ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 19 ноября, 2024 00:21

Власть

Пенсионный фонд разъясняет |

Согласно Федеральному закону №212, единый социальный налог с 1 января 2010 заменён на страховые взносы напрямую в ПФР, ФСС, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В 2010 году совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остается на уровне ЕСН - 26%, из них 20% в Пенсионный фонд; 2,9% в Фонд социального страхования; 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. Предприниматели, которые применяют специальные режимы - ЕСХН, УСН, ЕНВД, от уплаты страховых взносов не освобождены.

На 2010 год для них установлены пониженные страховые тарифы по взносам в бюджет ПФР: при работе на УСН и ЕНВД - 14%; при уплате ЕСХН - 10,3%; и нулевые тарифы по взносам в бюджеты  ФФОМС и ТФОМС.

На вопросы плательщиков отвечает заместитель управляющего ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Архангельской области Наталья МАЛЬЦЕВА (на снимке).

  • Какую отчетность для уплаты страховых взносов надо предоставить индивидуальному предпринимателю, не имеющему работников? Сколько, когда и куда платить?

- С 01.01.10 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212). Закон №212 установил порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) и сдачи отчетности.

Индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года (п.2 ст.16 Закона № 212).
Порядок расчета сумм страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определен статьями 13, 14 Закона № 212, в соответствии с которыми сумма, подлежащая уплате, определяется индивидуальным предпринимателем самостоятельно исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года (далее - ССГ) рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2010 г. №443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10392 рубля исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на 2010 год определены статьей 57 Закона №212.
Так, индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, исчисляют страховые взносы исходя из СГГ с применением следующих тарифов:
на обязательное пенсионное страхование – 20%;
на обязательное медицинское страхование в федеральный ФОМС – 1,1%, в территориальный ФОМС – 2%.
Для расчета страховых взносов в размере СГГ за 2010 год следует использовать размер МРОТ, установленный на 2009 год - 4330 рублей в месяц.
В 2010 году расчет размера страховых взносов в размере ССГ производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно следующим образом:
- в Пенсионный фонд РФ - МРОТ x 20% x 12, из них:
- в отношении лиц 1966 года рождения и старше 20% от суммы страховых взносов в размере ССГ направляются только на страховую часть трудовой пенсии (п.3 ст.33 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (4330 руб. х 20% х 12=10392 рубля));
- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - МРОТ x 1,1% x 12 (4330 x 1,1% x 12=571,56 руб.);
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - МРОТ x 2% x 12 (4330 x 2% x 12=1039,20 руб.).

Для страхователей, не осуществляющих выплаты в пользу наемных работников, вне зависимости от того, является ли он инвалидом, находится ли на упрощенных режимах налогообложения, применяются общие тарифы для расчета страховых взносов из ССГ.
Обязанность страхователей, не осуществляющих выплаты в пользу наемных работников, по уплате страховых взносов из ССГ обусловлена наличием у них статуса индивидуального предпринимателя, главы крестьянско-фермерского хозяйства, нотариуса, адвоката, и не зависит от наличия у страхователя финансово-хозяйственной деятельности.
Уплата страховых взносов на ОПС и ОМС осуществляется на счет регионального органа ПФР, которым в Архангельской области является ГУ-Отделение ПФР  по Архангельской области.
Индивидуальный предприниматель, не являющийся работодателем, обязан сдать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее – РСВ-2) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим отчетным периодом (п.5 ст.15 Закона о страховых взносах) Форма РСВ-2 утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ 12.11.2009г. №895 Н.
В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации РСВ-2 за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п.6 ст.16 Закона о страховых взносах).
Для страхователей, прекратившим свою деятельность в течение текущего расчетного периода – года, сумма страховых взносов в размере ССГ определяется следующим образом:
МРОТ х тариф х М + МРОТ х тариф / Ко х До, где:
М- количество полных месяцев осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение расчетного периода;
Ко - количество дней в календарном месяце прекращения осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности;
До - количество календарных дней осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение календарного месяца прекращения плательщиком осуществления предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 212-ФЗ день прекращения осуществления деятельности учитывается при расчете До.
Страхователь должен произвести уплату рассчитанных страховых взносов из ССГ в течении 15 дней с даты предоставления РСВ-2 в соответствующий орган ПФР.
Индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств  после получения выписки из регистрирующего органа с записью об исключении их из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) должны осуществить доплату страховых взносов из ССГ до даты их исключения из ЕГРИП, т.е. до даты потери своего статуса.

