Записала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 09.06.2018 03:12:46
На днях гостем редакции газеты «Бизнес-класс» стал глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ. Разговор, разумеется, начался с профильных для издания тем — взаимоотношений бизнеса и власти, интересных коммерческих проектов, повышения предпринимательской активности. Пожалуй, второй по актуальности стала тема обустройства комфортной для жизни городской среды. А ответ на философский вопрос о том, с какой идеей Архангельску идти в будущее, прозвучал вполне конкретно и даже практично.
- Игорь Викторович, как сегодня строятся взаимоотношения власти и предпринимателей в Архангельске? Какой, на ваш взгляд, должна быть система поддержки бизнеса со стороны муниципалитета?
- Для меня вообще загадка: а нужна ли бизнесу, например, прямая финансовая поддержка? Я много общаюсь с предпринимателями и часто слышу от них о том, что сегодня, если хотя бы один бюджетный рубль «зацепился» в проекте, сразу появляется столько желающих проверить, насколько эффективно этот рубль используется, рождается такое море отчетов…
Я думаю, что система имущественной поддержки предпринимателей, которая создана сегодня в Архангельске, является достаточно эффективной. На муниципальную недвижимость, правда, спрос сейчас не такой большой, каким он был еще лет десять назад: самые интересные активы разобраны и многие уже выкуплены в собственность по преимущественному праву. Тем не менее у нас более 500 договоров на льготную аренду зданий и помещений.
Второе, о чем говорят предприниматели, - прозрачность в системе закупок. Как вы знаете, на федеральном уровне установлен норматив: не менее 15% закупок должно производиться у малого бизнеса. По Архангельску сейчас этот показатель составляет около 17%. Общая сумма контрактов — более 300 млн рублей. Это достаточно большие деньги.
С точки зрения стратегии поддержка бизнеса должна строиться секторально. Что мы хотим у себя в городе развивать? Если, например, цифровую, инновационную экономику, то надо в стратегии четко определить, о чем идет речь. О разработке контента? Этим больше занимаются молодые ребята, которые экспериментируют, рискуют. Им нужна прежде всего территория, где можно собираться, — некая общественная зона. Такие площадки может предложить и город, но целесообразнее их создавать при университетах, где сама среда иная и эти ребятам близка.
Нужны также площадки, где предприниматели могут в режиме живого общения договариваться между собой: этим плотно занимается правительство области.
- На региональном уровне декларируется политика создания благоприятного инвестиционного климата. А почему, на ваш взгляд, не получаются конкретные проекты у внешних инвесторов, которые приезжают в Архангельск? Например, у того же Ильдара НЕВЕРОВА?
- В случае с Ильдаром Неверовым дело ведь не в инвестиционном климате. Каждый человек, обладающий определенным инвестиционным ресурсом, устанавливает для себя некую временную планку окупаемости. Для одних это может быть десять лет, для других — максимум пять. Экономическая прочность разная, доступность ресурса тоже.
Ильдар Неверов совместно с КРАО целый год занимался расчетами реализации своих проектов и, в частности, по развитию парусного центра «Норд» получил в самом позитивном варианте срок окупаемости более 20 лет. Он не может себе позволить делать такие долгосрочные вложения. Тем более что это на 90% социальный проект, так как речь идет о яхтенной школе.
Остается надежда, что под эгидой Арктического форума удастся подтянуть под этот объект федеральное финансирование, встроиться в какую-то целевую программу. Так что мы эту идею пока на ноль не множим. К тому же в этом году, насколько я знаю, Ильдар все же хочет попробовать установить в районе Кузнечевского моста плавпричал, обустроить стояночные места и посмотреть, как все будет работать. Это уже бизнес-проект.
- У нас есть и свои инвесторы с амбициозными планами: например, предприниматель, который хочет сделать пристройку к бассейну «Водник» и открыть аквапарк.
- Да, мы с ним встречались. Тоже очень интересный вопрос. Он ведь не первый, кто озвучивает желание построить аквапарк в Архангельске, но ни у кого до сих пор не срасталось. А причина точно такая же: сложно соединить коммерческую составляющую проекта и социальный эффект.
