Андрей САХАРОВ | 27.11.2014 11:42:13
Перевозчики Архангельска снова бьют в колокола: рентабельность в сфере пассажирского транспорта падает, поэтому необходимо значительное повышение тарифа или бюджетные дотации на покрытие издержек. Региональные власти пока не определились с позицией по этому вопросу. Но в адрес перевозчиков звучат претензии к качеству обслуживания пассажиров и отсутствию прозрачности бизнеса.
В Архангельске есть ряд проблем, которые регулярно напоминают о себе, вызывая недовольство горожан. Одна из них - ежегодное желание владельцев транспортных предприятий повысить тариф на пассажирские перевозки. Обоснования для этого звучат одни и те же: инфляция, рост расходов на топливо, запчасти, кадровый дефицит. Регулирует тарифную политику агентство по тарифам и ценам (АТЦ) Архангельской области, вот перевозчики и засыпают его просьбами о повышении. Однако региональные власти, боясь социального взрыва, очень осторожно реагируют на такие пожелания и требуют от частников cначала обеспечить качество сервиса на пассажирских автобусах, а уж потом просить максимального повышения тарифов.
Так, в конце прошлого года агентство одобрило повышение тарифа на проезд в Архангельске всего на два рубля. Хотя владельцы «ПАЗиков» тогда просили повысить его с 16 до 25 рублей. Тем не менее перевозчики как-то отработали год с тарифом 18 рублей. И вот настал новый период обострения проблемы: в агентство поступили неконсолидированные предложения от ряда транспортных компаний Архангельска о первичном повышении тарифа до 24 рублей. Ведомство в ответ собрало так называемый общественный совет по тарифам с участием представителей профсоюзов, Архангельского областного Собрания депутатов, бизнеса, ветеранов, чиновников разного уровня и т.д. Такая практика помогает агентству отразить атаку перевозчиков и фактически поддерживающей их требования мэрии города, которая заинтересована в повышении тарифов для вечно убыточных муниципальных пассажирских предприятий «АПАП-1» и «АПАП-2».
Поэтому неудивительно, что их директор и по совместительству председатель Ассоциации транспортников Архангельской области Александр СИТКОВ присутствовал на совете. Удивительно другое: он отдувался за всех частных перевозчиков в одиночку. А на вопрос, где его коллеги, ответил: «У нас выработана общая позиция». Такое отношение перевозчиков к защите своих же интересов лежит в русле их политики замалчивания экономических показателей пассажирских предприятий. Достоверной информации на этот счет нет даже в агентстве. Как заявил руководитель АТЦ Виктор ИКОННИКОВ, прозрачность экономических процессов в пассажирском бизнесе низкая – это факт.
Как показали выступления участников совета, такой подход не способствует пониманию сложностей работы общественного транспорта.
По словам Ситкова, экономически обоснованный средний тариф на пассажирские перевозки в Архангельске составляет 35 рублей, а на некоторых маршрутах с использованием автобусов большой вместимости и вовсе 43 рубля.
«Нам повышают ценник в среднем на 7%, а себестоимость пассажироперевозок растет на 20% в год, – заявил Александр Викторович «БК». – В Европе и за 100 рублей ездят, хотя зарплаты за вычетом коммунальных расходов там такие же, как в России. Просим повысить тариф до 24 рублей и дотировать разницу между ним и реальными затратами из регионального бюджета, как это делается в Мурманской области. Или другой вариант: чтобы снизить социальный накал, провести поэтапное повышение тарифа до 35 рублей. Средняя зарплата у нас 25-30 тысяч рублей. Ее надо увеличивать. Уже сейчас предприятия испытывают жесточайший кадровый дефицит – не хватает 200-250 работников. А рост цен на топливо?!».
