Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 04.10.2015 06:08:50
Сколько перемен вокруг! Мне, человеку из «прошлого века», уже не угнаться за новостным контентом. Считается, что скорость изменений вокруг человека увеличилась за последние полвека в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Однажды я знакомился с работой декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского, описавшего теоретические основы организации современных СМИ: там идет речь об их системных характеристиках, основных видах, проблемах, перспективах развития в среде Интернета. Всё расставлено по полочкам, но время мчится так быстро…
Возрастание объема информационного потока породило проблему отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего. Постепенно выработался современный формат подачи информации: так называемая последовательность актуальных клипов - короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста.
Но если контекст не важен, если тематику СМИ, аналитику в информационном материале заменяет фоновый шум окружающей действительности, то и сами СМИ становятся не главными элементами коммуникаций. Главной частью информационной системы становится Всемирная сеть. Вернее, не частью, а самой системой. И аббревиатуру СМИ можно теперь расшифровать так: система массовой информации. Всемирная сеть - Интернет - стала самостоятельной системой массовой информации.
Количественный скачок потока информации дал качественную перемену не только в форме ее подачи. Наш мозг начал воспринимать поток информации в клиповом формате с фундаментальной ошибкой осмысления: мы стали считать события связанными, если они имеют временную, а не фактологическую близость. Мы постепенно прощаемся с мышлением понятийным и переходим в клиповое мышление. Философ, профессор МГУ Фёдор Гиренок полагает, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире. Происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным - клиповым.
Клиповое мышление — это защитная реакция организма на информационную перегрузку, развитие одних когнитивных навыков за счет других. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, в том числе используя Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру.
Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по Сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Клиповое мышление предполагает упрощение, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации, мозг перестает осознавать и постигать связи между событиями.
Хорошо это или плохо, мы не знаем. Зато знаем, что человек научился читать, загружая ьработой левое полушарие мозга, только пять тысяч лет назад. Та же часть мозга ответственна за мышление понятийное. А человеческий мозг в целом сформировался более 100 тысяч лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, большую часть времени он работал скорее правым полушарием, ответственным за эмоционально-чувственную часть нашего мышления – как раз за мышление клиповое.
Интернет, постепенно заменяющий набор традиционных СМИ, ставит перед нами очень важную задачу: научиться перерабатывать огромный и постоянно растущий информационный поток, не потеряв способность анализировать и делать выводы, то есть научиться одновременному понятийному и клиповому мышлению.
Современные исследования показывают, что среди менеджеров ведущих компаний наибольшего карьерного роста добиваются специалисты с клиповым способом мышления, а среди аутсайдеров больше людей с мышлением понятийным (к слову, процент считающих себя счастливыми в обеих группах одинаковый). Однако среди тех, кто руководит компаниями, задает им стратегию, является их хозяевами, людей с клиповым способом мышления практически нет! Люди с клиповым мышлением управленческой элитой не станут! На этом уровне должны работать оба полушария мозга — такой вот своеобразный тип мышления, не имеющий пока общераспространенного наименования.
Стало быть, придет время, когда кандидаты на высшие управленческие должности, в том числе государственной и муниципальной службы, будут подтверждать свои качества толкового руководителя даже не посредством «детектора лжи», а... энцефалограммой работы полушарий мозга. Скорее бы...