Речь ведь не идет о том, будет это востребовано или нет, — конечно, будет. Недавно мы с удовольствием посмотрели плавательные спорткомплексы в Татарстане, но когда услышали, сколько стоят абонементы… А в Архангельске их стоимость умножится еще в несколько раз из-за тех же энергоресурсов. Суть в том, что в Татарстане в таких проектах есть республиканское софинансирование. Если мы сейчас скажем бизнесу «Давайте стройте» и появится субсидия, то и финансовая модель станет другой.
- Игорь Викторович, расскажите о муниципальных объектах, которые можно отнести к коммерческим. Какие есть планы, в частности, относительно центрального рынка?
- Сейчас, к сожалению, центральный рынок Архангельска на три четверти не работает. Для советских времен, возможно, это было бы нормально, но не в нынешних экономических условиях. На уровне, близком к нулю, ведется коммерческая деятельность, а остальное — просто траты на освещение и обогрев помещений.
- В старом здании уже, наверное, невозможно соблюсти все новые санитарные нормы торговли?
- Почему? Можно, весь вопрос в себестоимости. Но не муниципалитет этим должен заниматься. Сегодня мы ищем для центрального рынка инвестора под модель ООО. МУПа, как вы знаете, там уже нет: для торговли это очень странная форма собственности предприятия.
- А для «Потешного двора» не странная?
- Во-первых, это не МУП, а муниципальное автономное учреждение культуры, и надо понимать, что при смене формы собственности там немножко другие расценки будут рождаться. «Потешный двор» зарабатывает для города деньги, хотя мы не вкладываем в него, по сути, ни рубля. Скоро, правда, придется об этом задуматься: некоторые аттракционы требуют замены. Мы обсуждаем сейчас с Владимиром ХОТЕНОВСКИМ, какие модели взаимодействия применить, чтобы все это крутилось и дальше — люди-то ведь наш детский парк любят.
- Чем должна завершиться история с транспортно-пересадочными терминалами у морского-речного вокзала, которую все так болезненно переживали? Один снесли, второй пока стоит...
- Я считаю, что мы пришли к варианту компромисса. Надо понимать, что эта площадь останется транспортно-пересадочным узлом - так сложилось исторически. Администрация города сегодня занимает такую позицию, что второй терминал (хотя бы первый его этаж) должен работать как зал ожидания с кафе и всем необходимым; прежде всего, для пассажиров, водителей и кондукторов междугородних рейсов. Морской-речной вокзал для этого сегодня не подходит ни по конструкции, ни исходя из намерений собственников здания.
- А какие у них намерения? Для Архангельска это вопрос имиджа: к нам приезжают партнеры, туристы, видят концептуальное здание с реки, а находят рынок «а-ля 90-е»...
- По инициативе губернатора мы не раз встречались с собственниками морского-речного вокзала в правительстве области. С их стороны видим не столько желание выстроить какую-то бизнес-модель, сколько стремление просто удержать актив, лишь бы он не генерировал убытки.
Затраты на содержание здания озвучены. Если, допустим, его выкупить, то под что? Надо сразу предлагать концепцию использования: здание должно включиться в какой-то процесс, а не висеть балластом на бюджете. Только когда лайнеры с туристами начнут приходить к нам в системе, можно будет что-то бизнесу предлагать на тему их встречи. Создание там выставочного пространства тоже будет стоить недешево. Пока все на стадии обсуждения. Понятно одно: здание морского-речного вокзала, пусть и бывшего, не должно быть торговым объектом. Актив-то очень необычный — прежде всего, из-за своего расположения.
- И на сессиях городской Думы и в СМИ активно обсуждается покупка судов ледового класса стоимостью более 500 млн рублей на внутренние линии. Первые испытания они не прошли. Как планируете поступать дальше?
