ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Зовём-зовём, а он не отзывается…


Андрей ПЕРЦЕВ | 26.10.2012 05:47:57

В ноябре Архангельское областное Собрание депутатов должно рассмотреть окончательный вариант закона о процедуре отзыва губернатора. Внесенный избирательной комиссией Архангельской области документ явно уменьшает риски такой ситуации. Чтобы провести голосование по отзыву, нужно собрать подписи 25% избирателей Архангельской области и НАО. На сам референдум должно прийти более 50% избирателей, а за отзыв губернатора должны проголосовать больше половины.

Законопроект ставит перед собой вполне благие цели: разработчики предполагают, что он повысит «ответственность выборного должностного лица перед избирателями». Логично: не выполнил губернатор обещаний, можно сказать, условий «договора» – контракт расторгнут, освобождай кресло для более эффективного и внимательного к интересам населения менеджера.

Однако «уволить» главу области северянам будет достаточно непросто. За неисполнение пунктов предвыборной программы отозвать губернатора вообще нельзя. Документ предусматривает только две причины отзыва: нарушение действующим руководителем региона законодательства РФ или Архангельской области, а также систематическое неисполнение им обязанностей без уважительных на то причин. Установить факт и того, и другого должен областной суд. Если правоохранительные органы нарушений не видят в упор, указать на них могут граждане, партии или инициативные группы. Отзыв главы не освобождает его от дальнейшей ответственности за совершенные преступления. В некоторых случаях первая причина для отзыва кажется достаточно условной и надуманной: в случае приговора по уголовному делу, губернатор и так будет вынужден уйти с поста.

Сотня смелых

Сама процедура отзыва должна начинаться с создания инициативной группы, число входящих в нее граждан не может быть менее 100 человек. Все активисты должны сообщить паспортные данные, адреса, группе необходимо провести собрание и представить в облизбирком протокол заседания.

Как видно, инициаторами отзыва должны стать люди по-настоящему смелые: выходить на прямой конфликт с главой региона по силам не всякому. Примеры поддержки оппозиционных кандидатов, проигравших выборы, показывают – с местными элитами, вставшими на сторону оппонентов, губернаторы не церемонятся. Депутаты теряют свои посты в партии и парламентах, чиновники, не обеспечившие нужные результаты в некоторых районах, лишаются постов.

Смельчакам, делающим ставки на отзыв главы региона, нужно серьезно подумать. Для того чтобы вопрос об отставке был вынесен на голосование, необходимо собрать подписи четверти всех избирателей региона и заверить их в избиркоме.

Счет на тысячи

Что такое сбор подписей, хорошо показали выборы мэра в Архангельске: к участию в гонке именно по причине забракованных подписей не был допущен даже хорошо известный в городе единоросс Эрнест БЕЛОКОРОВИН, который тогда занимал пост в правительстве региона. Трудно поверить, что он недостаточно ответственно отнесся к этой процедуре или недоплатил сборщикам, как и другие претенденты на мэрское кресло - Лариса БАЗАНОВА и экс-мэр Александр ДОНСКОЙ.  А ведь подписей в Архангельске нужно было собрать куда меньше, чем требуется для начала голосования по отзыву губернатора. Избирателей в регионе около миллиона, следовательно, для старта кампании нужно 250 тысяч подписей, а не жалкие архангельские 800…

К сбору подписей требований тоже достаточно. Он не должен проводиться в местах выдачи зарплат, пенсий, стипендий и социальных пособий. Собирать подписи не могут государственные, муниципальные служащие, а также руководители предприятий любой формы собственности. Делать этого нельзя во время служебных командировок. Если областной избирком обнаружит 10% или больше подписей, собранных с такими нарушениями, то в проведении референдума об отзыве будет отказано. 10% недействительных подписей (например, поданных карандашом или со странными сокращениями) также послужат причиной для отказа.

На проверку подписей областному избиркому отведено не более 15 дней после сдачи их инициативной группой. Если подписи будут признаны действительными, то избирательная комиссия направляет их в облсобрание, которое в течение опять же 15 дней должно назначить дату голосования, а потом в течение пяти дней предупредить федеральные органы власти о грядущих в области изменениях.

В «районку» путь закрыт

Оплачиваться сбор подписей должен из фонда инициативной группы: из его недр будет финансироваться работа сборщиков и печать бланков. Инициатором референдума могут отказать в его проведении, в том числе и после нарушений в финансировании: например, если будут выявлены побочные вливания в кампанию по сбору или агитации, которые превысят 5% от размера фонда. Фонд, кстати, достаточно богатый – его предельный бюджет - 20 млн рублей.

