Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 29.06.2009 12:00:00
Архангельское антимонопольное управление возбудило дело в отношении Архангельского отделения Сбербанка России по признакам нарушения закона о защите конкуренции. По причине того, что возможное нарушение допускается Сбербанком на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, дело передано для рассмотрения в ФАС России.
«Бизнес-класс» уже поднимал проблему повышения Сбербанком тарифов на расчетно-кассовое обслуживание в апреле этого года. Мы рассказывали, что клиенты главного банка страны с новой тарифной политикой не согласились — предприниматели обратились в комиссию по преодолению административных барьеров, направили обращение в областную прокуратуру и ФАС. На фоне декларируемой правительством программы поддержки малого и среднего бизнеса тарифная политика Сбербанка выглядит крайне странно. В сравнении с другими банками расценки Сбербанка являются одними из самых высоких.
Сегодня в Архангельском ОСБ №8637 на территории Архангельской области и НАО обслуживается более 12 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Хотя в последние годы с приходом в регион других финансово-кредитных учреждений Сбербанку и пришлось потесниться, лидирующее положение в секторе расчетно-кассовых услуг у него все же осталось.
Архангельским УФАС России установлено, что на рынке области Архангельское отделение Сбербанка занимает доминирующее положение по открытию, ведению банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществлению расчетов по ним. В январе 2009 года банк значительно увеличил тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, по отдельным услугам более чем в 2 раза.
Свои действия банк объяснил тем, что тарифы не изменялись более пяти лет и банк, являясь коммерческой организацией, не может дальше сдерживать рост тарифов. Однако экономическое обоснование новых тарифов не представил. В качестве причины повышения тарифов Сбербанк указал, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается по соглашению с клиентом и возможность изменения тарифов банком предусмотрена условиями договора. При этом действующим законодательством РФ и регулирующими деятельность кредитных организаций органами не предъявляются требования по разработке методик калькуляции затрат в разрезе отдельных банковских операций.
Такие действия АК СБ РФ были расценены Архангельским УФАС России как установление необоснованной цены финансовой услуги. В связи с этим, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении данной кредитной организации было возбуждено дело. В ходе его рассмотрения стало известно, что тарифы для своих отделений, в том числе для Архангельского, определяются Северным банком Сбербанка России (г. Ярославль). Кроме того, установлено, что они действуют на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
По причине того, что возможное нарушение допускается на территории двух субъектов РФ, дело в отношении Сберегательного банка РФ передано для рассмотрения в ФАС России.