- Окончательного решения по двум этих судам пока нет. Приемочная комиссия повторяет, что теплоходы в межсезонье по Двине не пойдут — встанут во льду. Зеленодольский завод ссылается на техническое задание, конкурсную документацию и настаивает на том, что корабли им соответствуют. Мы обратились на одно из наших крупных судостроительных предприятий (на Севмаш — Прим. ред.) с тем, чтобы эти документы перепроверить и сопоставить с результатами испытаний. Надеюсь, после консультаций ясность появится.
Класс теплохода «лед 30» предполагает использование судна сопровождения. Так говорит и капитан порта. И пора уже прекратить эти разговоры и просчитать затраты на сочетание «новый теплоход — буксир» в сопоставлении с расходами на эксплуатацию судов, работающих на маршрутах сейчас. Если экономика срастется — да, будут ходить новые корабли.
- Но ведь есть мнение, что можно было значительно дешевле приобрести суда на воздушной подушке или такие же теплоходы, но «с пробегом»?
- Сколько у нас в Архангельске, оказывается, специалистов по водному транспорту! По большому счету, вопрос ведь стоит по-другому: на сегодняшний день перевозка людей на буксирах просто-напросто запрещена! Разрешение дается на сезон, и каждый раз его нам скрепя сердце продлевают… И пассажиры продолжают ездить на судах, которые для этого не предназначены, в осенние холода, на открытой палубе, с детьми и вещами... Про социальный аспект критики почему-то забывают.
Да, суда на воздушной подушке номинально дешевле. Но кто посмотрел, сколько они стоят в эксплуатации - с авиационными-то моторами? Надо учитывать экономику не только покупки как таковой, но и всего цикла использования судна.
- Еще один постоянный «герой» дискуссий на архангельский сайтах - Плесецкое дорожное управление, получившее двухлетний контракт на летнюю и зимнюю уборку города. Хотелось бы узнать мнение главы города о его работе.
- Да, ПДУ тоже очень много критикуют не только в СМИ, но и в соцсетях...
- Вы сами отслеживаете этот канал «обратной связи»?
- Конечно. И общаюсь в соцсетях, и нередко с кем-то в полемику вступаю… Так вот. Когда ПДУ заходило на архангельский рынок, и мы, и они прекрасно понимали, насколько «теплым» будет прием, и были к этому готовы. Есть определенный круг компаний, которые привыкли работать на территории Архангельска, делили этот рынок, одна - в качестве основного подрядчика, другие - на субподряде... И вдруг появляется новый крупный игрок и все себе «забирает». Я предупреждал директора ПДУ, что будет замечена каждая снежинка, которая лежит на дороге дольше установленного времени. Так и получилось. Но эти попытки подстегнуть к более активной работе даже сослужили пользу.
Применение новых технологий тоже вызвало волну комментариев, но они показали свою эффективность. ПДУ вкладывается в технику, что также свидетельствует о намерениях работать долго и серьезно. Кстати, под контракты на год технику практически никто не приобретал. Наша задача — перейти к длинным контрактам, что позволяет предприятиям сбалансировать инвестиционную политику и закупочные процедуры. Ту же соль, к примеру, дешевле покупать в мае, а не в сентябре. А лучше всего выстраивать работу на трехлетний цикл — на глубину бюджетного планирования.
И еще мы забываем о том, что сегодня финансируется примерно 40% того, что реально нужно делать, чтобы улицы были чистыми. Регулярность уборки оговорена контрактом: если хотим, чтобы она проводилась чаще, придется и платить больше. У нас в казне есть восемь с небольшим миллиардов рублей, львиная доля которых уходит на исполнение социальных обязательств. А нам еще нужны Ленинградский и Московский, новые школы и детсады… Без стратегии отказов от чего-то невозможно работать на перспективу.
- Что-то часто мы стали говорить о «стратегии отказов»...
- Смотрите: либо мы выделяем больше денег на ремонт дорог, принципиально не решая ситуацию с пробками, либо терпим шквал критики и планомерно расширяем ключевые магистрали и разгружаем развязки. Надо каждый год запускать такой проект, как строительство проезда Сибиряковцев!
