Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и Натальи Ереминой | 17.03.2025 15:02:01

Лучшие друзья девушек – не только бриллианты, но и оригинальные украшения ручной работы. Именно такие, со смыслом и душой, уже более пяти лет создаёт северодвинка Наталья ЕРЕМИНА в своей мастерской «Сундучок радости». Рукодельница рассказала «Бизнес-классу» о том, как деревенские мотивы превратились в собственное дело, и поделилась секретами продвижения творческого бизнеса, который дарит радость женщинам по всему миру.
Наталья Еремина родилась в селе Ценогора Лешуконского района. С детства она наблюдала, как бабушка нарезала заготовки, сшивала их, а потом вязала яркие коврики.
Повзрослев, Наталья получила профессии швеи и модистки в ателье, затем 26 лет работала в одной из управляющих компаний Северодвинска. В 2019 году она обратилась к творчеству, чтобы отдохнуть от умственной нагрузки.
«Когда руки делом заняты – голова отдыхает, – убеждена северодвинка. – Начать заниматься рукоделием меня подтолкнуло участие в мастер-классе по созданию броши-цветка из натуральной кожи у архангельского мастера цветоделия Ольги КОШЕВОЙ. Сделала одну брошечку, потом другую… Так, спустя годы, причудливые цветовые воспоминания из детства я стала воссоздавать в своих украшениях», – рассказывает Наталья Еремина.
Сначала она дарила украшения своим подругам, но вскоре решилась продавать. Летом 2019 года рукодельница создала бренд «Сундучок радости».
«Подумала, назову так временно: у женщин же украшений должно быть много, шкатулочка для них – это маловато. Но, как говорится, «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Теперь, когда к моему столу на ярмарках подходят покупатели и говорят, что у них глаза разбегаются, я понимаю, что объём предлагаемых мною украшений действительно равен большому сундучку, и моя «лодка плывёт». Изменять название не стала», – продолжает мастерица.
В постоянном поиске
С самого начала Наталья Еремина экспериментировала с разными техниками – работала с кожей, валяла шерсть, создавала текстильные украшения. В ассортименте появились подвески, браслеты, серьги. Однажды она обратила внимание на работы коллег, которые оформляли керамические детали металлом и бисером. Это вдохновило на разработку собственной техники.
«Я решила оплести центральный керамический элемент кожаными полосками. Это сейчас мои украшения смотрятся монолитно, нигде не видны переходы кожаных полосок, но этому предшествовало пять лет поиска технических решений», – объясняет собеседница «БК».
Совершенствуя свой метод, Наталья Еремина начала использовать разные по цвету и фактуре полоски натуральной кожи. Так родилась идея броши «Деревенский коврик», в которой материалы повторяют ряды цветастого половичка. Эта работа была отмечена дипломом третьей степени в номинации «Сувенир» на конкурсе «Двинской гостинец» в 2022 году.
Позже Наталья начала сочетать керамику с валяными из шерсти деталями, текстилем, бусинами – появились серии брошей «Птицы-девы» и «Девы-пташечки».
Одной из самых сложных для рукодельницы работ стала брошь «Мезенская тетерка», созданная для конкурса «Двинской гостинец – 2024». Наталья хотела передать в украшении элементы традиционного мезенского костюма. У стилизованной фигурки птицы тельце сшито из пёстрых тканей, хвост и крылья выполнены из ситцев, а на голове красная кустышка – платок, завязанный в традиционной манере. Шею украшает ожерелье из жёлтых бисерин, напоминающее старинные янтарные бусы.
«Создание украшения обычно начинается с идеи. Вот нравится мне, например, лоскутное шитьё. Я решила элементы такого шитья нарисовать на деревянном спиле. Вот так получилась серия брошей «Лоскутики». «Кот Василий Лоскутиков», «Камбала Лоскутична», «Варенька» – эти яркие персонажи теперь живут на брошечках», – добавляет Наталья.
Ярмарки, конкурсы и коллаборации
В 2020 году в Архангельской области, как и по всей стране, появился специальный налоговый режим для самозанятых. Наталья Еремина воспользовалась возможностью официально зарегистрировать своё дело.
«Мне повезло: я в 2022 году как предпенсионер в рамках федерального проекта «Содействие занятости» прошла курс повышения квалификации в Томском государственном университете по программе «Хендмейд как бизнес». Смогла расставить приоритеты, проработала понятие ценообразования, составила бизнес-план, презентовала свой продукт», – уточняет Наталья.
Два года назад она вышла на пенсию и сделала хобби основной работой. Мастерица активно ведёт блог в соцсети и делится историями создания, рассказывает о смыслах своих работ.
Наталья отмечает, что география заказов постоянно расширяется: броши отправляются в разные уголки России и за её пределы – в Канаду, Нидерланды, Германию, Бельгию, Францию, ОАЭ, Казахстан и Израиль. Покупатели, в числе которых много постоянных, с удовольствием дарят её «коврики» друзьям и близким, распространяя тёплые воспоминания о доме по всему миру.
Рукодельница любит ездить на ярмарки, особенно – в другие города. Она уже показала свои изделия в Вологде, Каргополе, Архангельске и даже на Соловецких островах. В числе её любимых мероприятий – «Белый июнь» в Петровском парке, этно-джазовый фестиваль «СЕНОfest» и этнокультурный фестиваль «Борода» в «Малых Корелах».
Наталья Еремина также активно участвует в конкурсах. Для неё это всегда вызов, способ выйти за привычные рамки и обрести новые знакомства. Так, на фестивале «Город ремёсел» в Вологде не нашлось номинации для современных украшений. Однако объединившись с мастером по вологодскому кружеву Ларисой ДЕДКОВОЙ, Наталья создала комплект «Подснежники», где кружево, нашитое на кожу, оплетено кожаными полосками.
«Размер кружевных элементов был 1,2-1,7 сантиметра. Многие рассмотреть эту красоту смогли бы только под лупой. Наш совместный проект не получил призовых мест, но членами жюри ему была дана конструктивная оценка с пожеланием развивать дальше это направление», – добавляет она.
Сейчас мастерицы продолжают сотрудничество и готовят новую серию украшений, в которых, как говорит Наталья, «живёт сказка».
Аксессуары Натальи Ереминой можно найти в «Птице счастья», сувенирной лавке музея Степана Писахова, в Малых Корелах и в магазине «Красивое место» в северодвинском ЦУМе.