ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 26 декабря, 2024 11:11

Этой ярмарки... доски: есть ли у архангельских фермеров достойное место для торговли?


Людмила СЕЛИВАНОВА | 02.04.2019 01:21:50
Этой ярмарки... доски: есть ли у архангельских фермеров достойное место для торговли?

Фермерские павильоны, пристроенные к Центральному рынку в Архангельске, раздавил увесистый ком снега, сошедший с крыши основного здания. Торговые ряды зимой не работали, поэтому обошлось без пострадавших. А само происшествие стало поводом для размышлений о неудачах в фермерской торговле.


Городская администрация проинформировала о том, что в разрушении фермерских павильонов виноват собственник, который не занимался чисткой снега и, кстати, задолжал 150 тысяч за аренду. Руководитель ассоциации «Фермеры Русского Севера» Михаил СИЛАНТЬЕВ назвал эту новость фейком и рассказал, что же, по его мнению, произошло на самом деле: «Снег лежал на павильонах – да, как и везде… Причина в том, что крышу рынка не чистили, соответственно, к весне там накопилась гигантская масса снега, которая просто сошла лавиной и раздавила в лепешку павильоны. Возле рынка есть кафе «Крым», и там проломило крышу, могли пострадать люди. Вот об этом почему-то не написали».

Бесплатный сыр…

Пояснил Михаил Силантьев и то, как скопился долг: «Был разговор с городскими и областными чиновниками о бесплатном предоставлении площадки. Ярмарку открыли в ускоренный срок по просьбе администрации Архангельска. Потом рынок составил договор, который мы подписали задним числом, иначе бы не подключили электричество. Но деньги МУП с нас не требовал, видимо, помня, что обещаны были другие условия. 150 тысяч – это арендная плата за первые три месяца. Затем мы платили именно за дни работы павильонов. А долг потихоньку гасили», – пояснил глава фермерского объединения.

Совсем в ином свете предстает ситуация с позиции руководства рынка. Исполняющий обязанности директора МУП «Центральный рынок Владимир МИГОТИН отмечает, что в договоре все прописано: и обслуживание павильонов, и уборка снега. Однако к фермерским конструкциям год никто не подходил – стояли заброшенными, поэтому не только упавший с крыши снег стал катализатором их разрушения.

«Это «курятники», панельно-щитовые домики, собранные на коленках. Зима была довольно жесткая по снеговой нагрузке. Шапка снега в полтора метра на павильонах, сугробы за ними, а потом с крыши рынка сходит еще 100 килограммов... Может, это и стало рычагом. Но поверьте, упали конструкции не поэтому, а потому, что второй год стоят бесхозными под наклоном 45 градусов» – так обрисовал картину Владимир Миготин.

Он вспомнил и горький опыт предыдущих ярмарок, которые проводились под эгидой фермерской ассоциации и, по его словам, тоже закончились провалом.

«В очередной раз поверили, а в итоге – 150 тысяч долга и демонтаж рухнувших павильонов за наш счет», – заключил и.о. директора рынка.

По словам Владимира Миготина, МУП априори не может предоставлять торговые места бесплатно. За 179 кв. м, которые занимали павильоны, по установленным расценкам аренды предполагалась плата в размере 160 тысяч рублей в месяц. Но руководство рынка уступило: фермерской организации предложили платить 50 тысяч в месяц. Однако, по мнению Владимира Миконина, у ее руководителей были свои планы.

«Они пробовали установить арендную плату: тысяча рублей в день с одного павильона. Таким образом, получается 30 тысяч с фермера в месяц, если он хочет торговать каждый день. У нас даже внутри здания таких расценок нет. Михаил Силантьев говорит о том, что областное министерство АПК и торговли, администрация города обещали компенсировать расходы приезжающим из районов фермерам. Центральный рынок – коммерческое предприятие, у нас есть дисконты, но мы никогда никому не предоставляем торговые места бесплатно. Даже бабушки, которые растят и продают редисочку, платят по 80 рублей в день».