Что касается сути вопроса, сегодня с учетом существующей системы распределения налогов складывается парадоксальная ситуация. Нам выгоднее иметь на территории предприятия, где работают по 50 тысяч человек и платят НДФЛ, поскольку это опора городского бюджета. Минимум инноваций и ручной труд. А сейчас в ЛПК, например, появляются производства, где три человека в цехе и огромный объем готовой продукции на каждого.
На деле мы, конечно, поддерживаем развитие инноваций, но они работают на сокращение отчислений от НДФЛ. Такая модель не очень стимулирует муниципалитеты. Если мы хотим, чтобы они более активно участвовали в процессе создания новых предприятий и развитии бизнеса на своей территории, местные бюджеты должны получать более ощутимую часть доходов.
- Игорь Викторович, к Арктическому форуму 2019 года удастся «пробить» какие-то инфраструктурные проекты для Архангельска?
- Если получится то, что запланировано для Северного Арктического федерального университета, нам даже не столь важно тянуть одеяло на себя. Университет рассчитывает привлечь средства на строительство нового корпуса, и мы сейчас расчищаем территорию под него на улице Северодвинской. Это очень классный проект, огромный шаг вперед. Развитие САФУ — развитие города.
- Последние годы в Архангельске очень заметны результаты масштабной работы по благоустройству: появляются новые зоны отдыха, просто «зеленые уголки». Сделаны Рябиновая аллея, Литературный сквер... Какие сроки намечены по парку в районе кинотеатра «Русь»?
- Ну, это все-таки не парк, а сквер — площадь меньше гектара. Поставлена задача в сентябре закончить строительно-монтажные работы. Там будет общественная территория с большим спортивным комплексом для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, около 40 скамеек, пешеходная зона, дорожки, где удобно ездить на велосипедах, колясках, роликах и скейтах.
Что касается озеленения, скорее всего, будет задействована технология, опробованная на Рябиновой аллее: там мы посадили деревья осенью, хотя скептиков было много (все, кстати, прижилось), а обустройство газона оставили на весну. Парк, в отличие от построенного дома, нельзя сдать по акту, оставить управляющей организации и забыть. За парком нужно постоянно ухаживать. Так что со сквером у «Руси» в сентябре история только начнется.
А удивляться тому, что удалось продвинуться в создании комфортной городской среды, в принципе, нечего. Нам просто надо было еще лет десять назад прекратить ругаться с губернаторами и работать вместе, в том числе и в части благоустройства областного центра. И горожан задействовать в этом процессе, и обязательно бизнес тоже.
- Так бизнес готов «задействоваться», чтобы к тем же магазинам, салонам красоты, частным клиникам можно было спокойно подъехать, а на территории у зданий отдохнуть. Но когда для этого надо собрать 40 согласований, а потом прийти в администрацию, чтобы услышать: «Вы же все это сделали, чтобы прибыль получать! Никакой вам помощи не будет»!...
- Это вы какие-то очень давние истории рассказываете. Пусть делают и наращивают прибыль — мы же с нее потом будет налоги получать. Кстати, когда в Москве шел активный этап благоустройства города, там проводились локальные исследования именно в секторе малого бизнеса: владельцы закусочных, пекарен, небольших магазинчиков не только не жаловались на временные неудобства из-за перекопанных улиц, но и говорили о том, что в итоге поток клиентов возрос на 10-15%.
У нас в Архангельске есть немало примеров, когда бизнес благоустраивает территорию около своих объектов и откликается на призывы помочь навести порядок в других микрорайонах. И мы с удовольствием рассказываем об этих предпринимателях на официальных информационных ресурсах.
- Как вы относитесь к периодически возникающим разговорам о переименовании улиц, о том, что настало время расстаться с некоторыми напоминаниями о советском прошлом вплоть до сноса памятника с центральной площади города?