Для страхователей, начавшим свою деятельность в течении текущего расчетного периода – года, сумма страховых взносов в размере ССГ определяется  следующим образом:
МРОТ х тариф х М + МРОТ х тариф / Кн х Дн , где:
М - количество полных месяцев осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение расчетного периода;
Кн - количество дней в календарном месяце начала осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности;
Дн - количество календарных дней осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение календарного месяца начала осуществления плательщиком предпринимательской или иной профессиональной деятельности;
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 212-ФЗ день начала осуществления предпринимательской или иной профессиональной деятельности не учитывается при расчете Дн.

  • Что нужно для того, чтобы отчетность можно было предоставлять в электронном виде?

- Для подключения юридического (физического) лица к системе электронного документооборота ПФР с целью представления отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи страхователю (юридическому или физическому лицу) необходимо:
Обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя с Заявлением о подключении к электронному документообороту. Заявление должно быть оформлено на бланке установленного образца с обязательным заполнением всех разделов и заверено подписью руководителя и печатью организации.
Заключить соглашение об обмене электронными документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР с территориальным органом  ПФР по месту регистрации в качестве страхователя.
Заключить договор с оператором связи – поставщиком услуг Удостоверяющего центра, имеющего доверенные отношения с Удостоверяющим Центром ПФР (на 01.06.2010 года в области действуют 3 представителя УЦ – ООО «Эксперт-Центр», ООО «Штурман», OOO «Фалькон-Плюс»).  
Провести мероприятия по установке и подготовке к эксплуатации ПО оператора связи (программа для представления сведений о застрахованных лицах в органы ПФР по телекоммуникационным каналам связи и средства криптографической защиты информации).
Подробную информацию об операторах связи – поставщиках услуг Удостоверяющего центра вам предоставят в территориальном органе  ПФР.
Существует возможность представлять отчетность в органы ПФР в электронном виде, через уполномоченных представителей.
Для этого страхователю (юридическому или физическому лицу) необходимо  оформить соответствующие договорные отношения с уполномоченным представителем страхователя, который в свою очередь по поручению страхователя будет предоставлять отчетность в органы ПФР в электронном виде.  При этом уполномоченный представитель для реализации представления документов в электронном виде за страхователей, интересы которых он представляет, должен заключить соглашение (уже иметь заключенное соглашение) о совместных действиях по организации информационного обмена в электронной форме по каналам связи с электронной цифровой подписью с территориальным органом ПФР. В этом случае необходимо будет предоставить в орган ПФР соответствующим образом оформленную доверенность на уполномоченного представителя в целях представления интересов страхователя по передаче отчетности в территориальный орган ПФР в электронном виде.

  • Облагается ли страховыми взносами в 2010 году компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3 лет на основании Указа Президента РФ от 30.05.94 г. № 111.

- Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ  определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациям в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ № 1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей.
Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе № 1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Таким образом, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона № 212-ФЗ.

  • Адвокаты признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. При этом как плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, они уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В связи с этим три вопроса:

    1. Обязано ли Адвокатское бюро исчислять, удерживать у адвокатов и перечислять в бюджеты государственных внебюджетных фондов взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, как это в настоящее время осуществляется Адвокатским бюро в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц, с учетом положений п. 13 ст. 22 и п. 2 ст. 23 Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и учредительных документов Адвокатского бюро, в соответствии с которыми Адвокатское бюро вправе выступать в качестве представителя Адвокатов по расчетам с третьими лицами.

