Беседовал Антон ДАНИЛОВ. Фото из архива Елизаветы Лочехиной | 05.06.2023 20:13:17
«Бизнес-класс» продолжает цикл публикаций «Неравнодушные». Первым нашим собеседником стала директор Центра социальных технологий «Гарант» Марина МИХАЙЛОВА: мы говорили о том, что такое системная благотворительность. Сегодня знакомимся с Елизаветой ЛОЧЕХИНОЙ - создательницей проекта «Заботливые внуки» и региональным координатором благотворительного фонда «Старость в радость». Как организована помощь пожилым людям в Архангельской области и какой вклад в это нелёгкое дело может внести местный бизнес?
К старости каждый относится по-своему, но спорить с тем, что это пора ограничений, болезней и зависимости от других людей, не будет никто. Старый человек уязвим, и как бы тщательно мы ни готовились к этому периоду своей жизни, каждый может оказаться в одиночестве на закате лет. Именно поэтому важно выстраивать систему, при которой все старики могут рассчитывать на помощь общества.
Елизавета Лочехина уже много лет бескорыстно помогает пожилым людям и инвалидам, проживающим в домах-интернатах, комплексных центрах социального обслуживания, отделениях сестринского ухода Архангельска и Архангельской области, а также на дому.
- Елизавета, как вы пришли в эту сферу и какую помощь пожилым людям оказывает ваша организация?
- Мне всегда хотелось помогать, сколько себя помню. Сначала помогала приютам для животных, а девять лет назад занялась помощью пожилым людям и инвалидам, проживающим в домах-интернатах Архангельской области. Помогаю, потому что умею это делать, и, надеюсь, хорошо.
В настоящий момент мы проводим для наших подопечных офлайн и онлайн мастер-классы по рисованию, организовываем посещения учреждений музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и музея-заповедника «Малые Корелы», театра драмы и театра кукол. Включение пожилых людей в социальную-культурную сферу города – это очень важно! И это обязательно нужно организовывать, поскольку выезжать самостоятельно, в одиночку у большинства стариков возможности нет.
Кроме того, мы проводим сборы необходимых для пожилых людей вещей и подарков: например, спонсоры приобретают бытовую технику, а детские сады, школы и общественные организации помогают со сбором средств личной гигиены и адресных подарков. Также стараемся обеспечить подопечных подпиской на интересующие их журналы и газеты. Ещё предлагаем парамедицинский педикюр — для тех, кому это необходимо.
Три года назад мы много ездили в дома-интернаты, ведь главное, что нужно пожилому человеку, – это общение. Во время пандемии пришлось несколько изменить подходы — стало больше мероприятий и встреч онлайн. Но мы по-прежнему стараемся не только помочь, но и разнообразить жизнь стариков.
- А как вам может помочь местный бизнес и простые горожане?
- Да, нам тоже помогают, и все по-разному. Кто-то отдаёт своё время и силы, а кто-то жертвует вещи. Мы очень быстро «закрываем» сборы и запросы на адресную помощь — чаще всего это средства личной гигиены, постельное бельё и домашняя одежда - или адресные подарки: от наборов для творчества до кнопочных телефонов.
Бизнес может присоединиться к любому из наших проектов. Так, например, в течение марта наши подопечные-надомники из Приморского и Пинежского районов получали подарки от ООО «Транспортная компания «Северный проект». Компания собрала необходимые вещи, которые достаточно долго «висели» в списке ожидания, сформированном социальными работниками: полотенца, халаты, подушки, одеяла, постельное бельё, матрасы, «трёхногие» трости.
Помогают и индивидуальные предприниматели. Например, процедуру парамедицинского педикюра, о которой я упоминала, для наших подопечных периодически бесплатно проводит Катерина Качанова.
Желающие помочь могут быть сопровождающими при посещении нашими подопечными музеев и театров, помощниками на онлайн-мероприятиях, автоволонтёрами, могут сами проводить мастер-классы и экскурсии, организовывать концерты, сборы вещей или адресных подарков у себя на работе, в детском саду, школе, колледже. И, наконец, могут стать шефами одного из наших подопечных учреждений, которые находятся не только в Архангельске, но и в удалённых районах Архангельской области. Кроме того, возможна помощь людям, проживающим не в домах-интернатах, а на дому, но только через сотрудничество с комплексными центрами социального обслуживания населения.
- Какие проблемы вас как опытного волонтёра волнуют больше всего?
- Сложный вопрос, потому как в настоящий момент в рамках этой темы я не мыслю глобально - меня больше занимает адресная помощь.
Хотелось бы, конечно, чтобы у каждого дома-интерната или комплексного центра были постоянные шефы - это могут быть компании-спонсоры или детские сады, общеобразовательные школы, которые отслеживали бы запросы подопечных и по возможности их выполняли.
Если говорить о надомниках, то хотелось бы оказывать им помощь официально - через сотрудников государственных учреждений, работающих с населением. Но дети пожилых людей и они сами часто считают, что обращение за помощью к соцработнику - это стыдно, это значит признать свою беспомощность, неспособность справиться со своими трудностями. С другой стороны, существует и проблема недоверия ввиду постоянных напоминаний о мошенниках.
Здесь нужно понимать, что социальный работник из официального учреждения — это, в первую очередь, гарантия защищённости пожилого человека. Когда кто-то «с улицы» приходит помочь, не защищён никто - ни помогающий, ни нуждающийся в помощи. Поэтому я за системную помощь: соцработники составляют индивидуальные программы, главная задача которых - сохранить возможность проживания подопечного в привычных для него условиях.
- «Заботливым внукам» удаётся вносить вклад в решение этих проблем?
- Да. Шефы, к примеру, уже есть у Мезенского, Верхнетоемского и Плесецкого комплексных центров, у Цигломенского отделения сестринского ухода. Наши постоянные помощники на протяжении нескольких лет - детский сад, специализированная школа и общественные организации.
С одним из комплексных центров мы пробовали искать волонтёров по запросам надомников, проживающих в удалённых районах, но пока такая форма сотрудничества не сложилась - она нуждается в ряде согласований. Однако мы всегда готовы обсуждать условия сотрудничества с целью повышения уровня предоставления социальных услуг и оказания бóльшего объёма помощи.