- На самом деле обсуждается ведь не только площадь Ленина и не с задачей снести какой-либо памятник. В свое время назначение этой площади носило сугубо монументальный характер. Сегодня к городскому пространству совсем иной подход. Главная городская площадь — это, прежде всего, общественное место, где людям приятно находиться. Когда там стоял фонтан, площадь была как раз таким местом, туда что-то как магнитом тянуло... Сегодня, при всем уважении к Владимиру Ильичу, на этой площади задерживаться не хочется. Мамы с детьми на ней не гуляют, молодые пары встреч не назначают. Кроме политического, никаких контекстов там нет.
Департаменту градостроительства уже дано поручение разработать предложения для проведения конкурса по проекту дизайна площади Ленина, а также площади Мира. Предвижу, что эти идеи тоже вызовут полемику — и хорошо. Основные параметры в документацию мы заложим (прежде всего это касается мемориала у Вечного огня), а дальше пусть думают архитекторы, дизайнеры, общественники.
Вообще, самое лучшее обоснование своих действий, которое только может быть у главы города, на любой площадке и на любую тему, - это право утверждать: так хотят горожане. Позиция администрации становится весомей кратно. Для этого мы и выносим на общественное обсуждение все подобные проекты.
- Наверное, обо всем в рамках одной встречи поговорить не удастся, и хотелось бы в завершение задать вопрос - взгляд в будущее. Архангельск — колыбель судостроения, центр пересечения торговых путей, всесоюзная лесопилка, первый порт, транспортный хаб — каких только не было идей, брендов, названий — вплоть до «родины Снеговика»… К чему, на ваш взгляд, мы движемся сейчас? Какой идеей убедить людей оставаться жить и работать в Архангельске?
- Мы очень долго, весь конец 80-х и все 90-е годы бились за свободу перемещения, рассказывая о том вреде, который приносит термин «прописка» как таковой, о том, что свободное движение рабочей силы внутри страны — это только плюс. И вдруг опять заговорили о том, что вот люди из города уезжают и все плохо. Они уезжают в другие регионы, но не перестают быть архангелогородцами. В той же Москве или Петербурге многие из них продолжают работать на наш регион, всегда помогут землякам. Ломоносов тоже ведь ушел. И стал светилом мировой науки, прославив свою малую родину.
Наша задача не в том, чтобы всеми силами удерживать людей, которые хотят уехать: надо думать о тех, кто приезжает сюда в попытках найти себя, считая, что здесь есть потенциал роста. Почему я говорю о развитии университетов? Университет — одна из таких точек притяжения. Это касается и САФУ, и СГМУ. Когда-то же город Архангельск в 30 тысяч человек стал городом в 300 тысяч…
- Но это произошло в основном за счет лесных производств, многие из которых сегодня уже не существуют…
- А давайте вспомним, почему. Молевой сплав как вариант доставки леса на место переработки перестал соответствовать экономическим реалиям. Сегодня развитие технологий направлено на приближение производства к источникам ресурсов. Владельцы предприятий понимают, что проще привезти высококвалифицированных специалистов на время в лес, чем потом тянуть сырье плотами или везти вагонами в Архангельск. Именно так будет работать этот бизнес. А жить эти специалисты будут не при леспромхозах, а там, где можно купить хорошее жилье, учить детей, получать качественную медицинскую помощь.
Архангельск в этой цепочке востребован как образовательный, финансовый центр, центр инфраструктуры для человека. Сервис, торговля, строительство жилья, частный сектор в образовании и медицине — вот направления бизнеса, которые в перспективе будут прирастать.
Вообще, когда власть начинает лихорадочно искать бренды, это не совсем правильно. Мне недавно один знакомый напомнил, что в свое время из Архангельска аж в Санкт-Петербург доставлялось мраморное мясо. Никто не выдумывал какие-то истории, чтобы нацепить лейбл на флаг. Это был просто хороший бизнес. Наша задача развиваться, и тогда, я уверен, не власть, а сам бизнес «фишки» найдет, будут ли это цифровые технологии, или туристические проекты, или что-то другое, о чем мы говорили сегодня.