Беседовала Рина КОСТИНА. Фото из личного архива Александра Сырова | 19.10.2019 17:01:08
Архангельские предприниматели – директор ООО «ГК Регион» Александр СЫРОВ и основатель строительной компании «Рублев» Евгений ЯЗЫКОВ – открыли в Москве «Black Star Karting» в партнерстве с популярным брендом. От сдачи в аренду коммерческой недвижимости и деревянного домостроения перейти к сфере развлечений бизнесмены решили после удачного опыта с «Сафари Картинг». Александр Сыров рассказал «Бизнес-классу», как развивается проект.
– Александр, почему решили переехать в Москву и попробовать себя в новой сфере бизнеса? Вы по-прежнему руководите ГК «Регион»?
– Моей основной целью был не переезд в Москву, а возможность создать проект, который можно развивать и масштабировать на весь мир. К сожалению, Архангельск слишком маленький город, чтобы стать площадкой для открытия первого электрокартинга в России.
Я по-прежнему являюсь директором ГК «Регион», но в операционной деятельности уже практически не участвую. Для этого есть управляющая компания, где работают в основном сотрудники, которых я нанимал. Тем не менее решение стратегических вопросов не проходит без моего участия.
– Какие проекты вы развиваете в Москве?
– Основное направление – электрокартинг. Это такой же картинг, только машины работают на электричестве, а не на бензине. Нет выхлопных газов, масла, нагревающихся элементов. Это дает возможность открыть картинг, к примеру, прямо в галерее торгового центра. Все достаточно комфортно и безопасно.
Мы открылись в апреле. Общая площадь картодрома – 3,5 тысячи квадратных метров, длина трассы – 420 метров. Закупили 30 картов: детские, взрослые и двухместные. В планах – расширить существующую площадку еще на тысячу квадратных метров. Сейчас ведем переговоры с торговым центром.
– Почему вы выбрали для себя именно такой бизнес?
– Возможность активно развиваться с картингами появилась, когда наступил кризис коммерческой недвижимости. ГК «Регион» занимается прежде всего сдачей в аренду коммерческих площадей, но сейчас строить уже невыгодно, потому что арендные ставки снизились до такого уровня, когда срок окупаемости объекта может составлять более 10 лет. Поэтому я стал искать бизнес, в котором можно двигаться дальше.
Инвестиции в «Black Star Karting»
составили порядка 70 млн рублей – это
в 7 раз больше, чем в картинг в «Сафари».
Картинг, который мы создали в торговом центре «Сафари» в Архангельске, показал хорошую рентабельность и высокую маржинальность. Когда мы открывались, у моего партнера была техника, знания, опыт, у меня – свободное помещение. Мы достаточно быстро смогли окупить вложения и поняли, что этот бизнес можно продолжать. У нас было два пути: дальше идти по таким же городам и открывать аналогичные картинги либо начать партнерство с брендом «Black Star» и сделать более масштабный проект. Инвестиции в «Black Star Karting» составили порядка 70 млн рублей – это в 7 раз больше, чем в картинг в «Сафари».
– Как вам удалось договориться с «Black Star» о партнерстве?
– Мы несколько месяцев детально прорабатывали этот проект. Изучили мировой опыт. Посчитали экономику. Разработали брендбук и оформили все в виде презентации. После этого начали интересоваться у знакомых из Москвы, как можно выйти на кого-нибудь из «Black Star», чтобы презентовать нашу идею.
В итоге через нескольких знакомых удалось добиться встречи с Павлом КУРЬЯНОВЫМ, генеральным директором «Black Star», на бизнес-форуме «Люди Дела», при условии, что мы купим билеты самой дорогой категории. Мы рискнули, и нас действительно отвели к нему в гримерку, где за 15 минут мы рассказали о нашей идее. Он оценил подход и глубину проработки проекта и позднее назначил встречу с Тимуром (Тимати – Прим. ред.) и Вальтером, третьим учредителем «Black Star». К следующей встрече мы подготовились еще лучше и даже привезли электрический карт к их офису, чтобы они могли прокатиться и еще лучше понять, что мы хотим сделать.
– Почему вы решили заполучить в партнеры именно «Black Star»?
– Выйти на Москву достаточно сложно. Это огромный рынок, на котором ты никому особо не нужен. В качестве управления бизнес-рисками мы приняли решение войти в партнерство с уже существующим брендом, который имеет определенный вес, популярность и, что самое главное, возможность привести к нам первых клиентов.
«Когда мы завершали строительство
и трасса уже была готова, к нам начали
приезжать звезды лейбла «Black Star», блоггеры.
Так мы очень быстро оказались на виду».
Небольшой пример. Когда мы только перешли к строительным работам, сделали в Интернете страничку и начали собирать предварительные заявки на закрытые тестовые заезды, чтобы посмотреть, узнают о нас люди или нет. Таким образом удалось собрать порядка пяти тысяч заявок. Перед открытием обзвонили каждого человека и пригласили покататься. Пришло около половины, но и этого было достаточно, чтобы на 90% загрузить трассу на четыре дня.
Когда мы завершали строительство и трасса уже была готова, к нам начали приезжать звезды лейбла «Black Star», блоггеры. За счет этого мы очень быстро оказались на виду. Это преимущество коллаборации с крупным брендом: практически не тратимся на рекламу. «Black Star» привлекает медийных личностей, те рассказывают о картинге в социальных сетях, люди смотрят и приходят к нам. Работает инстаграмно-сарафанное радио.
