ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 08:54

Перечни Правительства и налоговые последствия


Николай НЕКРАСОВ, управляющий ООО «БЭНЦ» | 18.08.2023 17:05:29
Перечни Правительства и налоговые последствия

В действующем Налоговом кодексе законодатель, руководствуясь положениями п.1 ст. 4 НК РФ, эпизодически поручает Правительству РФ разработать и утвердить в пределах своих полномочий соответствующие правовые акты, направленные в развитие конкретной законодательной нормы. Чаще всего законодатель поручает Правительству РФ разработать некие перечни (списки). На нескольких примерах посмотрим, что такого рода перечни могут быть двух диаметрально разных типов и привести к совершенно разным налоговым последствиям.



Правовые положения пункта 1 статьи 4 НК РФ звучал следующим образом: «Правительство РФ … в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

При этом обращаем внимание на то, что в процитированной законодательной норме (п.1 ст. 4 НК РФ) после слов запретительного характера - «не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах», законодателем дано дополнительное условие, которое снимает этот запрет в определенных условиях – «если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Очевидно, что взаимное сочетание запрета с условием, которое может снять этот запрет в случаях, которые предусмотрены самим законодателем, предполагает два варианта действий:

- Вариант №1 - Правительство РФ в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если это предусмотрено настоящей статьей.

- Вариант №2 - Правительство РФ в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если это не предусмотрено настоящей статьей.

Приведем три реальных примера из текста действующего Налогового кодекса РФ, в которых законодатель прямо в законодательной норме говорит, что Правительство РФ своими постановлениями может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, поскольку это предусмотрено настоящей статьей:

  1. Подпункт 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ «Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализации на территории РФ»: услуг по техническому управлению морскими судами… Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами определяется Правительством РФ.

  1. Подпункт 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ «К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика»: расходы, указанные в подпункт 38 настоящего пункта и настоящем подпункт, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров, по перечню, определяемому Правительством РФ.

  2. Пункт 4 статьи 325.1 НК РФ – Перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, определяется Правительством РФ.

А сейчас приведем пример, в котором законодатель в законодательной норме не дает Правительству РФ своим нормативным актом изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, поскольку не предусматривает этого этой статьей.

Подпункт 7 пункта 2 статьи 164 НК РФ - Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Правительством РФ.

Обратите внимание, в описанном примере законодатель явно использует вариант №2, поскольку прямо в этой статье прямо указал, что не предусматривает возможность Правительству РФ изменять виду продукции, подлежащие налогообложению по ставке НДС 10% и уже перечисленные в пункте 2 статьи 164 НК РФ, а дает Правительству РФ задание установить лишь коду для этих видов продукции, которые уже перечислены в п.2 ст. 164 НК РФ.

Причем законодатель дает Правительству РФ задание установить эти коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, т.е. дает еще одно указание (ограничение).

Следовательно, во исполнение вышеназванной нормы (пп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ) устанавливая вышеназванные коды видов продукции, подлежащих налогообложения по ставке 10%. Правительство РФ не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть не может изменять виды продукции, уже перечисленные законодателем как подлежащие налогообложению НДС по ставке 10%.

Но, в реальной жизни эту законодательную норму многие, в том числе и налоговые инспекторы, трактуют неправильно. Приведем пример из реальной арбитражной практики (см. дело А05-2778/2023), в котором позиция налогового органа основана на неверном (ошибочном) прочтении (трактовании) пп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Налоговый орган утверждает, что лишь появление кода 10.20.16 «Печень и молоки рыбы мороженые» в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г. дает налогоплательщику право на применение ставки НДС 10% по сделкам реализации печени рыбы мороженной, а ранее в период отсутствия этого кода в Перечне такого права у налогоплательщика мол не возникало.

Тем самым ошибочной прочтение этой нормы налоговиками приводит к тому, что Перечень кодов видов продукции, облагаемых по ставке НДС 10% якобы изменяет и дополняет законодательство РФ. Однако в этом случае российский законодатель таких полномочий Правительству РФ в этом случае не давал. Следовательно, такая трактовка этой нормы прямо противоречит выше процитированным положениям Налогового кодекса РФ. Практическое исполнение такого ошибочного подхода к этой норме, приводит к тому, что прямо запрещено п.1 ст. 4 НК РФ – будто Правительство РФ своим постановлением изменило или дополнило законодательство о налогах и сборах, хотя таких полномочий не предусмотрено настоящей статьей.

При этом, обращаем внимание, что этот Перечень предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с классификацией и кодированием продукции (работ, услуг) для целей государственной статистики, что еще раз подчеркивает, что перечень создан всего лишь для информационной поддержки для целей статистики, и он не может изменять действующее законодательство страны. 

Спасибо за внимание. Удачи всем нам.

ООО «БЭНЦ»:

г. Архангельск, ул. Шубина, 5, офис 25

Тел.: +7 921 490-9191

E-mail: [email protected]





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей