ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 09:07

Туризм: обслужить — обслужим, но как?


Андрей САХАРОВ | 12.03.2015 10:12:00

alt

Зимний всплеск интереса туристов к Архангельской области — временное явление, а не результат эффективной региональной политики. Отраслевой бизнес констатирует, что регион не готов к увеличению турпотока.



В ходе недавнего отчета о проделанной в прошлом году работе облсобрания его председатель Виктор НОВОЖИЛОВ назвал туризм приоритетной отраслью региональной экономики. По его мнению, принятый в прошлом году областной закон о туризме создает условия для продвижения различных видов туризма и закладывает основные принципы госполитики в этой сфере. Это заявление совпало, с одной стороны, с ликвидацией агентства по туризму и международному сотрудничеству области - его функции перешли к минкульту. С другой - с двукратным всплеском зимнего туристического интереса к нашим городам и весям. Последнее обстоятельство навеяло радужное настроение отраслевым чиновникам.

Так, директор областного туристского информационного центра Екатерина КУСТОВА заявила, что в новогодние каникулы было принято более 100 звонков от желающих посетить область. В январе поток туристов, выбравших активные туры по Поморью, увеличился на 20%, спрос на экскурсионный и познавательные туры — на 30%. Заметно оживился турпоток на Соловки.

«Мы перебороли предубеждение, что у нас возможен только летний туризм», - поделилась она своим оптимизмом на «круглом столе» в ИА «Двина-Информ» по теме «Готово ли Поморье к увеличению турпотока»? Но представители туротрасли относятся к этому событию скептически. По их словам, оно носит конъюнктурный характер и вызвано печальной экономической обстановкой в стране.

Руководитель ТА «Ветер перемен» Александр СЕДАКОВ прямо заявляет, что туристы поехали к нам от безысходности. Люди просто долго ждали, в надежде, что рубль усилится, а когда спохватились и стали выбирать, где провести зимние праздники, оказалось, что, кроме как в Архангельскую область, поехать некуда: туры по «Золотому кольцу России» расхватали заблаговременно.

«Если бы все было радужно, то у нас бы работали не 10-20 туроператоров, а сотни, - заявил он. - В области как не было, так и нет необходимой инфраструктуры. Нет даже комфортабельных автобусов. В Каргополе гиды проводят автобусные экскурсии, вооружившись не микрофоном, а, как 20 лет назад, — мегафоном. По сути, мы не готовы к большому наплыву туристов. Обслужить — обслужим, но как? В итоге люди приедут, посмотрят и решат, что больше к нам ни ногой. Да, у нас больше стало гостевых домов в деревнях. Но клиенты не готовы к долговременному экстриму без душа. Баня для них — экзотика».

Гостиничных мощностей достаточно только в Архангельске — коэффициент заполняемости 50%. В городе, как гордо заявил на встрече директор департамента оргработы мэрии Архангельска Сергей НАМОЙЛИК, достаточно точек общепита — более 260 на 18 тысяч посадочных мест. Таким образом, на тысячу жителей у нас приходится 55 посадочных мест, практически как в Москве. Всего в области бывают около 400 тысяч туристов в год, а в Архангельске - 100 тысяч. Правда, сколько людей проезжает через Архангельск транзитом, Намойлик не уточнил.
Эксперты уверены: Архангельску еще далеко до примерного туристического города. Поток туристов при любом раскладе не иссякнет только на «сакральные» Соловки. Уже сегодня летние туры туда раскуплены на 95%.

«Как всегда, летом по Соловкам будут ходить люди с пачками денег, предлагая местным жителям выделить угол для ночлега, - заявил руководитель экскурсионного бюро «Независимые гиды» Олег КОДОЛА. - Если сохранится текущий поток заявок, то мы откажемся от интернет-рекламы. Увы, нашей заслуги в увеличении турпотока нет. Дай бог, незапланированную прибыль удастся вложить в собственное развитие».
Вслед за «круглым столом» с участием чиновников, прошел пресс-ланч «Архангельская область — туристическая» под эгидой Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА). Это была более представительная встреча. Как объяснил один из ее участников, «круглый стол» ассоциацию не привлек, потому что нет делового контакта с областными чиновниками от туризма.

«Не понимаю официального оптимизма от короткого всплеска интереса туристов к области, - заявил директор каргопольского турбюро «Лаче» Радик АДНОБАЕВ. - Мы вошли в кризис, люди будут экономить на развлечениях. Надо реально смотреть на положение дел, а не витать в облаках. Чтобы оставаться на плаву, надо максимально эффективно продумывать и подавать свой продукт, предлагать новые услуги. Например, несмотря на повышение стоимости билетов в Каргопольский музей, мы решили не поднимать свой ценник».

Турбизнес старается придумывать оригинальный продукт, но зачастую его продвижение упирается в дорогое содержание, а это - узкий круг клиентуры, маленький финансовый оборот, отсутствие средств на развитие. Например, гендиректор ТА «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ организует экспедиционные туры на снегоходах. Но это сегодня хобби, а не зарабатывание денег.

«Трехдневный поход по Онежскому полуострову без накруток обходится в 13 тысяч рублей на человека, причем снегоходы у всех участников — личные, - рассказал он «БК». - Активный туризм — дорогое удовольствие».? 
Исполнительный директор АРТА Сергей НИКУЛИН отметил, что «в старые добрые времена поток туристов был выше».

«В конце концов мы выстроим правильную политику, чтобы турист поехал к нам, - рассуждает он. - Мы все время говорим, что в Архангельске нет удобных подъездов к экскурсионным объектам, они в плохом состоянии, кругом помойки. Это не глобальные проблемы. Их можно решить. Было бы желание».

Что касается принятого облсобранием закона о туризме, то Радик Аднобаев заявил, что представители отрасли не имеют отношения к его содержанию.

«Если бы ликвидированное региональное агентство по туризму и международному сотрудничеству согласовывало с нами каждый свой шаг, то туристический ресурс области мог бы использоваться эффективно», - уверен предприниматель.

Надежды на значительную экономическую отдачу от туризма в целом пока напрасны. Как правильно заметил Олег Кодола, туризм — это только индикатор экономики, и в случае с Архангельской областью его состояние ярко иллюстрирует плачевное положение убыточного региона и некомпетентность властей.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей