Андрей Сахаров. Фото: Алексей Липницкий | 12.12.2014 05:22:11
Старожил Архангельской городской Думы, председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства Дмитрий АКИШЕВ считает, что следующий финансовый год для областного центра будет не хуже текущего. Наметились подвижки в вопросах поддержки инфраструктурных проектов со стороны правительства региона. В 2015 году возобновляется программа развития Архангельска как областного центра, правда, объем финансирования далек от прежних сумм – 182 млн рублей.
- Дмитрий Анатольевич, бюджет города на 2015-2017 годы принят со значительным дефицитом: нас опять ждет бесконечный диалог с правительством региона о пересмотре межбюджетных трансфертов?
– Бюджет по основным параметрам соизмерим с текущим — исполнение будет тяжелым. Но когда получалось иначе? Когда мы с большим оптимизмом встречали Новый год, с уверенностью, что все будут сыты и довольны и в городском хозяйстве все будет в порядке? Я что-то такого не припомню...
С другой стороны, наметились положительные сдвиги в отношениях муниципалитета и областного правительства. Например, на заседаниях совместной комиссии мы активно обсуждаем ситуацию с плачевным положением МУП «Водоканал»: приняли схему городского водоснабжения и водоотведения — это было основное требование со стороны региона для утверждения инвестиционной программы предприятия и новых тарифов. Фактически возобновляем программу финансирования Архангельска как носителя функций областного центра. Пока на 2015 год она «стоит» 182 млн рублей. В ее рамках будут поддерживаться инфраструктурные проекты, для которых уже разработана вся необходимая документация. Первый шаг сделан. А это означает, что, во всяком случае, если у области появится лишняя копейка, параметры программы можно и увеличить.
Кстати, в ней заложены 15 млн рублей на проектирование съезда с моста в районе Обводного канала. Кроме того, удалось включить планы по расширению этого участка дороги от улицы Шабалина до улицы Смольный буян и от начала Московского проспекта до улицы Павла Усова в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в России». Въезд в город должен и выглядеть соответственно.
– В городе немало мест, которые можно было бы привести в порядок в рамках этой же федеральной программы...
– Согласен. Я бы придал нормальный вид запущенной парковой территории вокруг известного всей России памятника Петру I, включая ремонт падающей ограды. Там и денег огромных не надо.
– Понятно, что решение уже принято, но вы лично приветствуете введение в городе после окончания полномочий действующего мэра Виктора ПАВЛЕНКО института сити-менеджера?
– Это один из вариантов. Но в существующих условиях я бы не пошел по этому пути. Сити-менеджер не палочка-выручалочка от всех проблем, да и само название должности мне не нравится. В связи с этим вспоминается притча Фазиля Искандера «Кролики и удавы», где кроликам обещали для полного счастья вместо обычной капусты специально выращенную — особо вкусную, цветную, но просили потерпеть еще немного до этого момента. Столько лет прошло с написания этой притчи, а ничего не меняется. Не будет всем счастья за просто так! По-прежнему придется много и напряженно работать. И не факт, что это будет получаться лучше, чем сейчас. Пока у области и города дефицитные бюджеты, трудно кардинально решить имеющиеся проблемы. Одно ясно, что действовать нужно совместно и скоординированно.
А вообще, Архангельск как областной центр, да и регион в целом, по сравнению с остальной Россией незаслуженно задвинуты по уровню финансирования из федерального бюджета в последние ряды. Поэтому и качество жизни населения низкое. И это, в частности, результат издержек пронизывающей все сверху донизу вертикали кадровых назначений власти. Встроенные в нее чиновники часто работают по принципу: лучше не рисковать — так спокойней. А в условиях постоянных законодательных недоработок и пробелов, наоборот, надо брать на себя ответственность и принимать управленческие решения. В результате мы чаще топчемся на месте, чем решаем реальные общественные и экономические проблемы.
Порой случаются и почти анекдотичные ситуации. Например, на деньги кредита Европейского банка реконструкции и развития МУП «Водоканал» получил несколько лет назад две мощные немецкие системы для очистки колодцев и канализационных сетей. Но их надо было устанавливать на платформу белорусских «МАЗов». Однако в России умельцев по такому совмещению не нашлось - пришлось делать это за границей, по-моему, в той же Германии. Когда техника вернулась в Архангельск, оказалось, что таможня не подтверждает соответствие ее экологического класса российским требованиям. Таможенники не дают на автомобили ПТС, а ГИБДД из-за этого — номера. И никакие совещания не помогали решить проблему. Было высказано мнение: «Нельзя, иначе в Москве могут усмотреть коррупцию». Дошло до того, что один очень находчивый начальник предложил возить обе машины на работу на трейлерах. Вот и стоят они уже несколько лет на дворе «Водоканала», ездят там по кругу. А ведь потрачено на них было более 15 млн рублей!
