Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото https://vk.com/arhdramaru | 13.10.2022 11:47:27
Пьеса Мольера «Скупой, или Школа лжи» в постановке Анастаса Кичика утвердилась на подмостках Архангельского театра драмы: она идет уже долгих семь лет. В минувшую субботу, 8 октября, был практически полный зал. Не будет преувеличением сказать, что это один из самых обсуждаемых спектаклей Архдрамы, причем у «Скупого» есть как пламенные сторонники, так и противники. Впрочем, почти все сходятся в одном – видят в комедии осуждение пороков, острую сатиру на нравы. Однако личное знакомство с архангельской трактовкой французской театральной классики меня привело к мнению совершенно противоположному.
Решительно не увидел в театральном действе какого-либо желания осудить человеческие пороки, напротив - постановка представляет собой некое конструирование искусственной коммуникативной среды, позволяющей лучше понимать друг друга отцам и их детям.
Главный персонаж комедии Гарпагон (Александр Дубинин) показан нам как человек практичный, все время думающий о «цене вопроса», быть может, действительно иногда слишком мелочный. Однако симпатия к Гарпагону не оставляет ни на минуту, так как мы отмечаем: его отрицательные черты имеют во многом вынужденный характер. Они связаны с вопиющей непрактичностью детей - сына Клеанта (Иван Братушев) и дочери Элизы (Мария Новикова).
Клеант в счет будущего наследства берет, можно сказать, чудовищные микрокредиты - занимает деньги у ростовщиков под 25% годовых. И, как положено французскому Митрофанушке, желает при этом еще и жениться на юной Марианне (Мария Беднарчик). Но благодаря яркой рекламной кампании сводницы Фрозины (Елена Смородинова), тоже имеющей виды на денежки Гарпагона, Марианна приглянулась и отцу Клеанта. Образовавшийся пикантный треугольник в итоге легко рушится: внезапно объявившийся отец Марианны Ансельм (Михаил Андреев) готов оплатить свадебные расходы, причем не только дочери, но и своему сметливому сыну Валеру (Дмитрий Беляков), который работает помощником Гарпагона и влюблен в Элизу.
Это вполне устраивает Гарпагона: будущее детей, а также экономия средств волнуют его больше собственного семейного благополучия. Хотя было бы неплохо, конечно, в финале «оженить» столь хорошего человека на Фрозине.
Комедия Мольера актуальна даже в мелочах, и не только темой микрокредитов. Постановка во многом перекликается с другим ярким спектаклем нынешнего репертуара Архдрамы - «Ханумой». Гарпагон брюзжит по поводу молодежи, ни на что не способной, кроме как ходить «с голым животом»; он борец с гедонизмом - идеологией культа удовольствий, охватившей родную ему Францию еще четыре столетия назад. «С голым животом» ходит и слуга Гарпагона дядюшка Жак, его кучер и повар, - хотя он уже немолод, но тоже готов покрасоваться и пожаловаться на тяготы бытия в условиях перманентной экономии.
Для молодежи посмотреть «Скупого» полезно, так как комедия дает возможность взглянуть на себя со стороны глазами родителей. Порадовало то, что многие юные зрители этой возможностью пользуются. Сцена диалога Гарпагона и Клеанта во втором действии удивительна своей трогательной некомедийностью: мы видим любящего отца, беспокоящегося о сыне и при этом желающего не забыть себя, свои интересы. Актерский состав прекрасно подобран, а синергия творческих усилий задает однозначность предложенной режиссером интерпретации произведения Мольера — отнюдь не сатирической, а легко-иронической.
В фильме «Асса», помнится, была такая штука - communication tube, труба коммуникации. Она не очень-то помогла мальчику Бананану понять окружающий мир и выжить в нем. Клеанту и Элизе повезло намного больше – они оказались детьми Гарпагона. Благодаря работе коллектива Архангельского драматического театра, проложившего некий communication tube с веселящим газом из далекой в пространстве и времени мольеровской Франции, у нашей молодежи есть шанс к этой трубе приложиться, подышать и следовать правильным курсом по жизни.