Во время кампании по референдуму закон позволяет создание и «иных групп», которые вольны как поддерживать инициаторов отзыва, так и выступить в поддержку губернатора.

Агитировать можно во всех СМИ региона (если они, конечно, заявят о желании размещать агитацию), кроме муниципальных и областных газет, которые печатают только решения и нормативно-правовые акты органов госвласти. Есть возможность и бесплатной агитации, однако, с небольшим нюансом – площади и эфирное время должна предоставить только государственная пресса регионального уровня. Муниципальные СМИ останутся без такого оброка, они могут дать дорогу платной агитации. Широкому распространению агитации за отзыв это явно не способствует: как правило, в районах люди читают именно «районки», а областными новостями фактически не интересуются. Куцую новость о начале референдума жители могут и не заметить, не увидят и аргументов инициативной группы: почему же должен быть отозван губернатор. Зато почти не возникает сомнений в том, что в той же «районке» во время кампании будут появляться регулярные известия о достижениях главы региона.

Запрещённые возможности

Муниципальные и региональные чиновники, а также руководство предприятий и фирм (разной форм собственности) не должны использовать служебное положение: агитировать за или против, предоставлять связь, транспорт и тому подобное. Этот пункт закона вполне понятен: если у сильного главы района или крупного города, собственников мощного предприятия может появиться желание сместить губернатора, для реализации своих желаний у них есть серьезный ресурс. Законопроект обезопасил губернатора от таких рисков.

Конечно, новый законопроект дает жителям региона возможности отказаться от неугодного главы, но возможности эти, прямо скажем, неширокие. Во-первых, должна найтись сотня смелых, готовых пойти на прямой конфликт с губернатором, во-вторых, эта сотня каким-то образом обязана собрать 25% подписей всех избирателей, что довольно дорого: одних сборщиков подписей понадобится около тысячи. Учитывая размер фонда (20 млн рублей), его средств на сбор и агитацию может и не хватить, а если инициативная группа начнет финансировать кампанию «вчерную», референдум попадет под угрозу отмены.

Еще одна проблема – ограничение на участие в кампании статусных лиц. Возможно, чиновник или крупный бизнесмен является противником губернатора, но использовать свои возможности он не может, не может даже высказать мнение по этому вопросу. Не надо забывать, что референдум назначается только в случае наличия решения облсуда о нарушении главой региона закона или неисполнения им судебных обязанностей. Как правило, судебная инстанция ориентирована на федеральное руководство и без весомых причин решения не принимает.

Выходит, что для отзыва губернатора должны совпасть настроение жителей и Кремля. Практика показывает, что такое происходит нечасто. Федеральному центру будет проще найти аргументы для того, чтобы неугодный глава ушел по собственному… Тут уже мнение жителей будет играть вторую, если не третью роль.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Александр ХАРИН, руководитель фракции ЛДПР в областном Собрании депутатов:

- Преодолеть порог явки в 50% нереально. На мой взгляд, он не должен превышать процент принявших участие в голосовании на выборах губернатора, но с поправкой: не более 50% от общего числа избирателей. Если в выборах губернатора приняли участие 30% избирателей, то и для отзыва достаточно явки 30%. Если же в выборах губернатора приняли участие 80% избирателей, то для участия в голосовании по отзыву достаточно явки 50%. За референдум могли бы высказаться и 10% глав и депутатов, ведь именно такое их количество дает кандидатам в губернаторы, по новому закону, дорогу на выборы.

Андрей ЗАХАРОВ, журналист, член Гражданской палаты Архангельской области:

- Отдельные положения закона делают отзыв губернатора практически невозможным. 30 дней для сбора 25% подписей от общего числа избирателей явно мало. Можно было не ограничивать срок – пусть их хоть год собирают! Но уж если ограничивать, то не месяцем, а двумя-тремя.

Перечень оснований для инициирования процедуры отзыва довольно узок, к нему можно было бы добавить серьезное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Кроме того, в документе следовало бы прописать ответственность вплоть до уголовной за воспрепятствование законной деятельности членов комиссии или инициативной группы по отзыву.

Александр НОВИКОВ, первый секретарь обкома КПРФ:

- В законе такое нагромождение препятствий, что отзыв губернатора по воле жителей становится практически нереальным. Например, почему за проведение референдума должны высказаться 25% избирателей? Это огромное количество людей. Почему присутствует порог явки в 50%, ведь на выборах, в том числе и губернаторских, его нет вообще? Наконец, очень велика вероятность признания подписей недействительными, такие прецеденты встречаются сплошь и рядом и не на таких ответственных выборах…





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5