– Наверное, из этой же оперы нежелание принимать кардинальные управленческие решения, например полностью передать «Водоканала» в частные руки?
– А жалко! Вдруг хуже будет? Вдруг потом по шапке получишь? Такие предприятия, как «Водоканал», с теми же проблемами, есть во многих городах России. Я когда-то в газете «Коммерсантъ» читал о предложении объединить их всех в одну вертикально выстроенную федеральную структуру под вывеской «Росводоканала» для оптимизации финансовых потоков. Может быть, это и было бы оптимальным решением. Возможен и вариант с концессией как способом государственно-частного партнерства. Но и в нашей ситуации решение проблемы не стоит на месте: наконец-то согласована инвестиционная программа «Водоканала» на ближайшие годы, в том числе и по плате за техническое присоединение новых объектов к сетям.
– В связи с принятием областного закона, изменяющего систему местного самоуправления в Архангельске, 23 декабря планируется внеочередная сессия городской Думы по внесению изменений в устав города.
– Да, спешим. Впоследствии можем столкнуться с юридическими проблемами. Сложно сразу четко разграничить обязанности и права наемного управленца и главы муниципалитета. На бумаге все легко получается, а на деле разделение функциональных обязанностей не проработано. И об этом заранее никто даже не думал. А ведь наверняка окажется, что это только верхняя часть айсберга. Получается, работаем в соответствии с поговоркой «авось пронесет, а если будет худо, то потом».
– Значит, в будущем возможна ситуация, когда глава муниципалитета будет судиться с сити-менеджером из-за разного понимания своих полномочий?
– До этого не дойдет: город все-таки единый механизм. Но их подчиненным будет непросто работать в плохо очерченных правовых рамках. Придется исправлять недостатки в текущем режиме.
– Каждую весну автомобилисты льют слезы по поводу разбитых дорог, мэрия - из-за отсутствия денег на ремонты... Летом что-то успели подлатать на выделенные средства. Весной 2015 года все повторится?
– В бюджете на текущий и капитальный ремонт дорог Архангельска заложено 96 млн рублей. Еще около 40 млн рублей выделено на ямочный ремонт. Это примерно на те же объемы работ, что были сделаны в текущем году. Есть надежда на получение дополнительных средств по федеральным инвестиционным программам. Например, запланирован капитальный ремонт проспекта Советских Космонавтов на участке между улицами Розы Люксембург и Воскресенской. Грядет выборочный капитальный ремонт в Исакогорском округе по маршруту движения автобуса №3 по улицам Дрейера, Доковской, Нахимова, Вычегодской, Дежневцев, Магистральной.
– Архангельск увлечен строительством торговых центров, а про рекреационные зоны никто не вспоминает…
– Абсолютно согласен. Забытая тема. Почему-то она считается неважной, хотя это большая ошибка. Во время строительных работ в городе чаще всего все «мешающие» зеленые насаждения вырубаются. И, к сожалению, я бы не сказал, что горожане часто обращают на это внимание. Живем сегодняшним днем. Справедливости ради хочу добавить, что у некоторые владельцы торговых центров занимаются и благоустройством территории, и строительством подземных парковок.
– В архитектурном сообществе Архангельска много копий было сломано вокруг строительства на площади перед морским-речным вокзалом транспортного терминала. Вы — строитель: как относитесь к этому проекту?
– Могу высказать только собственное мнение: расположение терминала в этом месте логичным не назовешь.
– Какая еще проблема из тех, которые находятся в компетенции городских и региональных властей, кажется вам незаслуженно «забытой»?
– Меня очень беспокоит отсутствие альтернативных загрязненной Северной Двине источников водоснабжения в городе. В большинстве стран Европы можно пить воду из-под крана, некипяченую. Это считается стандартом. Мы и здесь отстаем. Между тем у нас рядом находится Плесецкий космодром — самый загруженный в мире. Кто-нибудь систематически изучает последствия этого воздействия? В ноябре 2014 года два дня Архангельская ТЭЦ работала в самом экономичном режиме, потому что сильный ветер нагнал соленую воду с моря к водозабору. Технология работы ТЭЦ не позволяет ее использовать. Такие ситуации могут повториться, поэтому кто-то должен взять на себя ответственность и решить реализацию проекта освоения месторождения пресных подземных вод под Архангельском.