    2. Вправе ли Адвокатское бюро по поручению адвокатов исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты государственных внебюджетных фондов взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, являясь в соответствии с п. 13. ст.22, п. 2 ст.23 и п. б ст. 25 Закона об адвокатуре представителем (расчетным агентом) по расчетам Адвокатов с доверителями за юридическую помощь, оказываемую Адвокатами, и получая на расчетный счет или в кассу Адвокатского бюро вознаграждение, выплачиваемое клиентами Адвокатам, а также представителем по иным расчетам Адвокатов с третьими лицами.

    3. В случае если Адвокатское бюро вправе по поручению Адвокатов исчислять, удерживать и перечислять в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, каков порядок оформления таких поручений Адвокатов, а также платежных поручении Адвокатского бюро (расчетного агента) на перечисление сумм соответствующих страховых взносов.

- Согласно статье 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ адвокаты уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов (адвокатами) производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
При этом страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов (адвокатами) не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ.
С учетом изложенного, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском бюро, самостоятельно исчисляют и уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Одновременно сообщаем, что в Федеральном законе № 212-ФЗ нет норм, аналогичных ранее действовавшим:
- пункту 6 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов от адвокатской деятельности, за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, осуществлялась адвокатскими образованиями (коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, юридическими консультациями);
-    пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), согласно которому страхователи-адвокаты были вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.

  • Согласно трудовым договорам, заключенным между банком и сотрудниками, работники имеют право на выходное пособие при увольнении по основаниям, которые не перечислены в ч. 1-3 ст. 178 Трудового кодекса РФ. Согласно подпункту «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Подлежат ли обложению страховыми взносами выходные пособия, прямо не указанные в частях первой-третьей статьи 178 ТК РФ, которые выплачиваются увольняемым работникам по основаниям, предусмотренным трудовыми договорами, т.е. в порядке части четвертой статьи 178 Кодекса?

- Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ  определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности  или  штата  работников  организации  (пункт  2  статьи  81 ТК  РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего   месячного заработка.
Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в части 3 статьи 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка.
Вместе с тем, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников.
Таким образом, если выходное пособие выплачивается увольняемым работникам по основаниям, не предусмотренным статьей 178 ТК РФ, то его размер подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

  • Авиакомпания выполняет международные перевозки грузов на воздушных судах. Согласно ФЗ № 212-ФЗ страховыми   взносами облагаются выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы. Однако в авиакомпании действует Положение о компенсациях за разъездной характер работы, установленных в российских рублях. Подлежат ли уплате страховые взносы, установленные ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009г. с сумм компенсаций за разъездной характер работы, выплачиваемых авиакомпанией членам экипажей воздушных судов в российских рублях?  Будут ли облагаться страховыми взносами в соответствии с ФЗ №212-ФЗ расходы, произведенные работодателем на проезд работников из места постоянного проживания в место нахождения работодателя (или к месту выполнения рейса), на проживание работника в месте нахождения работодателя в целях прохождения обучения, медицинского осмотра, подготовки к выполнению рейса (при постоянном проживании работника в другом населённом пункте).

- Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ  не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК-РФ) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
-    расходы по проезду;
-    расходы по найму жилого помещения;
-    дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
-    иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей    этих    работников    устанавливаются    коллективным    договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Компенсационными выплатами, связанными с разъездным характером работы, не подлежащими обложению страховыми взносами согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ являются выплаты, производимые именно в целях возмещения расходов работников, которые они вынуждены нести в связи с разъездным характером работы, а не доплаты к заработной плате в связи с особыми условиями труда. При этом обязательно должны выполняться следующие условия:
-    разъездной характер имеет постоянная работа работников, их служебные поездки не являются разовыми в зависимости от поручений работодателя;
-    возмещаемые расходы поименованы в статье 168.1 ТК РФ;
-    коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в организации установлен перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;
-    коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с работниками установлены размеры и порядок возмещения им расходов, связанных с разъездным характером работы.
Таким образом, компенсация, выплачиваемая членам экипажей воздушных судов два раза в месяц, которая связана с особым режимом их труда, является, по сути, надбавкой к заработной плате за условия работы, отличающиеся от обычных, и подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Что касается оплаты либо возмещения работодателем расходов работников на проезд из места постоянного проживания в место нахождения работодателя, на проживание в месте нахождения работодателя в каких бы то ни было целях, то данные суммы не являются компенсационными выплатами за разъездной характер работы, поскольку разъездной характер предполагает, что работники в соответствии со своими должностными обязанностями постоянно совершают служебные поездки в места, отличные от места нахождения работодателя.
Исходя из положений статьи 168.1 ТК РФ необходимость добираться до места работы из другого населенного пункта не означает разъездного характера работы.
Указанные суммы оплаты или возмещения работодателем расходов работников на проезд и проживание в месте нахождения работодателя также облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Суммы возмещения расходов  на проезд в место выполнения рейса (при условии, что рейсы постоянно выполняются из различных населенных пунктов отличных   от   места    нахождения    работодателя)    могут    быть    отнесены   к компенсационным выплатам, связанным с разъездным характером работы, только в случае выполнения следующих условий:
- в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах работодателя установлен перечень работ,  профессий, должностей работников постоянная работа которых имеет разъездной характер, и расходы по проезду возмещаются работникам, работа, профессии или должности которых указаны в этом перечне;
коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с работниками установлены размеры и порядок возмещения им расходов, связанных с разъездным характером работы, в частности, расходов по проезду.

  • Облагается ли страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС согласно ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ материальная помощь, в связи с тяжелым материальным (финансовым) положением, выданная физическому лицу, которое не является сотрудником организации (предприятия)?

- В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).
В рассматриваемой ситуации выплата единовременной материальной помощи производится организацией не на основании трудового и гражданско-правового договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, материальная помощь, выданная физическому лицу, не связанному по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является объектом обложения страховыми взносами на основании вышеназванной части статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ.

  • Облагается ли страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС согласно ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях в пределах норм (а так же сверх норм), установленных Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2002 г. № 92?

- Согласно статьи 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и»).
Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного транспорта, не подлежит обложению страховыми взносами только в том случае, если использование данного транспорта связано с исполнением трудовых обязанностей сотрудника организации (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели).
Таким образом, сумма компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее сотрудником в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса.
Одновременно сообщаем, что Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. №92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» применяется при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль, но не при формировании облагаемой базы для исчисления страховых взносов.

  • Если на предприятии производятся выплаты, не учитываемые в целях исчисления налога на прибыль, такие как премия к юбилейным датам работника, премия по итогам соревнований, премия к профессиональным и государственным праздникам. Данные выплаты предусмотрены Положением об оплате труда, которое является приложением к коллективному договору. Также на предприятии выплачивается материальная помощь свыше 4-х тысяч, которая не предусмотрена коллективным договором. Учитывать вышеуказанные выплаты при исчислении страховых взносов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ с 01.10.2010 г.?

- В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ  объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).
Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Следовательно, выплаты в пользу работников, производимые на основании внутренних положений организации, подлежат обложению страховыми взносами (за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, премии к юбилейным датам работников, премии по итогам соревнований, премии к государственным и профессиональным праздникам являются объектом обложения страховыми взносами.
Одновременно сообщаем, что в Законе №212-ФЗ нет нормы, аналогичной ранее действовавшему пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не начислялись единый социальный налог и, соответственно, на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное   пенсионное   страхование   на выплаты,     не     учитываемые     в     целях налогообложения прибыли.
С 01.01.2010 факт учета или неучета организацией-плательщиком расходов на выплаты работникам по трудовым договорам в целях налогообложения прибыли не имеет значения для решения вопроса о наличии либо отсутствии объекта обложения страховыми взносами.

