ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 00:11

В Архангельской области продолжается «Охота на свалки»


София ГАМИЛОВСКАЯ. Фото из архива Надежды Лыжниковой, Юлии Бубновской | 11.07.2023 15:20:03
В Архангельской области продолжается «Охота на свалки»

Для Архангельской области, как и для многих российских регионов, актуальна проблема несанкционированных свалок. Однако борются с ними в Поморье заметно эффективнее, чем большинство соседей. Весомую роль в этом сыграло появление в 2020 году уникального в своём роде проекта – «Охота на свалку». Это мобильное приложение, которое позволяет выявлять нелегальные мусорные навалы.


О том, как появилось и действует ноу-хау, «БК» рассказала председатель общественного совета при министерстве природных ресурсов и ЛПК Надежда ЛЫЖНИКОВА, принимавшая в создании приложения непосредственное участие.

Свалки «эксклюзивного» состава

«Все свалки разные по составу, – поясняет Надежда Лыжникова. – Например, строительный мусор мы чаще всего находим рядом со стройплощадками. В Архангельске сейчас плотно занимаются сносом ветхих «деревяшек», и зачастую непонятные остатки, которые мы видим посреди города, – это снесённый дом. Очень много подобных объектов «украшают» леса, расположенные недалеко от города, куда проще этот хлам свезти. Если говорить о твёрдых коммунальных отходах (ТКО), – пластиковые бутылки, консервные банки и т. д. – их объём не такой уж большой. Условно я делю такие свалки на две категории. Первая – когда люди создают их от безысходности. Например, жители островных территорий, где контейнерных площадок отродясь не бывало, мусор всегда возили на одну свалочку, в одно место. Это в чём‑то даже проявление чистоплотности – при отсутствии альтернатив. Вторая категория – так называемые «традиционные места отдыха»: приехали, шашлыков пожарили, мусор оставили. И это, можно сказать, постоянный источник появления новых несанкционированных свалок».

Согласно федеральному законодательству, не все захламления можно назвать несанкционированной свалкой. К таким относятся только места площадью более 1 кв. м. Но здесь возникает проблема: мусор вроде бы лежит на поверхности, но, начиная уборку, можно обнаружить глубокую яму, в которой за долгое время накопилась масса отходов. И выявить точную площадь загрязнения довольно трудно.

liznikova_nagrada.jpg


В 2020 году «Охота на свалку» получила первый приз международной премии «Экологическая культура. Мир и согласие» неправительственного экологического Фонда имени В. И. Вернадского. В 2021 году мобильное приложение вошло в шорт-лист «Зелёной премии» ППК «Российский экологический оператор», в 2022 году было отмечено прокуратурой Архангельской области.


   Кто должен убирать мусор – тоже вопрос, правда, оговорённый в законодательстве. Ответственность за состояние участка несёт собственник земли. Определить его активистам помогают кадастровые карты.

«Если это лесфонд, то все вопросы задаются лесничеству, на чьей территории набезобразничали. Учитывая, что в лесах установлены фотоловушки, а министерство бдит, выявить такие свалки получается достаточно легко. Если нарушитель установлен, то он и будет ликвидировать мусорный навал. Когда же поймать «организатора» и доказать его вину не удаётся, бремя ложится на министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области. В таком случае всё будет зависеть от федеральной субсидии, размер которой невелик – около 100 млн руб­лей в год. Учитывая, что для ликвидации свалки нужно разработать проект, согласовать его, потом разобрать и вывезти отходы, отсыпать территорию, провести лесовосстановление, на ликвидацию одной несанкционированной свалки может уйти вся сумма. Или средств потребуется даже больше. Если же свалка находится в черте муниципального образования, то тут начинаются «приключения». Потому что каждое учреждение – своей земле хозяин. И муниципальное образование в том числе. Наверное, поэтому несанкционированные свалки чаще возникают на муниципальных землях. Привлечь к ответственности бизнес или физлицо гораздо проще», – продолжает Надежда Лыжникова.

К слову, разговор наш проходил в «полевых» условиях: рядом с одной из таких свалок в черте Архангельска, которая просто поражает своим размером и состоит преимущественно из строительного мусора и ТКО.

