Григорий ДИТЯТЕВ | 21.05.2020 18:14:11
Расширенная пресс-конференция врио губернатора Архангельской области Александра ЦЫБУЛЬСКОГО, прошедшая 18 мая, вызвала неоднозначное впечатление и, пожалуй, породила сомнения в том, что ему удастся с ходу выиграть губернаторскую гонку. В итоге этого разговора возник вопрос: а что нам ждать дальше? На какие новые жертвы кандидат от партии «Единая Россия» предложит пойти жителям Поморья на этот раз?
Судя по прозвучавшим на пресс-конференции заявлениям, Александр Цыбульский выступает за то, чтобы крепко связать воедино экономику Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Цены на нефть рухнули, исполнение бюджета округа под большим вопросом. Выход видится в объединении НАО и Архангельской области, с тем чтобы, по-видимому, за счет сокращения расходов, придать развитию обоих регионов некую финансовую устойчивость.
Александр Цыбульский почему-то уверен, что это открывает для двух регионов великую историческую перспективу: «Такого серьезного подхода к развитию Арктической зоны России, такой нацеленности никогда не было. Сегодня появился шанс экономически занять совершенно другую нишу и тем самым получить дополнительную выгоду для людей, живущих на этих территориях. В любом случае, увеличится прибыль в бюджет от доходов, и это положительно скажется на каждом».
Но мы ведь хорошо помним, что еще совсем недавно экс-губернатор Игорь ОРЛОВ говорил о «мусорном проекте» как о чудодейственном шансе развития для Архангельской области. И был в этом не одинок. Исполнительный директор ООО «Технопарк» Олег ПАНКРАТОВ в июне 2019 года в интервью «Российской газете» сообщил о том, что уже утвержден план по вывозу и утилизации мусора из столицы по всей стране, а в Архангельской области определены 12 мест для его захоронения. В российском правительстве никто так и не дезавуировал это заявление, опубликованное в официальном издании.
Сейчас ранее успокоительные заявления врио по поводу проекта «Шиес» возымели и обратный эффект: получается, что участники экопротеста были правы, а сторонники создания «экотехнопарка» под мусор из столицы, рассуждая о том, как правильно и патриотично подставить плечо матушке-Москве, обрекали на заклание для «вертикали власти» хрупкую северную мать-природу.
Закономерен вопрос: в чем состоит серьезность подхода к развитию Арктической зоны России, если пока он выражается лишь в строительстве глубоководного порта в Мурманске и закладкой там же безумно дорогого очередного атомного ледокола? Вопрос не праздный, не риторический.
На пресс-конференции врио губернатора Поморья назвал конкретный план прорыва: изменить направление строительства «Белкомура» так, что трансформировать его в «Баренцкомур»: построить железную дорогу из Карпогор не на Сыктывкар, а на Индигу — порт в западной оконечности НАО.
«Проект очень давно существует, но не реализован потому, что ни экономика, ни технологии не были к этому готовы. Проблема в том, что там всегда не хватало рабочей силы, и не было железной дороги. Сейчас мы посмотрели: есть вариант — сделать железную дорогу от Карпогор, которая получается короче», - заявил Александр Цыбульский.
Если проект железной дороги Карпогоры - Индига «очень давно существует», то почему в последние годы ни на федеральном, ни на региональном уровне он никогда не звучал? Почему только сейчас, в пожарном предвыборном порядке, этот проект начинают «ненавязчиво и не обязывающе» нам предлагать? Традиционный для «Баренцкомура» путь к Индиге с Большой земли шел от Сосногорска, расположенного в Республике Коми. И именно он, все же надо полагать, короче и удобнее, так как до Карпогор доставлять грузы по железной дороге через Архангельск явно дольше и по времени, и по расстояниям.
Вот почему поверить в серьезность трансформации «Белкомура» в «Баренцкомур» сложно, как сложно пока что поверить и в серьезность намерений создать глубоководный порт в Индиге.
Александру Цыбульскому, судя по всему, не очень искушенному в политическом процессе, хорошо бы задуматься и о том, чтобы как-то отчитаться о своей работе в Ненецком автономном округе: что было им сделано за три года, каковы результаты. Даже при сравнительно благоприятной ценовой конъюнктуре на нефть и газ округу под его руководством так и не удалось реализовать масштабный инвестпроект «Печора СПГ», в рамках которого предполагалась газификация сел Нижнепечорья. Эта идея возникла во времена руководства округом Игоря ФЁДОРОВА, уроженца Архангельска, начавшего ряд масштабных проектов в НАО и сумевшего полностью модифицировать энергетический комплекс региона. Кстати говоря, именно Фёдорова называли среди главных претендентов на губернаторский пост в Архангельской области, и, возможно, он еще как-то о себе заявит в ходе начавшихся праймериз «Единой России».
Общественно-политическая ситуация в регионе накалена до предела, а признаков стабилизации не наблюдается. По имеющимся социологическим данным, лишь около трети жителей Архангельской области готовы проголосовать за Цыбульского на предстоящих в сентябре выборах. Так что одержать победу, с учетом того, что выборы, скорее всего, пройдут в два тура, ему будет очень непросто.