  • Если я работаю менеджером в коммерческой фирме, одновременно ещё являюсь индивидуальным предпринимателем. Нужно ли мне как ИП платить взносы в ФОМС и ПФР, если их уже платит мой работодатель в коммерческой фирме?

- Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
При этом Закон N 212-ФЗ не предусматривает, что страхователи являются налоговыми агентами физических лиц, выплаты которым вошли в налогооблагаемую базу по страховым взносам, включая страховые взносы в ФОМС и ПФР.
Учитывая положения ст. 5 и п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, Ваш работодатель уплачивая страховые взносы  за Вас,  исполняет свои обязанности как самостоятельный страхователь.
Вы, уже как индивидуальный предприниматель, относитесь к самостоятельной категории плательщиков страховых взносов. Поэтому должны исполнять свои обязанности страхователя самостоятельно.
Если же в своей предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели привлекают наемных работников, то эти предприниматели одновременно будут относиться и к  группе плательщиков страховых взносов -  работодателей и к плательщикам взносов в размере, исходя из стоимости страхового года. В таком случае страховые взносы они должны уплачивать сразу по двум основаниям (п. 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Глава Роструда призвал региональную власть быть более рачительной |

Архангельская область вошла в число одного из восьми регионов РФ, где сумма долгов перед работниками предприятий превысила 100 млн рублей. Об этом сообщил на выездном заседании коллегии Федерального агентства по труду и занятости РФ в Архангельске глава Роструда Юрий ГЕРЦИЙ (на снимке). Ситуация осложняется тем, что более 80% предприятий-должников – негосударственные структуры, многие из которых находятся в стадии банкротства.

Зачем Архангельску «рога»? |

Рожки да ножки - это все, что осталось в свое время от архангельского троллейбуса. «Ножки», то бишь сотрудники троллейбусного предприятия-банкрота, устроились, кто как смог. С «рожками» дело темное — распродали.  Однако в областном министерстве транспорта  вновь грезят о рогатых автобусах, которые будут ездить по столице Поморья.  На днях транспортную стратегию обсуждали в региональном парламенте.

Мера против мэра |

Публикация в прошлом номере «Бизнес-класса» материала «Сити-менеджер: не мэром единым?» вызвала немало откликов. Читатели задаются вопросом: нужна ли Архангельску двуглавая власть - мэр из депутатов и градоначальник по контракту? Но пока идут дискуссии, депутаты горсовета уже готовы рассмотреть вопрос об изменении устава города на сессии 24 июня - соответствующий пункт включен в повестку дня.

Работать на опережение |

Перспектива разработки запасов Арктики ставит новые задачи для науки. По сложности технологии, применяемые для освоения арктического шельфа, не уступают космическим. Не менее важна задача подготовки специалистов. Об этом шла речь на первой конференции в Северном (Арктическом) федеральном университете.

Прессотерапия, или Чья правда правдивее? |

Истерия, нет, простите, истОрия с изъятием газеты «Правды Севера» из киосков МУП «Роспечать» и ужесточением условий договора распространения обрастает новыми подробностями. Вот уже и член Общественной палаты Павел ГУСЕВ после обращения главного редактора «ПС» Светланы ЛОЙЧЕНКО озадачился проблемой, заинтересовался ситуацией и Альянс руководителей региональных СМИ России. Редакция направила жалобу в Архангельское УФАС и бьёт в набат, крича о том, что в Архангельске ограничивают свободу слова.

Голландский акцент: Архангельск и Нидерланды настроены на устойчивое сотрудничество |

Архангельскую область и Голландию связывают не только исторические, но и прочные экономические связи. 1545,4 млн долларов составил внешнеторговый оборот между Архангельской областью и Нидерландами в 2009 году. Это максимальный показатель за последние пять лет (35,8% от всего объема оборота области). По сравнению с 2008 годом он увеличился в 2,7 раза. О том, как сегодня развиваются двусторонние отношения, «Бизнес-классу» рассказал Генеральный консул Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге Энтони М. ван дер Тогт.

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей