Анастасия НЕЗГОВОРОВА | 01.03.2021 09:39:31
В 2021 году в ряде муниципалитетов Архангельской области на один рубль возрастет стоимость проезда в общественном транспорте. Не стали исключениями областной центр и Северодвинск, где проезд подорожает уже с 1 марта. В связи с этим возникает резонный вопрос: а изменится ли качество обслуживания, к которому и сегодня есть серьезные замечания?
Напомним, что в конце декабря 2020 года агентство по тарифам и ценам Архангельской области приняло постановления, разрешающие перевозчикам региона поднять цены на билеты в городском общественном транспорте.
Так, с 1 марта в Архангельске предельная стоимость проезда в городских автобусах установлена на уровне 29 рублей, в Северодвинске — 30 рублей. Это на один рубль больше действующих тарифов. В последний раз они повышались в августе 2019 года. Также в 2021 году на один рубль увеличились предельные тарифы на проезд в автобусах в Новодвинске, Каргополе, Котласе, Коряжме, Няндоме, Вельске, Онеге.
«По новому законодательству экономическую обоснованность стоимости перевозок определяет заказчик — в данном случае это администрации муниципальных образований. Правительство Архангельской области ограничило возможное удорожание перевозок для пассажиров индексом потребительских цен на платные услуги населению, данным в прогнозе Минэкономразвития России», — рассказала руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Елена ПОПОВА.
Повлияла пандемия
Администрация Архангельска еще в августе 2020 года направила в агентство предложение о пересмотре тарифа. Основанием для этого стали увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, обновление подвижного состава, увеличение минимального размера оплаты труда, а также изменения в законодательстве, требующие наличия контрольно-кассовой техники на транспорте.
Напомним, весной прошлого года произошло резкое падение пассажиропотока из-за ситуации с пандемией, в связи с чем количество автобусов на улицах Архангельска сократилось почти вдвое. Сейчас объемы перевозок восстанавливаются, однако еще не достигли показателей начала прошлого года.
«Автоперевозки отнесли к наиболее пострадавшим отраслям экономики, в связи с чем перевозчики на большинстве маршрутов пересмотрели планы по обновлению подвижного состава и приобретению новых автобусов среднего класса. Дальнейшее обновление автопарка будет продолжено после восстановления пассажиропотока и снятия ограничительных мер», – отметил директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Валентин ПРИЛЕПИН.
Сегодня в Архангельске пассажирскими перевозками занимаются 16 предприятий, среди них — 10 обществ с ограниченной ответственностью, 4 индивидуальных предпринимателя и одно муниципальное предприятие. На городских маршрутах работает порядка 270 автобусов, преимущественно производства Павловского автозавода (марки ПАЗ).
Одновременно с повышением «розничной» стоимости проезда на ряде автобусных маршрутов с 1 марта вводятся проездные. С такой инициативой выступило «Архтрансавто». Проездные будут доступны на 16 автобусных маршрутах. Пассажирам предложат два тарифа.
«Проездной на 60 поездок обойдется в 1620 рублей, то есть одна поездка будет стоить 27 рублей. Цена проездного на 90 поездок составит 2340 рублей, или 26 рублей за проезд. Нужно учитывать, что неиспользованные поездки перенести на следующий 30-дневный период не получится», – пояснил директор ООО «Архтрансавто» Николай КАРЯГИН.
Напомним, идея введения проездного билета была предложена ассоциацией автотранспортников Архангельской области еще в ноябре 2020 года. Сообщается, что проект «Проездной» уже запущен тремя перевозчиками.
О качестве обслуживания
В Архангельске в сфере автобусных перевозок по-прежнему возникает множество жалоб от пассажиров: в неделю поступает 60-70 таких обращений.
«Городские власти неоднократно признавали, что претензий к перевозчикам — выше крыши. Главные из них – грубость водителей и кондукторов, их курение в салонах автобусов, нередкие случаи пропуска рейсов. Недавно администрация опубликовала данные о выполнении рейсов перевозчиками: в последнюю неделю января было выполнено только 87% рейсов, а в первую неделю февраля – около 90%. Парк автобусов в большинстве своем оставляет желать лучшего», – считает вице-спикер Архангельской городской Думы Александр ГРЕВЦОВ.
Как ранее сообщал заместитель начальника регионального управления государственного автодорожного надзора Виктор БЕТЕНЕВ, среди «лидеров» по количеству нарушений – ООО «АТП–1»: общая сумма штрафов — 216 тысяч рублей, следом идет ООО «Архтрансавто» - 163 тысячи рублей. С остальных перевозчиков взыскали меньшие суммы.
«Сегодня штраф за сорванный рейс – смехотворные 100 рублей. Что делать? Во-первых, как минимум, повышать в договорах процент обязательного исполнения рейсов хотя бы до 95-96%. Сегодня перевозчики могут не выполнять до 8% рейсов – наказания не будет. Во-вторых, увеличивать штрафы за невыход на рейсы, – уверен Александр Гревцов. – Городским и областным властям необходимо пожелать жестче подходить к контролю за исполнением перевозчиками их обязательств. А при подготовке новых муниципальных контрактов предусматривать более высокие требования к подвижному составу и штрафные санкции, а также требовать повышения культуры обслуживания пассажиров».
Добавим, что власти Архангельска решили перенести торги по определению перевозчиков на ряде направлений: изначально аукционы должны были состояться в 2020-2021 годах, однако их перенесли на 2022-й.