Алина РОМАШОВА | 04.04.2024 15:32:01
Необычную и узкую нишу выбрали для своего бизнес-проекта Маргарита КУЗНЕЦОВА и Ксения ГРИШАНОВА: основали производство одежды для недоношенных малышей «Листик». «Бизнес-классу» они рассказали о том, как наладили оптовые продажи по всей стране и почему создали точку розницы именно в перинатальном центре Архангельска.
Восемь лет назад подруги Маргарита Кузнецова и Ксения Гришанова захотели создать душевный бизнес, который бы не только давал прибыль, но и приносил людям добро.
«Об этом мало кто заботится»
«Искали направление, которое получило бы отклик в наших сердцах. У близкой подруги в Санкт-Петербурге на тот момент родился недоношенный ребёнок весом 800 граммов, она рассказывала мне, с какими сложностями сталкивается. В итоге мы с Ксенией вышли на тему одежды для таких малышей. Оказалось, в Архангельске об этом мало кто заботится», – вспоминает Маргарита.
Свой проект партнёры решили назвать «Листиком», с отсылкой к малышу-деревцу – к нему, как и к новорождённому малышу, нужно относиться очень бережно и нежно. Ксения стала гендиректором, а Маргарита – руководителем по продажам и производству.
«Хотелось, чтоб наша область развивалась, поэтому мы изучали опыт и других регионов, и других стран. Заказывали образцы одежды, передавали врачам, чтобы попробовать их на практике, а они делились обратной связью. Что‑то подходило, а что‑то нет, потому что некоторые медицинские манипуляции с новорождёнными в России отличаются от тех, что применяют за рубежом», – поясняет Маргарита Кузнецова.
Спустя два года проб и размышлений Маргарита и Ксения создали собственное производство. Они выиграли Всероссийский конкурс социальных предпринимателей и получили льготный заём в 400 тысяч рублей для старта проекта. Подруги добавили к ним свои 100 тысяч рублей и на эти деньги закупили оборудование и материалы, арендовали помещение. Снизить стоимость продукции удалось благодаря собственным разработкам, упрощённому крою и закупке тканей в больших рулонах.
«Нам важно, чтобы мы со швеями сошлись на ментальном уровне, чтобы смысл проекта находил отклик у сотрудника, при этом он качественно работал и понимал, для кого шьёт. Было и такое, что я возила швей на экскурсию в отделение патологии новорождённых. Они посмотрели на малышей и, уверена, прониклись состраданием к ним. Одна швея мне потом сказала, что долго плакала после увиденного и стала по-другому относиться к делу», – рассказывает Маргарита Кузнецова.
Если делать работу хорошо
Для недоношенных деток нужна по-особенному сшитая одежда, а не просто маленькая или обычные пелёнки. Особенность таких малышей в том, что у них мало подкожно-жировой клетчатки и слабо развит мышечный слой. Из-за этого дети очень худенькие, им тяжело двигаться. При этом надо, чтобы кровь разгонялась по организму.
«Иногда в больницах таких новорождённых выкладывают на мех, чтобы их покалывало и они не спали всё время. Если на малышей надеть одежду не по размеру, некомфортную, то сил у них вообще не будет никаких. Мы, к примеру, производим даже комбинезоны, у которых расстёгиваются рукава для установки капельниц. Это всё нюансы, но мы в них постоянно живём, ищем новинки», – уточняет Маргарита.
Розничный отдел «Листика» появился в перинатальном центре Архангельска пять лет назад, когда само учреждение ещё только открывалось.
«Мы арендовали место на первом этаже в холле перинатального центра в 2019 году и открыли свой небольшой отдел. За это время по просьбе мам и врачей несколько раз меняли ассортимент, добавляли сопутствующую продукцию для мам и деток постарше», – продолжает собеседница БК.
Маргарита рассказывает, что собственный розничный отдел очень помог понять пожелания аудитории. При завозе продукции всегда можно узнать ответную реакцию у врачей и мам.
К своему основному направлению – оптовым продажам по России – «Листик» пришёл спустя два года после запуска производства. Сейчас в процессе переговоры с Белоруссией и Узбекистаном. По подсчётам партнёров, одежду от «Листика» приобрели уже более чем для 18 тысяч малышей.
Всё не зря
«Листику» удалось выстоять при изменениях цен на рынке, подорожании ткани и фурнитуры. Во время пандемии розничный отдел закрывался на четыре месяца, но оптовые продажи сохранялись – продукция шилась на склад.
Поставщиков материалов партнёры обычно также ищут на выставках тканей, прежде всего в Москве. До санкций на производстве использовались турецкие ткани – очень качественные, со слов Маргариты. Потом пришлось подстраиваться под ситуацию в мире и переходить на мягкий узбекский хлопок.
«Агентство регионального развития Архангельской области помогало нам с оплатой участия в выставках, в регистрации нашего товарного знака «Малыш и листик», в сертификации продукции, в рекламе», – перечисляет Маргарита.
Как в любом партнёрском бизнесе, у них с Ксенией бывали сложные периоды, когда бизнес мог оказаться на грани закрытия. Спасло то, что они действительно болели своей идеей.
«Главное, что в трудные минуты, когда были сомнения, зачем вообще всё это начали, мы друг друга поддерживали. Очень важно, когда в кризис партнёр тебе говорит: «Ни в коем случае не опускай руки!» Друзья со стороны смотрят на жизнь «Листика», но порой не понимают нас. Только мы с Ксенией знаем, что происходит на самом деле. И мы всегда в поиске новых решений. Это выручает», – добавляет руководитель продаж.
Подбадривают основательниц дела и отзывы – даже те, что прозвучали давно. К примеру, около четырёх лет назад на круглом столе по социальному предпринимательству, в котором участвовала Маргарита, выступила одна из первых покупательниц одежды «Листик».
«Оказалось, эта женщина с другими покупателями следит в соцсетях за нашим развитием, хоть уже и не живёт в Архангельске. Она поблагодарила меня и сказала, что не знает, что бы делала без нас. В тот момент я поняла, что с нашей помощью сформировалось ещё одно сообщество – клиентов «Листика». Было очень трогательно, я осознала, что мы всё делаем не зря», – улыбается собеседница «БК».