«Это строители так поднимают уровень: такая «традиция». Уж не знаю, откуда она пошла, но у нас часто земельные участки отсыпаются подобным образом в нарушение всех норм и правил», – уточняет эксперт.

Эффект приложения

Проект «Охота на свалку» был задуман ещё в 2019 году, на фоне истории с Шиесом. Задача была проста и понятна. С 1 января 2020 года в Архангельской области приступил к работе новый региональный оператор – ООО «Экоинтегратор», полностью менялась система обращения с отходами производства и потребления. Это вызывало много вопросов у владеющих экологической повесткой людей. Первоначально проект и задумывался для того, чтобы наблюдать, куда оператор повезёт отходы.

«Создать само мобильное приложение было не так сложно. Единственное, над чем пришлось долго потрудиться, – высокая точность геолокации. И у нас получилось это сделать. Очень помогла группа «IT-волонтёр» – профессиональное сообщество молодых разработчиков программ, которые ещё набирают опыт. Над приложением работали не только российские специалисты, так что у нас получилась международная команда. Сделали всё очень быстро, буквально за два с половиной месяца, – продолжает Надежда Лыжникова. – Но помимо технической стороны вопроса, есть и юридическая. Нам очень повезло: в Архангельской области очень активные надзорные органы. Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура, Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, профильное министерство консультировали, давали советы, а сейчас активно взаимодействуют с нами, принимая и обрабатывая поступающие заявки».

skrin_ohota_na_svalku.jpg


В 2023 году мобильное приложение для смартфонов на платформе IOS заблокировано в Apple Store для скачивания в России. Ранее установленные на айфонах приложения продолжают свою работу. Приложение для смартфонов на платформе Android доступно для свободного скачивания и установки.


Разобраться в мобильном приложении очень просто: добавляете фотографию, указываете конкретное место на карте и отправляете информацию, которая сразу же поступает в обработку. В «Охоте на свалку» есть возможность выбрать: оставлять свои контакты для связи или нет, это зависит от пользователя. Далее подключаются специалисты, которые выезжают на место, удостоверяются в нахождении свалки, выявляют спектр задач, уточняют, чья земля пострадала, и отправляют официальное обращение по поднадзорности.

Положительный пример взаимодействия экологических активистов с местной властью – администрация Северодвинска. По словам Надежды Лыжниковой, туда не требуется писать официальные запросы. Можно связаться напрямую с администрацией, сообщить о захламлении, и территория будет оперативно прибрана.

«Думаю, поэтому, несмотря на большое количество дачных кооперативов в Северодвинске, с которыми часто возникают сложности в работе, город выглядит ухоженным и красивым», – отмечает собеседница «БК».

От ажиотажа – к очереди

«В первый год работы приложения мы отработали более 300 заявок, причём люди жаловались не только на свалки, но и на хронический невывоз мусора, т. е. на переполненные контейнерные площадки. В этом году очень много сообщений о мусорных навалах в местах традиционного отдыха у воды. Мы стараемся поддерживать связь со всеми, кто оставляет нам заявки и просит держать в курсе. Отчитываемся, как идут дела. Тут ещё раз подчеркну, что ликвидация объектов негативного воздействия на окружающую среду – увы, процесс не быстрый. Если, конечно, речь не идёт о переполненном мусорном контейнере. Иногда нам приходится судиться с муниципалитетом, иногда в местном бюджете нет денег, или средства есть, но на более приоритетные объекты. Иногда всё упирается в невозможность рекультивации, так как отходы вывезти просто некуда – не закапывать ведь на том же месте. Ситуации бывают абсолютные разные», – приводит примеры Надежда Лыжникова.

svalka2.jpg

На данный момент ажиотаж в работе приложения уже поутих. Это связано с тем, что основные «заросли» мусора выявлены и обозначены. Сейчас сложилась своеобразная очередь из объектов на рекультивацию.

«Правда, в последнее время появилась новая негативная тенденция. Казалось бы, выявленный мусорный навал ликвидирован, но через несколько месяцев он вновь появляется на старом месте. Даже там, где уже высажены сеянцы для восстановления леса. Почему это происходит – не всегда понятно. Остаётся только бороться с такими проявлениями масштабным экологическим просвещением населения, в чём, уверена, поможет и редакция «БК», – добавляет Надежда Лыжникова.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей