Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото vk.com/a.tsybulskiy и из архива редакции | 16.01.2023 15:16:33
«Прямая линия» с губернатором Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ по итогам 2022 года, прошедшая в конце декабря, содержала новшества, однако во многом по этой же причине она породила проблему смысла коммуникации. Интересным выглядело вовлечение в процесс общения с жителями представителей губернаторской команды, их оперативные комментарии, точечный подход к сложным вопросам, ориентация на конкретный результат. Однако стратегическая насыщенность «прямой линии» при этом серьёзно пострадала.
Прямой контакт населения с первым лицом – это ведь не только отчёт о проделанной работе, но и разговор о перспективах развития Поморья, которые необходимо раскрывать, делать очевидными для всех.
Экономика должна… быть
Ушедший год оказался переходным: на смену пандемии с 24 февраля пришли психологически непростые реалии СВО. Возникли трудности в экономике региона. К примеру, Архангельская область производила на экспорт востребованные рынком пеллеты, но по причине санкций Евросоюза продавать их стало практически некому. Вице-спикер облсобрания Александр Дятлов не устаёт комментировать ситуацию, о миллиардных убытках уже официально заявила, в частности, Группа компаний «УЛК». Реакции на федеральном уровне, если не считать какой-то странной рекомендации Рослесинфорга – организации, специализирующейся на комплексном решении лесоучётных задач в интересах государства – переносить мощности по лесопереработке на восток России, пока что нет.
К сожалению, во время трёхчасовой «прямой линии» тема развития региональной экономики, путей решения возникших в течение года проблем практически не поднималась. Было бы интересно узнать и о судьбе новых рыболовецких траулеров для АТФ. В 2016 году, как мы знаем, в рамках госпрограммы был подписан контракт с верфью в Выборге на строительство четырёх судов. Пока заказчик с опозданием больше чем на год получил два из них: «Баренцево море» и «Норвежское море». Руководство АТФ уже насчитало дополнительные издержки на сумму свыше 1,2 млрд рублей. Когда, с учётом санкций, нехватки импортного оборудования и комплектующих, а также чрезмерной загрузки верфей, достроят остальные суда и будут ли они обеспечены квотами на добычу рыбы?
А каковы перспективы проекта «Росатома» – ввода в строй Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле? Будущее Северного морского пути, роль Архангельского порта также интересуют многих. Тем более что грузооборот порта подрос, превысив 5 млн тонн: наверное, здесь есть что рассказать и даже чем похвастаться.
Все вместе эти проекты связаны с реальным освоением Арктики, то есть с новой российской национальной идеей.
2022 год был полон как серьёзными вызовами, так и достижениями: область смогла получить значительные федеральные средства на строительство межвузовского кампуса в Архангельске, реконструкцию площади Профсоюзов – какими станут изменения в городе? Аэропорт «Талаги», железнодорожный вокзал в Архангельске ожидают масштабные ремонтные работы: как это отразится на повседневной жизни северян? Эти вопросы, безусловно, актуальны, однако во время общения населения с главой региона их как-то обошли стороной.
Неголубая фишка
Ни для кого не секрет, что успех «прямой линии» во многом зависит от правильно расставленных акцентов, сценария и режиссуры. Явно неудачной представляется фишка организаторов обозначить в качестве трёх главных проблем вопросы, затронутые на прошлогодней «прямой линии» губернатора. Уж слишком бурным выдался 2022-й, слишком много воды утекло.
А выдавать в качестве одного из главных событий года ремонт и восстановление на прежнем месте понтонной переправы на Бревенник, вышедшей из строя в 2021-м, – это как-то не вполне профессионально. Мы хорошо помним, что весной планировалось возведение нового наплавного моста для острова. Кстати, на его строительство областной и городской бюджеты совместно выделили свыше ста миллионов рублей – какова судьба этих денег, на какие цели они в итоге израсходованы?
Несомненные успехи команды Цыбульского в деле строительства дорог и жилья заслуженно были отмечены, однако и здесь есть свои «но». Вне всякого сомнения, привести в течение года в нормативное состояние 405 километров дорожного полотна, ввести в строй 17 многоквартирных домов для переселенцев из аварийного жилья – это большие свершения и достойные ориентиры. Но почему бы не рассказать, в каком направлении теперь будет развиваться дорожная сеть области, жива ли идея транспортного коридора «Восток – Запад» в новых, на глазах меняющихся условиях?
Не стоит также забывать: деревянный жилой фонд всё ещё составляет свыше 40% от общего количества многоквартирных домов в Поморье, однако по площади доля «деревяшек» не превышает 10%. Насколько реальны перспективы полной замены ветшающих домов в Архангельской области?
Иметь представление о стратегии решения этой проблемы правительством региона крайне важно. К сожалению, Архангельская область остаётся в числе лидеров по миграционному оттоку населения. Кроме того, в Поморье, как и во многих других российских регионах, обозначилась проблема избыточной смертности в результате пандемии, убыль населения за прошедший год значительно превысила рождаемость.
Перспективное мышление вполне способно переломить эти негативные тенденции. Его, в свою очередь, может подкрепить всеобщая народная борьба за здоровый образ жизни, с вредными привычками, пресловутыми «наливайками» или торговлей вейпами. Но наши общие возможности, то есть перспективы, необходимо наметить, обрисовать, сформулировать. Жаль, что шанс сделать это, шанс, который предоставлял формат «прямой линии», оказался в должной мере не использован.
Скорее всего, все острые стратегические вопросы были бы заданы во время общения главы региона с журналистами. Но такие встречи не проводятся уже который год…