Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 30.11.2018 22:16:15
В Архангельском молодежном театре прошла лаборатория «Голоса из прошлого», посвященная современной драматургии на исторические сюжеты. Пять дней московские режиссеры Игорь МАКАРОВ и Захар ХУНГУРЕЕВ работали над эскизами по пьесам «Девятый выпуск» Елены ИСАЕВОЙ и «История одного преступления» Ольги МИХАЙЛОВОЙ, а затем представили результат публике. Побывавшие на показах зрители увидели наброски будущих спектаклей, которые могут пополнить репертуар театра в ближайшее время.
Формат режиссерской лаборатории предполагает работу над эскизами спектаклей в предельно сжатые сроки – от трех до пяти дней. В таких экстремальных условиях происходит концентрация сил, фантазии и живой энергии – актерской и режиссерской. Наверное, отчасти поэтому лаборатории стали так популярны в России и время от времени проводятся почти в каждом региональном театре. Различаются лишь темы и направления.
Темой лаборатории «Голоса из прошлого» стала история нашей страны, получившая новое осмысление через образы разных персонажей: от воспитанников Царскосельского лицея до Столыпина и Толстого… Идея провести в Архангельске такую лабораторию принадлежит театральному критику, ректору ГИТИСа Григорию ЗАСЛАВСКОМУ. Год назад на фестивале «Ваш выход!..» он заметил интерес Молодежного театра к истории Севера: критика впечатлил спектакль о трагической судьбе сосланного в Холмогоры императора Иоанна VI «Страстотерпцы», поставленный по пьесе Сергея КОКОВКИНА.
В рамках лаборатории драматург прочитал публике свою новую пьесу «Шквал», главным героем которой стал Павел Нахимов. Часть действия происходит в Архангельске, когда будущий адмирал служит на парусном судне «Азов». Исторические события смешиваются с фантазиями, видениями, воспоминаниями – литературный текст затягивает и просится на сцену. По словам художественного руководителя Молодежного театра Виктора ПАНОВА, у него уже возникло несколько идей режиссерского решения пьесы. Он планирует подготовить премьеру в течение года и в будущем обязательно показать спектакль в Севастополе.
За воплощение идеи лаборатории по современной исторической драматургии взялось Архангельское отделение Союза театральных деятелей. Реализовать задуманный проект удалось благодаря победе в конкурсе Фонда президентских грантов и губернаторскому гранту. Поэтому непосредственными участниками лаборатории смогли стать не только режиссеры, но и драматурги. Авторы пьес приехали в Архангельск и обсудили проблемы воплощения исторического материала на сцене.
«Вместе с Еленой Исаевой мы работаем над проектом «Открытая история» и создали сайт, где собираем пьесы современных авторов на исторические темы, – рассказала драматург Ольга Михайлова. – Нам кажется очень важным, что в них проявляется любовь к своей земле, понимание, гордость, ощущение истории. Во-первых, книги сейчас читают мало людей, во-вторых, они вызывают реакцию в большей степени интеллектуальную, а не чувственную. В театре же происходит коллективное переживание, которое бывает сильнее, чем индивидуальное. И такое позабытое, но главнейшее для театра слово «катарсис» – очищение души через страдание и страх – на историческом материале работает сильнее. Не случайно сегодня к книгам в жанре нон-фикшн такой интерес: человек понимает, что в основе лежит правда факта».
Но как в пьесе, так и в спектакле авторская интерпретация исторического события, личности или места действия создает новую реальность. Плавное погружение в почти мистическую атмосферу старинного дома с анфиладой комнат и хлопающими высокими дверьми испытали на себе зрители эскиза по пьесе Елены Исаевой «Девятый выпуск». Режиссер Игорь МАКАРОВ (участник масштабных проектов Электротеатра Станиславский и мастерской индивидуальной режиссуры Бориса ЮХАНАНОВА) «обживает» сразу три зала театрального особняка, а его эксперименты со звуками создают эффект погружения в иное измерение. Зритель становится не только наблюдателем, но и соучастником жизни лицеистов: вместе они узнают о гибели Пушкина, тайком читают лермонтовское «На смерть поэта», мечтают издавать свободный журнал, влюбляются и бунтуют… Кстати, на роли лицеистов режиссер взял студентов, и поэтому будущий спектакль может стать выпускной работой курса.
«Я бы дал спектаклю название «Близкий Пушкин», – поделился Игорь Макаров. – Ребята проходят длинный путь перипетий, который оказывается близок судьбе Пушкина. И если вначале поэт для них – это некая легенда и миф, то в конце лицеисты становятся едины с Пушкиным. Точка близости к его судьбе – самое интересное для меня в этой пьесе».
В отличие от своего коллеги, режиссер Захар Хунгуреев создал эскиз по пьесе Ольги Михайловой «История одного преступления» в привычном пространстве зрительного зала. При этом текст пьесы был подан отнюдь не традиционно. Так, если по задумке драматурга спор между Петром Столыпиным и Львом Толстым происходит в их переписке, то режиссер представил эту полемику о частной собственности на землю и государственном устройстве как современное телевизионное шоу с «группой поддержки» с той и другой стороны. Текст пьесы «выстреливает» сегодня точнее и жестче, чем даже гоголевский «Ревизор»: «может, платить всем чиновникам жалованье и даже давать им премию за то, чтобы они только не делали всего того, что они делают?» или «с кадрами, конечно, есть проблемы… пятьдесят толковых губернаторов взять негде»! Несмотря на трагический финал истории, актеры завершают эскиз песней «Гни свою линию» – словно в противовес самой страшной реальности прошлого и современности.
Оба эскиза, представленные на лаборатории, в театре планируют взять в работу. Но главным результатом проекта уже стала встреча талантливых драматургов, режиссеров и актеров театра.
Прямая речь
Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, театральный критик, ректор ГИТИСа:
- Мне понравилась музыкальная партитура и замечательное решение пространства в эскизе «Девятый выпуск». Он не был похож на традиционный лабораторный показ: в этой работе уже совершенно очевидно заложен полноценный site-specific спектакль, который заново открывает пространство конкретного здания, и это очень хорошо. По пьесе «История одного преступления» я вижу уже четвертый спектакль, и каждый раз абсолютно другой. Недавно в разговоре с актером Василием Бочкаревым речь зашла о реставраторах, и он сказал: «Я считаю, что реставратор – это самая великая профессия». Я подумал, что профессия режиссера во многом близка профессии реставратора, и в этом нет уменьшения ее свободы. Разделение реплик между большим количеством персонажей в этом эскизе не вызывает никакого сопротивления. Но счастливый конец после страшного разочарования напоминает мне советские фильмы про Гражданскую войну, когда в последний момент появлялась тачанка и спасала красных в плену у белых. Такой финал кажется идущим вопреки пьесе, у которой есть свои законы.