ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Суббота, 20 апреля, 2024 07:22

«Родниковое слово» в поисках нового формата: в Архангельске прошёл VI Абрамовский театральный фестиваль


Ольга ИСТОМИНА | 12.05.2018 21:49:29
«Родниковое слово» в поисках нового формата: в Архангельске прошёл VI Абрамовский театральный фестиваль

С 5 по 13 мая в Архангельске проходил VI Международный фестиваль театрального искусства имени Фёдора Абрамова «Родниковое слово». Раз в два года на фестиваль отбирают постановки по русской классике профессиональных театров со всей России и из-за рубежа. В афише этого года – спектакли 15 театров по пьесам и инсценировкам русской прозы. Впервые среди участников отметился театр неслышащих актеров «Недослов», были интересные независимые театральные проекты. Однако осталось впечатление, что в целом фестивалю по-прежнему не хватает четкой концепции.


Программа в этом году получилась разнообразная, но она не была подчинена общей идее. А это все-таки важно, чтобы ответить на вопрос, чем наш северный абрамовский фестиваль отличается от любого другого.

Каna_dne.jpgк отметили организаторы на пресс-конференции, в процессе подготовки к фестивалю возникла мысль несколько отойти от прежнего формата, когда к участию приглашались только театры со спектаклями, созданными на основе русской прозы. Так в программу вошли интересные постановки по пьесе «Эшелон» Михаила Рощина Сыктывкарского театра драмы им. В. А. Савина, а также по пьесам Максима Горького – «На дне» пермского театра «У моста» (на снимке) и «Homunculus» Калужского областного драматического театра. Появление в афише именно Горького было ожидаемым: в этом году отмечается 150 лет со дня рождения писателя и драматурга.

Спектакль калужского театра – по пьесе «Дети солнца», которую ставят довольно редко. Режиссер Владимир ХРУЩЁВ уже известен архангельскому зрителю как автор яркой прошлогодней премьеры Архангельского театра драмы «Амфитрион». Как и в этой постановке, в привезенном на «Родниковое слово» спектакле нельзя не отметить продуманную, фантазийную сценографию Анатолия ШИКУЛИ. Действие происходит словно в мистическом саду или даже в лесу – такое ощущение рождают кроны могучих деревьев, переливающиеся то зеленоватым, то серебристым и золотым светом. Из реального мира происходящее с семьей интеллигентов Протасовых перенесено в мир искусственный, иллюзорный.

Главный герой Павел Протасов (Игорь ПОСТНОВ) живет в мире своих научных опытов – его окружают банки, в которых то происходят какие-то химические реакции, то появляются некие существа – может быть, прообразы гомункула, создание которого замыслил ученый. Сотворить нового человека в мире, где старый порядок рушится, – тоже способ уйти от окружающей реальности. В начале XX века в России мир словно распался на две части – на этот трагический разрыв в стране и в душе человека намекает протянутая через сцену сетка, которой, тем не менее, нельзя отгородиться от других людей, кажущихся опасными или неприятными героям Горького. Человек, который болезненно ищет и не может найти себя, – это оказывается созвучно и сегодняшнему дню.

Но, пожалуй, самым запоминающимся спектаклем фестиваля стала постановка «Потеря равновесия» по прозе Александра Покровского независимого театрального проекта из Санкт-Петербурга. Тема близка северянам: в центре сюжета – судьбы моряков-подводников, их будничная жизнь, личные трагедии и флотские байки, полные жесткого мужского юмора. Режиссер Андрей ГОГУН создал этот спектакль совместно с драматургом Владимиром СИЛАКОВЫМ на лаборатории «ON.ТЕАТР» в 2012 году. Его особенность в том, что актеры играют в небольшом бассейне, специально выстраиваемом на каждой новой площадке: в этот раз ею стала камерная сцена театра драмы.

Актер Дмитрий ТИМОШЕНКО появляется из воды в водолазном костюме и с таким трудом стягивает его с себя, что возникает ощущение, что он может вот-вот задохнуться. Как выясняется вскоре, это и есть главный герой истории, которому с первых минут веришь, сопереживаешь, которого принимаешь как человека реального, абсолютно не придуманного. «Флот – это я», – произносит он в одном из эпизодов спектакля, и понимаешь, что служба на флоте – это и жизнь, и судьба каждого из персонажей, с которой они не могут «соскочить», как с подводной лодки, как не могут вый­ти за пределы бассейна...

Интересно, что каждый персонаж хора (сослуживцы и товарищи) запоминается индивидуально, несмотря на то, что предстает наподобие маски японского народного театра. Кстати, и в сценографии присутствуют японские мотивы, действие разделено на арии и речитативы, воспроизводя таким образом принципы японской оперы. Несмотря на все эти элементы, спектакль удивительно точно выстроен режиссером, и именно такая форма оказалась подходящей для черной комедии. Отторжения у зрителей не вызвала даже история про похороны одного из товарищей и поиск цинкового гроба для него: на сцене возник гробик деревянный, в котором потом «похоронили» надувную куклу.

Единственным спектак­лем по произведениям Фёдора Абрамова на фестивале в этом году стал моноспектакль «Печали и радости», поставленный режиссером Владимиром КУЛАГИНЫМ. Он давно работает с прозой северного писателя и не первый раз становится гостем фестиваля. В основе постановки, в которой собирательный образ деревенского мужика создал актер Иван СКУРАТОВ, – рассказы «О чем плачут лошади», «Воронейко», «Филька» и дневниковые записи писателя. Чтение перемежается исполнением народных и советских песен. Актерская игра не всегда достигает глубины авторских смыслов и образов. Однако этот спектакль в рамках фестиваля играли и на родине Федора Абрамова, в Карпогорском Доме народного творчества, где зрители очень тепло приняли постановку.

Тем не менее проблема фестиваля, названного в честь известного северного писателя, нашего земляка, не решается только за счет включения в программу постановок такого характера. По мнению театрального критика, члена экспертного совета фестиваля «Родниковое слово» Евгения АВРАМЕНКО, интересно было бы проводить в рамках фестиваля режиссерскую лабораторию с читкой произведений писателя – это бы помогло привлечь внимание к его прозе. А в формировании фестивальной афиши необходимо выстраивать свою драматургию – так, чтобы в представленных постановках звучали и перекликались друг с другом темы и мотивы, сближающие их с наследием Фёдора Абрамова, позволяющие по-новому взглянуть на его творчество в контексте современного театра.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей