Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и автора | 16.08.2021 14:12:21
На Красной пристани в Архангельске снова можно увидеть шхуну «Запад». Сберечь наследие и сохранить образ судна удалось благодаря технологии дополненной реальности, позволяющей помещать виртуальные объекты в окружающее пространство и даже взаимодействовать с ними.
Судно с историей
Парусно-моторная шхуна «Запад» стала своеобразным символом кораблестроения Архангельска: ее установили на набережной Северной Двины к 400-летию города. Однако изначально никакого отношения к Архангельску судно не имело.
Построенная в Финляндии в 1949 году, шхуна использовалась для транспортировки грузов по Балтийскому морю и как учебное судно. В 1951-м она была передана Северному морскому пароходству. Шхуна перевозила грузы и пассажиров в бассейне Белого моря на линии Умба – Кандалакша. В 1953 года ее передали Архангельскому, а затем Нарьян-Марскому морскому порту.
Очередная веха в истории шхуны связана с Архангельским мореходным училищем. Долгие годы основным учебным судном для курсантов был пароход «Каховский», но в 1957-м Морской регистр ограничил его район плавания Белым морем. На смену пароходу и пришла шхуна «Запад», на долгое время ставшая учебным парусником. В начале 1960-х годов в каждую навигацию около ста курсантов училища проходили практику на этом судне.
В 1980 году на заводе «Красная кузница» в Соломбале парусник переоборудовали в музей. В 1991-м на его борту открылась выставка, посвященная первому союзному конвою «Дервиш», а еще через два года – выставка, приуроченная к 300-летию Российского флота под названием «Со всего света». Тогда же шхуна получила сертификат памятника науки и техники Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев.
Закат «Запада»
В декабре 1995 года в средней части корпуса судна произошел пожар, были повреждены конструкции трюма № 2, бимсы и карлингсы, частично пострадали зашивка подволока, стандерс грот-мачты. Через три года штормовой ветер оборвал штаги и ванты, сломал мачты. Началась долгая история угасания памятника.
В 2005 году шхуна «Запад» была исключена из списка музейных экспонатов и стала объектом недвижимости на балансе Северного морского музея. В марте 2016 года на судне снова случился пожар, после которого оно было признано аварийным и вскоре демонтировано. Неоднократно звучала идея создать реплику шхуны с использованием сохранившихся деталей, однако инвесторов у этого проекта не нашлось.
Сейчас у места, где стоял парусник, оборудована площадка для прогулок и открытое выставочное пространство. Летом 2020 года там появились деревянные скульптуры, посвященные экспедиции Георгия Седова и сделанные арт-группой «Тайбола».
«Шхуне «Запад» не повезло. Вскоре после ее установки на Красной пристани началась перестройка. Затем от судна отказалось Северное морское пароходство, потом ураган оторвал мачты… Периодически поднимался вопрос о ремонте шхуны, но все эти благие намерения заканчивались ничем. Итог плачевен: шхуна окончательно сгнила, а в конце своей биографии еще и сгорела. Конечно, для Северного морского музея потеря настоящего исторического, пусть и финского, судна – трагедия. Осталось только сохранить память, сберечь нематериальное наследие», – отмечает директор Северного морского музея Евгений ТЕНЕТОВ.
Проект с «вишенкой»
13 августа здесь установили табличку с QR-кодом, с помощью которого на экране смартфона легко загрузить макет парусника на фоне любого окружающего пейзажа. Автор идеи — Егор КОРНИЦКИЙ. Реализовать проект удалось благодаря СРО «Союз профессиональных строителей» и Северному морскому музею.
«Наш стартап как раз направлен на создание дополненной реальности. Изначально проект «заточен» под застройщиков: мы занимаемся созданием моделей новых зданий. Это направление стало достаточно популярным в период пандемии, когда потенциальные покупатели квартир не могли посещать офисы компаний, чтобы познакомиться с макетом будущего дома. Вместе с тем такие технологии можно применять и в других сферах, в том числе в музейном деле. Так и пришла идея вернуть образ шхуны «Запад» на Красную пристань, – рассказал «Бизнес-классу» автор стартапа Aim Егор Корницкий.
«Это незакрытый гештальт Архангельска. Но для воплощения проекта нужны были партнеры. Будучи резидентом инновационного центра, мы проходили акселерацию при агентстве регионального развития. И когда мы представляли проект, к нему проявил живой интерес исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей БЕССЕРТ, который помог нам продвинуть эту идею и воплотить ее в жизнь», - добавил Егор Корницкий.
Суть проекта не только в том, чтобы вернуть Архангельску утраченный артефакт, но и в том, чтобы через современные технологии найти общий язык с молодежью.
«У молодежи есть такой термин – геймификация. По сути это использование игровых элементов и механик в любом контексте: в бизнесе, культуре, быту, образовании. И именно это позволит привлечь внимание молодого поколения к истории судна и Архангельска, – уверен Егор Корницкий. – Для загрузки модели судна достаточно иметь смартфон. На Красной пристани установлена табличка с QR-кодом, с помощью которого каждый желающий может загрузить виртуальную модель парусника в окружающее пространство. Также это можно сделать на сайте с мобильного телефона. В программу заложено восемь состояний судна и два макета. Малый макет парусника легко загрузить, к примеру, на стол, а для большого нужно пространство – скажем, его можно «установить» на место вечной стоянки шхуны или к причалу Красной пристани».
Однако создание виртуального макета парусника – лишь «вишенка на торте» масштабного исторического проекта.
«Торт» – сайт zapad.sps29.ru, где мы постарались собрать максимум информации о судне и его истории. В этом нас поддержали сотрудники Северного морского музея и лично его директор Евгений Тенетов: они помогли не только собрать информацию о судне, но и разобраться с чертежами. Шхуну несколько раз перестраивали, и нужно было определиться, в каком варианте она будет представлена в дополненной реальности», – пояснил автор проекта.
От шхуны до двинозавра
С помощью технологии дополненной реальности можно вернуть региону и другие утраченные артефакты.
«Мы сейчас работаем над очень интересным проектом по заказу муниципальной библиотечной системы Котласского района», – рассказывает Егор Корницкий.
В 1898 году известный палеонтолог Владимир АМАЛИЦКИЙ нашел под Котласом останки звероящеров, в том числе двинозавра. Они были вывезены в Варшаву, потом в Санкт-Петербург, Москву. А в Котласе ничего не осталось.
«Сегодня достаточно большой поток туристов едет через Котлас на родину Деда Мороза и проезжает очень интересное место. Привлечь к нему внимание удастся как раз благодаря дополненной реальности. При поддержке ведущих палеонтологов из Вятского палеонтологического музея мы воссоздали модели четырех звероящеров: двинозавра, дицинодонта, иностранцевии и скутозавра. Использование таких технологий в музейном деле позволит показать современникам утраченные ценности. С помощью дополненной реальности мы сможем получить туристический продукт, который будет интересен представителям разных поколений», – подытожил Егор Корницкий.
Прямая речь
Андрей БЕССЕРТ, исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей»:
– Мы поддержали этот новый, очень интересный и перспективный проект. Он важен с исторической точки зрения. Уверен, что эта инициатива привлечет внимание не только к самой шхуне «Запад», но и в целом к истории Архангельска. В то же время это достаточно сложный чертежный проект, в который вложено много труда и времени. Для Архангельска это первый подобный опыт, и если он окажется удачным, можно будет таким образом восстановить и другие утраченные объекты, которых в истории города и всего региона было немало.