ИМИДЖ-ПРЕСС | 06.06.2013 08:10:00
Российские издатели и журналисты - члены Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) подготовили Обращение к Президенту РФ и Председателю Государственной думы Федерального собрания РФ с просьбой пересмотреть предлагаемые изменения в Гражданский кодекс РФ, касающиеся статьи 152 (152.1, 152.2). В Обращении, в частности, говорится:
«Мы, издатели и журналисты российских СМИ, серьезно обеспокоены намерением Государственной Думы РФ принять изменения в Гражданский кодекс РФ, оглашенные в рамках Проекта № 47538-6/3 федерального закона «О внесении изменений в подраздел 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В поправках к статье ГК РФ № 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» указано, что информация, определенная судом как порочащая честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, должна быть удалена, в том числе, путем «изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения», иными словами, путем полного изъятия тиража издания. Изъятие и уничтожение тиражей также проходит по статьям 152.1, 152.2 и касается не только порочащих сведений, но и просто недостоверных, а также нарушающих частную жизнь гражданина и право на изображение.
Не без оснований, мы считаем, что данная формулировка может сделать статью 152 ГК РФ инструментом давления на СМИ со стороны местных властей и политических движений, может угрожать жизнедеятельности независимых СМИ, таким образом, лишая граждан России доступа к информации и ограничивая свободу слова в стране. Изъятие тиража у зарегистрированных СМИ, существующих на рынке много лет, может привести к остановке выпуска данного СМИ, так как нарушается производственная цепочка, являющаяся основой предприятия. С нашей точки зрения, это попытка законодателей лоббировать интересы исполнительных органов власти в части возможности внесудебного изъятия, при возникшей для них необходимости, неудобных тиражей средств массовой информации. Считаем, что внесение подобного изменения недопустимо ни в каком виде, что данное наказание несоразмерно.
Продукция средства массовой информации является собственностью потребителя, который ее оплатил, заключив договор поставки с распространителем. Средство массовой информации содержит в себе огромное количество разноплановой информации и изымать из-за одной недостоверной информации весь тираж - это по меньшей мере нарушение прав граждан на получение информации, а также ст. 38 Закона «О СМИ» и ст. 4,16,19,25,28 вышеуказанного закона, которые содержат указания на то, кто, когда и при каких условиях имеет право прекратить деятельность СМИ, изъять тираж, взаимосвязь редакции СМИ, издателя и распространителя.
Нормы, предусматривающие опровержение информации, являются эффективными и выполнимыми на практике, в отличие от предлагаемых мер по уничтожению тиражей.
Распространение средства массовой информации первично, если оно уже распространено, то изъять его уже не представляется возможным. За чей счет и каким образом можно будет изымать тираж у тысячи подписчиков и разовых покупателей? На период подготовки, рассмотрения и вступления решения суда в силу уходит минимум полгода. За этот период времени вся информация уже получает широкое распространение, в связи, с чем и существует институт судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации, который закономерно заканчивается опубликованием сообщения о том, что предыдущие сведения, распространенные данным СМИ, признаны судом недостоверными. Таким образом, поступает свежая информация, опровергающая предыдущую и доходящая до широкой аудитории.
Просим вас обратить пристальное внимание на принятие данного документа, а также в итоговом тексте изменений в Гражданский кодекс РФ, касающихся статьи 152 (152.1, 152.2), добавить строку «изъятие продукции средств массовой информации не допускается» или аналогичную по смыслу, исключающую возможность полного изъятия тиража СМИ.
Надеемся, что Президент и Государственная Дума РФ не допустят принятия губительных для издательского бизнеса поправок в ГК РФ».
?