в отношении тех, кто пересекает границу страны. Те, кто пересекает границу области, деньги тоже везут, правда, не валюту, а рубли, но в нынешней ситуации это не имеет решающего значения. Если зарубежный туризм на неопределённый – скорее всего, достаточно длительный – срок становится чем-то исключительным, то перемещения наших сограждан по стране пока только набирают обороты.

Что и как мы можем предложить, чтобы желающих посетить наши края стало больше? Строго говоря, снова приходится начинать с того, чего у нас нет: тёплого моря, бархатистого песка… Целостного исторического облика столицы Поморья – и того нет. Мы проигрываем Чёрному морю и Балтике, Москве и особенно Санкт-Петербургу.

Но кое-что есть и у нас. В Архангельске – великолепный букет музеев, входящих в состав ГМО «Художественная культура Русского Севера»: тут и усадьба Плотниковой, и особняк на набережной, и Музей художественного освоения Арктики имени Борисова, и Музей Писахова… Не говоря уже об основной экспозиции на Ленина, 2. Очень достойный краеведческий музей в Гостиных дворах. Каждый из них – великолепное сочетание музейных традиций и передовых технологий. Пусть это не Эрмитаж и не Меншиковский дворец – фонды и любовь, с которой они представлены, сделают честь Туле и Вологде, Рязани и Твери… Но за пределами области наши музеи мало кому известны.

Практически всемирно известны Соловки – и как монастырь, и как печально знаменитый СЛОН, Соловецкий лагерь особого назначения. Но, во-первых, возможные масштабы гостеприимства архипелага ограничены заповедным статусом, во-вторых, почему-то изобилия «транзитных» христианских паломников и желающих почтить память узников ГУЛАГа в Архангельске незаметно.

malie_koreli.jpg

Не всемирной, но всероссийской известностью обладают «Малые Корелы». Но если в 80-е и даже в 90-е годы практически каждый знакомый, собирающийся в Архангельск, спрашивал, как там побывать, то побывавшие там теперь пренебрежительно машут рукой – дескать, делать там нечего. И это не случайно: музей замер в «советской концепции». Нынешним летом при покупке входного билета выдавали памятку: «Правила посещения архитектурно-ландшафтной экспозиции музея «Малые Корелы», состоящие из пятнадцати пунктов. Первые одиннадцать и два последних – посетители обязаны, администрация ответственности не несёт, но имеет право. Двенадцатый – всё, что посетителям запрещено – состоит из восемнадцати подпунктов. Тринадцатый – всё, на что посетитель имеет право – из трёх подпунктов. Вот такой образчик северного гостеприимства.

И добро бы администрация могла что-нибудь интересное предложить посетителям. Но титанический труд реставраторов, ухаживающих за памятниками, с точки зрения туристической привлекательности сводится на нет архаичностью предложений: погулять по территории, зайти в несколько музеев – за отдельную плату, сувениры купить и пирожок или банальную котлету съесть. В «Малые Корелы» едут сотни, иногда за билетами на вход стоят очереди, но это – отнюдь не тот поток туристов, которого уникальный музей заслуживает.

Архангельская область – это не только Соловки, но и Кий-остров, и пинежские пещеры. Это не только Писахов и Шергин, но, как минимум, ещё Абрамов и Бродский. Это не только музеи Архангельска, но и сказочный Каргополь. Это Кенозерье и десятки красивейших мест Русского Севера. И да, как ни банально, – белые ночи летом и северное сияние зимой. Мы – знаем, а столь желанные отечественные ин-туристы, живущие за границами нашей области, приезжающие к нам полюбоваться, поинтересоваться, отдохнуть и оставить здесь деньги, – нет.

В Московском метро время от времени встречаются поезда, превращённые в рекламные буклеты на колёсах другими субъектами Федерации. Остаётся только скрежетать зубами, потому что Архангельская область этого не сделала.

На сайте отдела развития туризма областного минкульта в разделе «Форумы, конференции и совещания» последняя новость – резолюция конференции по развитию автотуризма от 9 августа прошлого года. В разделе «Международные мероприятия» – она же. В разделе «Рекламные туры, презентации» – неделя туризма в Крыму от 2 августа 2019-го…

На туристическом портале Архангельской области «Открытый Север», который ведёт государственное казённое учреждение «Центр развития туризма и культуры Архангельской области», кроме очерка по истории Архангельска с красивыми фотографиями – перечни «где остановиться» и «где поесть». И ещё «полезная информация для путешествующих»: в июне и июле много мошки и комаров, на значительной части области встречаются клещи, мобильной связи во многих местах нет, при посещении храмов и монастырей надо соблюдать этикет. И при этом мы надеемся на туристический бум в Архангельской области.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2022 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей