Татьяна ПОТАПОВА | 07.12.2008 09:00:00
В Архангельской области впервые распределили рыбные квоты сроком на 10 лет. Прежние правила предусматривали распределение квот вылова рыбы один раз в пять лет. Новый порядок позволит рыболовецким предприятиям вести долгосрочное планирование своей деятельности, что как нельзя актуально в условиях захлестнувшего страну экономического кризиса. Однако квоты на вылов морских биоресурсов получили далеко не все желающие.
О том, какими критериями руководствовались распределители квот, и в целом о ситуации, сложившейся в рыбной отрасли региона, мы беседуем с и.о. председателя комитета по рыбному хозяйству Архангельской области Андреем ШИРОКИХ (на снимке).
- Андрей Юрьевич, что дает новый порядок распределения квот местным рыбакам? И почему некоторым компаниям было отказано в получении квот?
- Новый порядок выдачи квот даст рыбакам уверенность в завтрашнем дне. Когда квоты давались на год, потом на пять лет, рыболовецкие предприятия не могли вести долгосрочное планирование своей производственно-финансовой деятельности. Теперь они гарантированно проработают 10 лет, а значит, смогут инвестировать деньги, например, в обновление судов.
Суда стоят от нескольких миллионов до десятков миллионов долларов и окупаются в среднем за семь лет. При квоте на пять лет покупать новое судно было рискованно.
Что касается распределения квот на 2009-2018 годы, действительно, ряду компаний было отказано в получении квоты. Среди них рыболовецкий колхоз «Белое море», налоговая задолженность которого составляет около 3 млн рублей, и еще 15 частных предприятий.
Критериев при отборе заявителей было несколько. Компания, претендующая на квоту, должна иметь промысловую историю, собственные или арендованные суда, а ее задолженность по налогам не должна превышать 25% стоимости активов предприятия.
Следует отметить, что эти критерии четко установлены соответствующим постановлением Правительства РФ. Ряд компаний, которым отказали в выдаче квот, не соответствовали этим критериям. Но большинству из них вовсе и не нужно было получать квоты. Они претендовали на вылов беломорской сельди и наваги, которые с 2009 года не квотируются.
Также с 2009 года квоты не выдаются на вылов камбалы, горбушы и водорослей, на большинство пресноводных рыб. Квоты на данные виды морских биоресурсов выбирались всего на 10-20%, поэтому было принято решение отменить их. Теперь единственное требование к претендентам - наличие рыбопромыслового участка.
Таким образом, все предприятия, которые успешно осваивали квоты раньше, получили право на вылов морских биоресурсов и в будущем.
- По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение общедопустимых уловов по треске и пикше. Вырастут ли квоты на эти виды рыб для рыболовецких предприятий области?
- Доли квот останутся прежними, потому что они представляют собой процент от общедопустимого улова (ОДУ). А вот абсолютная величина квоты для наших предприятий увеличится вместе с ОДУ.
Так, в 2008 году общедопустимый улов на треску для общего вылова России и Норвегии был установлен российско-норвежской комиссией по рыболовству в объеме 387 тысяч тонн, а в 2009 году — уже в объеме 486 тысяч тонн. Квота России на вылов этой рыбы увеличилась практически на 25%, соответственно и предприятия Архангельской области смогут выловить трески на 25% больше.
Кроме того, впервые после пятилетнего перерыва в Баренцевом море возобновляется промысел мойвы. В 2009 году Россия сможет выловить 150 тысяч тонн мойвы. Архангельский траловый флот - порядка 12 тысяч тонн этой рыбы. Общий вылов рыбы предприятиями Архангельской области на сегодня составляет около 140 тысяч тонн, из них порядка 100 тысяч приходится на Архангельский траловый флот.
- Одна из главных целей ужесточения порядка выдачи квот - искоренение так называемых квотных рантье, не имеющих своего флота и передающих право вылова рыбы. Насколько эта проблема актуальна для Архангельской области?
- Квотных рантье в чистом виде в Архангельской области нет и не было. Были компании, речь идет, прежде всего, о рыболовецких колхозах, которые объединяли свои квоты для более эффективного ведения бизнеса.
Дело в том, что часто квоты, которую получал колхоз, не хватало для полной загрузки рыболовецкого судна. К примеру, квота — 500 тонн трески, а судно может добывать по две тысячи тонн рыбы. Варианта решения проблемы два: либо простой судна и потеря денег, либо кооперация с другими предприятиями. Колхозы, естественно, выбирали второй путь.
Объединив квоты, они начинали работать не на пяти судах, как раньше, а на двух с их полной загрузкой. Кто-то может назвать такие колхозы рантье. Я считаю, что предприятия просто экономически правильно выстраивали свою деятельность.
Но в последние два года в регионе все предприятия осваивали квоты своими судами. Так что проблема квотных рантье для нас далеко не самая актуальная. Гораздо важнее решать вопрос обновления флота. Средний возраст судов рыболовецких предприятий региона составляет 25 лет.
Модернизация флота особенно актуальна для предприятий, занимающихся выловом дешевой рыбы, такой как путассу, сельдь, сайка. Большой прибыли она не приносит, значит, и затраты на вылов должны быть как можно меньше. В условиях кризиса снижение издержек - ключевой вопрос для всех предприятий.
- Последствия мирового финансового кризиса ощущают на себе практически все отрасли экономики. Как кризис отразился на рыбной отрасли региона?
- Естественно, негативно. Рынок стагнирует. Закупочные цены наиболее рентабельной для добычи рыбы - трески и пикши - упали в два раза. Правда, несколько подешевело топливо, но недостаточно, чтобы покрыть потери. Сейчас основная задача рыбодобывающих предприятий - это максимальное сокращение издержек и сохранение производственных фондов и коллективов. Тем более что рыбаки решают задачу продовольственной безопасности страны и должны обеспечить поставки рыбы, какой бы кризис ни произошел.
Я думаю, что в период кризиса произойдет перераспределение сегментов: дешевую рыбу будут покупать больше, а дорогую – меньше. Но спрос так или иначе останется.
- Недавно в Мурманске прошел Северный научно-промысловый совет, где представители Архангельской области выразили несогласие с некоторыми предложениями Росрыболовства. О чем конкретно шла речь?
- Архангельскую область не устроили несколько предложения Росрыболовства . Но главное - о запрете прибрежного лова камчатского краба в Баренцевом море. Согласно заключению государственной экологической экспертизы, камчатский краб в Баренцевом море должен добываться только промышленным способом.
Мы считаем, что популяции краба ничто не угрожает, поэтому подобный запрет не имеет под собой оснований. Скорее таким образом лоббируются интересы отдельных компаний, желающих избавиться от конкуренции.
В Архангельской области четыре предприятия занимаются выловом камчатского краба именно в прибрежной зоне. Если такой запрет начнет действовать, эти предприятия разорятся. На основании нашего особого мнения по этому и ряду других вопросов 9 декабря Росрыболовства проведет специальное совещание, где, надеюсь, нам удастся найти понимание.
Фото Алексея Липницкого.