Не в сказке сказать

По оценкам Михаила Силантьева, суть проблемы в том, что павильоны могли работать только летом и осенью, когда наступает пора урожая. Зимой торговать там невозможно, потому и стояли фермерские ряды без дела.

godzish_silantyev.jpg«Слова о том, что павильоны работали в теплое время, – сказки. Только в одном из них торговали мясом. Больше ни единого живого человека не было. День, когда глава города Игорь ГОДЗИШ ленточку разрезал, стал единственным, в который там торговали шесть человек. Мы понимали, что павильоны будут стоять как памятник, и с января пошли навстречу: установили плату около 5 тысяч рублей в месяц, лишь бы они не пустовали».

Площадка оказалась не очень востребована. Как вспоминает Михаил Силантьев, проект изначально планировался грандиозный – хотели приглашать фермеров из разных уголков области, проводить дни торговли районов, рассчитывали на помощь властей.

«Мы ведь предлагали то, что возможно сделать. Нам говорили: хорошая инициатива, пообещали поддержку. В областном бюджете есть деньги на выставочно-ярмарочную деятельность, но задачу развития сбыта для местного производителя власть не ставит», – посетовал руководитель «Фермеров Русского Севера».

Головная боль сельхозпроизводителей, по его словам, – реализация продукции: «Наши люди умеют и корову подоить, и козу покормить, они умеют произвести товар, но не знают, куда его сбыть».

Михаил Силантьев напомнил, что за десять лет его организация предприняла три попытки наладить ярмарочную торговлю фермерскими продуктами. Первый мини-рынок хотели открыть на Сульфате в 2007 году, но мечта так и не воплотилась в жизнь. Осенью 2012 года на Центральном рынке предоставили площадку для ярмарки выходного дня. Молоко, овощи, рыбу продавали с машин и из тонаров. Через два года эта задумка исчерпала себя.

В сентябре 2017 года открылся последний на сегодня фермерский торговый ряд, но потоки нынешней весны смыли и его следы. Хотя, по большому счету, эта ярмарка не стала панацеей, а ее «крушение» – лишь эпизод в сюжете проблем сельского хозяйства области.

«Сегодня у фермеров, дачников, владельцев личных подсобных хозяйств нет возможности сбыть излишки продукции, – объясняет Михаил Силантьев. – В Вологде, Ярославле, Москве в каждом микрорайоне стоят фермерские ряды. Во многих продуктовых магазинах в других городах установлены полки с местными фермерскими продуктами. У нас этого почему-то нет. Раньше, особенно в деревнях, фермерское молоко поставляли в школы, в дома ветеранов или другие социальные учреждения. Сейчас и это запрещено, поскольку требуется только пастеризованный продукт. Фермеры вынуждены закрывать свое дело».

Не подпустить на пушечный выстрел

По мнению руководителя «Фермеров Русского Севера», мелкие сельхозпредприятия в Архангельской области практически ликвидируются. Им некуда сбывать молоко, картошку.

«Пора перестать кормить мегакомплексы, которые убивают сельское хозяйство, – считает Михаил Силантьев. – Еще 10 лет назад у нас было 500 фермерских предприятий, которые пользовались государственной поддержкой. Сейчас на господдержку, выделяемую ежегодно из бюджета, претендуют 50 предприятий, а реально получают деньги всего около 10. Произошла концентрация, то есть крупные предприятия стали еще более крупными и получают еще больше средств».

Что же касается ассоциации «Фермеров Русского Севера», сдаваться она не намерена, хотя ее идеи пока не находят особого отклика в городе. К примеру, есть предложение организовать у крупных торговых центров, возле которых большой людской поток, фермерские мини-ярмарки. Руководство одного из крупнейших ТРЦ Архангельска на такую просьбу Михаила Силантьева заявило: «На пушечный выстрел не пустим».

«Они там дрифты проводят, цирки ставят, а маленький фермерский ряд по выходным дням – нельзя, политика такая: только вологодские продукты, – с недоумением рассуждает руководитель ассоциации. – Как же так? Почему власти не думают об этом? Договоры с другими регионами и дружественными республиками заключаем, а местному фермеру свой товар продать негде».






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей