Сергей ИВАНОВ, Консалтинговая компания «Мастерская менеджмента» | 18.02.2011 09:01:18
Бизнес – это зависимость. Зависимость от тарифов на нефть, от уровня инфляции, от западных сильных конкурентов… Глобализация, знаете ли… И компаниям (хоть российским, хоть европейским) приходится адаптироваться к существующим «мировым» условиям, чтобы выживать.
Не будем вдаваться в пространные рассуждения на тему, что есть глобализация. Не будем вспоминать об интеграции и унификации… Суть глобализации применительно к нам с вами, бизнесменам, можно легко объяснить, используя лишь одну красочную метафору. Глобализация – это увесистый пинок: она заставляет компании двигаться, суетиться, развиваться, а значит, совершенствоваться.
Не стать «ограниченным»
Мы пользуемся «чужими» товарами, потому что их цена соответствует качеству. Выход на мировой рынок невозможен без соблюдения этого баланса: «за границы» смогли вырваться лишь те компании, которые усвоили этот основной принцип конкурентоспособности.
Другое дело, что в российских условиях это бывает сложно. Потому что уровень менеджмента, как ни крути, в России отстает от европейского. Настоящих менеджеров, владеющих профессией на международном уровне, мало. А это основной тренд выживания. Эти дефицитные люди обычно стоят во главе холдингов, распространяя свои знания на остальных и обеспечивая тем самым стабильность компании.
Почему же не у каждого успешного руководителя отдельного предприятия получается управлять холдингом? Уровень управления другой. Соответственно, и основные принципы менеджмента должны быть другими. В холдингах управляют уже не людьми, а системами. Такого менеджера перестают интересовать люди как таковые, его интересует качество человеческого ресурса, перспективы его использования и развития. Здесь уже недостаточно личной харизмы и добросовестности, здесь нужен системный подход.
Кто выживет в «бизнес-фауне»?
Но не всем компаниям повезло объединиться в холдинги под крыло такой редкой птицы, как профессиональный менеджер. А жить, расти и развиваться хочется многим. Что же делать? Для проведения правильных изменений мудрые собственники обращаются за помощью к консультантам, потому что они понимают, что в период изменений нужны дополнительные ресурсы, в том числе и профессиональные. Взгляд со стороны подстраховывает руководителей в принятии верных решений.
Как говорится в известной пословице? Одна голова хорошо, а две - лучше. Руководитель может долго хорохориться и говорить: «Я сам молодец», а спросите вы этого самого «молодца», какие инновации в области управления внедрили в его компании за последние 1-5 лет… В лучшем случае вы услышите: «Мы перешли с версии 1С: 7,0 на 1С: 8,0».
Чем чревато то, что компании и сегодня живут так, как жили 10-20 лет назад? Если в фирме ничего не менять, она становится неконкурентоспособной, товары и услуги дорогими и некачественными. И компания чахнет.
Посмотрим на наш Архангельск. На рынке бытовой техники еще пару лет назад «правили балом» две небезызвестные компании. Потом появились более «продвинутые» менеджеры, способные мыслить глобально и управлять изменениями. Они вытеснили былых лидеров…
И природа, и «бизнес-фауна» живет по принципу естественного отбора. «Наращивайте клыки и мышцы» - стремитесь к тому, чтобы товары и услуги были дешевле, быстрее, качественнее, чем у конкурентов. Сильный – значит живой и сытый.