– Тимати приезжал покататься?
– Тимати (на фото с Евгением Языковым, - Прим. ред.) регулярно приезжает: проводит встречи и катается вместе с дочкой Алисой. Мы сделали карт специально под нее, потому что ей еще не хватает роста, чтобы дотягиваться до педалей даже детского карта. Другие партнеры «Black Star» также катаются со своими детьми.
– Как планируете развиваться?
– Сейчас «Black Star Karting» посещает порядка 8 тысяч человек в месяц. Я думаю, что проект окупится за полтора-два года.
Недавно мы провели переговоры с торговым центром в Питере, чтобы в феврале 2020 года открыть там второй электрокартинг. Для этого подключим еще одних партнеров – ребят, которые занимаются производством картов. Это связано с тем, что мы активно готовимся к продаже франшиз. На данный момент инвестиции, которые требуются для открытия такого картинга, высоки для регионов. Срок окупаемости будет слишком большой, и мы не сможем зарабатывать на паушальных взносах при продаже франшиз. Поэтому вынуждены искать способы понижения затрат на проект.
«Франшизу запустим параллельно
с открытием картинга в Питере. У нас уже есть
заявки, но мы пока не готовы ее продавать».
Таким образом, мы сейчас идем двумя путями. Первый – это снижение стоимости картов. У нас отличные машины – немецкого производства. Каждая стоит 1 миллион рублей. Мы хотим уменьшить цену в два раза, открыв производство в России. Для этого и нужны питерские партнеры.
Второй путь – сокращение вложений в дизайн. Мы очень много средств инвестировали в интерьер, сделали его в космическом стиле. Не экономили, потому что это был флагманский проект, нужно было удивлять людей и держать марку «Black Star». Сейчас прорабатываем другую идею для оформления интерьера, которая будет не менее впечатляющей, но значительно дешевле в реализации.
Франшизу запустим параллельно с открытием картинга в Питере. У нас уже есть заявки – из Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Ташкента, – но мы пока не готовы ее продавать. Еще не прописаны все бизнес-процессы и технологии.
В целом мы планируем самостоятельно открыть в России не более трех картодромов. Картинг, на первый взгляд, простой бизнес, но на самом деле в нем очень много вопросов, связанных с безопасностью. «Распыляться» на большое количество картодромов достаточно сложно. Придется либо терять в качестве услуги, то есть снижать скорость, либо открывать меньше картингов и работать через франшизу, но с адекватными партнерами. Мы будем сотрудничать не просто с теми, кто готов заплатить деньги, а с теми, кто реально понимает, как вести бизнес, потому что мы рискуем своей репутацией и репутацией бренда «Black Star».
– То есть остановитесь на трех картингах?
– Мы не хотим останавливаться на России с этим проектом. Рассматриваем вариант с открытием картинга в Лас-Вегасе. Я был в США на четырех лучших картодромах и могу сказать, что мы делаем лучше и визуально, и по конфигурации трасс. К тому же аудитория, которая приезжает в Вегас, настроена развлекаться и легко расстается с деньгами. Еще варианты – Дубай (ОАЭ) или Шанхай (Китай).
– Вы реализуете много проектов, связанных со спортом. В Архангельске вы превратили торговый центр «Пирамида» в спортивный комплекс. Это перспективная сфера, в которую стоит вкладываться?
– Мы переделали «Пирамиду» из-за ситуации на рынке. Когда коммерческой недвижимости было не так много, арендные ставки были высокими, а конкуренция не такой жесткой, создатели спортивных проектов не могли платить большие деньги за аренду. Затем начали появляться более качественные торговые центры: «Европарк», «Титан Арена», «Макси», «Соломбала молл»... Трафик начал смещаться к ним и уменьшаться в таких небольших торговых центрах, как «Пирамида». Выручка у арендаторов упала, им стало невыгодно там стоять. Как только появились свободные площади, рынок перебалансировался, и различные школы танца, студии йоги, школы единоборств получили возможность заходить на нормальные качественные площади. Это обычный жизненный цикл коммерческой недвижимости. Я думаю, чем дальше, тем более простые и менее рентабельные бизнесы смогут появляться в удобных локациях.
– Получится ли открыть «Black Star Karting» в Архангельске?
– Это реально, но сейчас нецелесообразно. Стоимость заезда в Архангельске – 400-500 рублей, в Москве – 1000-1500 рублей. Пока не получится сделать высокую стоимость заезда для того, чтобы отбивать большие инвестиции. Поэтому смысла строить такой картодром в Архангельске нет. Но если получится снизить вложения в проект, это станет реальным. Именно к этому мы и двигаемся.
Я безмерно благодарен тому, что всю сознательную жизнь жил и занимался бизнесом в Архангельске. Рынок здесь небольшой, но очень законкурированный, если сравнить с другими городами с такой же численностью населения. Эти условия заставляют делать более качественные проекты, поэтому бизнес в нашем городе находится на достаточно высоком уровне. Работа в Архангельске научила внимательно относиться к расходной части, выжимать максимум из доходов, более эффективно выстраивать маркетинговые компании.