Мэрия Архангельска поддерживает запросы МУПов. По мнению городских властей, тарифы на регулярные перевозки пассажиров учитывают затраты только для автобусов малого класса и не покрывают расходы на эксплуатацию больших машин. Поэтому муниципальные перевозчики и проигрывают в конкуренции частным компаниям. Причем муниципалитет утверждают, что в соседней Вологодской области из регионального бюджета на покрытие убытков перевозчиков выделяются сотни миллионов рублей. Но Виктор Иконников опроверг эту информацию. В бюджетах Вологодской, Псковской, Новгородской областей, как и в бюджетах республик Коми и Карелия, таких дотаций не предусмотрено. Субсидии предусматриваются лишь в городских бюджетах, обычно это сумма порядка 30-40 миллионов рублей. И направляется она на оплату проезда льготных категорий граждан, школьников и студентов.
«Увеличение цены должно сопровождаться ростом качества перевозок, – заявил Иконников. – У каждого перевозчика в Архангельске себестоимость услуг зависит от маршрута: один загружен меньше, другой – больше… Поэтому проблема не в тарифе, а в оптимальной организации перевозок. Если система работает неэффективно, то, конечно, приходится уповать на повышение тарифа».
Резон в этом утверждении есть. Напомню, что в свое время мэрия Архангельска «благополучно» обанкротила свои муниципальные предприятия, а их имущество, в том числе и автобусы большой вместимости и гаражные боксы, продала частным конкурентам. Новое возрождение МУПов пришлось на «царствование» губернатора Ильи МИХАЛЬЧУКА, когда область по федеральной программе получила автобусы «ЛиАЗ» и передала их муниципалитету. Таким образом, АПАП-1 и АПАП-2 возродились из пепла, правда, теперь МУПам приходится платить за аренду своей бывшей инфраструктуры. Об этом факте в мэрии Архангельска предпочитают не вспоминать.
Главная претензия к работе пассажирского транспорта со стороны горожан – низкое качество обслуживания. На совете звучали мнения, что архангелогородцы, может, и приняли бы существенное повышение тарифов, если бы его сопровождало повышение комфорта, но…
«Положительных тенденций по безопасности проезда мы не отмечаем, – заявил представитель Управления Госавтонадзора по Архангельской области и НАО Виктор БЕТЕНЕВ. – Жалобы на культуру обслуживания в общественном транспорте поступают постоянно. Вечером автобуса не дождаться. Бывают случаи, когда в ответ на замечание пассажира водитель в отместку проезжает мимо остановки».
Депутат Архангельского областного Собрания Виктор ЗАРЯ поинтересовался у Ситкова, что будет сделано для улучшения ситуации в случае повышения тарифов. Тот в ответ заявил, что для этого надо максимально повышать цену перевозки.
«Да, у нас непочатый край работы в этом направлении, – признался Ситков. – Действительно, некоторые перевозчики, экономя, не выпускают водителей на маршруты поздно вечером».
Член совета гендиректор ООО «АГЕНТСТВО-ТС» Григорий ТАРАСУЛОВ попытался выяснить у Ситкова экономические показатели бизнеса перевозчиков, а в ответ получил ссылку на коммерческую тайну и представление данных о финансовом балансе только в налоговые органы.
«Тогда идите и просите повышения тарифа у налоговиков», – эмоционально отреагировал на это Тарасулов.
Председатель Архангельской областной общественной организации ветеранов Александр АНДРЕЕВ в случае существенного повышения тарифа пообещал митинги.
«Никаких дотаций, пока порядка не будет, – заявил хорошо знающий изнанку транспортного бизнеса по работе в гордуме Архангельска Заря. – Это востребованный вид бизнеса. Уйдут одни - придут другие»!
Правда, не все его коллеги по депутатскому корпусу области согласны с такой позицией. Член фракции «Справедливая Россия» в Собрании, экс-мэр Новодвинска и владелец автобусного бизнеса (междугородные перевозки) Иван ПОПОВ заявил, что вопрос субсидий перевозчикам надо обсудить на ближайшей сессии. Он предъявил обоснованные претензии к работе агентства по тарифам и ценам, которое не имеет на вооружении четкой методики формирования транспортных тарифов. Например, Виктор Иконников так и не смог четко объяснить, каким образом агентство провело собственные подсчеты себестоимости проезда на пассажирском транспорте в Архангельске и «уложилось» в сумму 17,4 рубля. По словам автора подсчета, консультанта агентства Юрия ПОПОВА, эта сумма выводится из издержек производства без учета рентабельности.