ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 11:22

Особенности камеральной проверки налоговых деклараций


Николай НЕКРАСОВ, управляющий ООО «БЭНЦ» | 27.04.2020 12:05:40
Особенности камеральной проверки налоговых деклараций

Зачастую налогоплательщики искренне возмущаются тем, что налоговая инспекция неправомерно требует от них документы при камеральной проверке налоговых деклараций. В то время как камеральная проверка за редким исключением должна проводиться в бездокументальной форме - для проверки документов проводится выездная налоговая проверка, ее еще называют документальной. 


Суть проблемы в том, что статья 88 НК РФ, которая посвящена как раз особенностям камеральной проверки налоговых деклараций, разрешает запрашивать у налогоплательщиков лишь пояснения (но не документы) по вопросам, которые возникают у инспекторов в ходе проверки (см. п. 7 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Фактически нормами НК РФ установлен запрет в рамках камеральной налоговой проверки запрашивать у налогоплательщика документы, если это напрямую не предусмотрено НК РФ. Но при этом имеются конкретные (частные) ситуации, когда налоговые органы вправе запрашивать и документы в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Все эти случаи указаны в пп. 8-8.8. ст. 88 НК РФ.

Так, например, согласно п. 8.3. НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Но необходимо отметить, что даже в этом случае налоговый орган вправе истребовать не все документы, а только те, которые подтверждают исключительно изменение соответствующих показателей новой декларации.

Однако нельзя забывать, что есть и статья 93 НК РФ, которая позволяет налоговикам в ходе проведения налогового контроля в любой форме запрашивать у налогоплательщиков документы.

Отсюда следует вывод, что ситуацию с камеральной проверкой налоговых деклараций следует рассматривать комплексно, то есть во взаимосвязи статьи 88 со статьей 93 НК РФ, и, так сказать, в динамике, в развитии. Алгоритм развития следующий:

  • Если в ходе камеральной проверки первичной налоговой декларации или исправительной (но до истечения двух лет с момента подачи первой декларации) у налоговиков возникли вопросы, выявлены противоречия и ошибки, то в рамках статьи 88 НК РФ они имеют право запросить у налогоплательщика только лишь пояснения по возникшим у них вопросам;

  • Если налогоплательщик свои пояснения в налоговый орган направил и они удовлетворили налоговиков, то есть вопросы налоговиков были разрешены, то на этом и ставится точка. Камеральная проверка завершена;

  • Если же налогоплательщик свои пояснения налоговикам не направил или представленные пояснения не удовлетворили налоговиков, то есть вопросы, поставленные налоговиками, не были разрешены, то на этом точка не ставится. Камеральная проверка не завершена. Но заметим очень важную деталь: возможности налоговиков на этом не исчерпаны, поскольку в «запасе» у них есть статья 93 НК РФ, которая разрешает им запрашивать у налогоплательщика документы.

  • Следовательно, только в этом случае налоговики в рамках уже статьи 93 НК РФ имеют право запрашивать у налогоплательщика документы в рамках камеральной проверки. Круг замкнулся, вот таким образом налоговики из статьи 88 НК РФ плавно переходят в статью 93 НК РФ. Важно понимать, что задом наперед такая ситуация не работает, вернее, не должна работать. Со стороны налоговиков будет нарушением Налогового кодекса, если в рамках камеральной проверки первичной налоговой декларации, не запросив предварительно у налогоплательщика пояснения, налоговики сразу начинают запрашивать какие-либо документы, связанные с этой декларацией. Такого права статья 88 НК РФ им не дает.

А вот если запросом пояснений у налогоплательщика разрешить свои вопросы налоговикам не удается (налогоплательщик не ответил на запрос пояснений или прислал пояснения, которые не удовлетворили налоговиков), то лишь в этом случае они вправе применять, так сказать, «тяжелую» артиллерию и в рамках продолжающейся камеральной проверки запрашивать у налогоплательщика уже и документы. Но запрашивать можно далеко не любые документы и не все подряд, а только те, которые необходимы для того, чтобы найти ответ на возникший у налоговиков вопрос.

ООО «БЭНЦ»:
Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191 
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru

Другие полезные публикации - 
в рубрике Советы аудитора





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей