ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Прессотерапия, или Чья правда правдивее?


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 17.06.2010 06:52:47

Истерия, нет, простите, истОрия с изъятием газеты «Правды Севера» из киосков МУП «Роспечать» и ужесточением условий договора распространения обрастает новыми подробностями. Вот уже и член Общественной палаты Павел ГУСЕВ после обращения главного редактора «ПС» Светланы ЛОЙЧЕНКО озадачился проблемой, заинтересовался ситуацией и Альянс руководителей региональных СМИ России. Редакция направила жалобу в Архангельское УФАС и бьёт в набат, крича о том, что в Архангельске ограничивают свободу слова.

Весьма объективно ситуацию описал бывший автор «Правды Севера» Андрей ПЕРЦЕВ на ЗАКС.ру в статье «На Севере исчезла «Правда», в которой представил разные точки зрения на подоплеку конфликта.
Большинство экспертов сходится на политической составляющей.  Мол, «Правда Севера» находится в зоне влияния администрации Архангельской области, у которой своя правда, и зачастую отличная от истины муниципальных чиновников. Вот якобы мэр Архангельска и «обиделся»... использовав при этом административный ресурс, ведь «Роспечать» - предприятие  муниципальное, учредителем которого является мэрия областного центра. Конфликт Павленко и «Правды Севера» связывают и с введением в городе института сити-менеджера: нужно дискредитировать действующего мэра. Часть экспертов убеждена: газета - лишь инструмент достижения целей, печатный продукт, и с ним играют в привычные для политики игры, на правила которых редакция, по сути, согласилась сама...

У прессы выпали зубы?

Сегодня «Правду Севера» после «смены власти» в 2009 году, когда акции издания были скуплены, устойчиво ассоциируют с администрацией Архангельской области. А тактика работы со СМИ у региональной власти известна...
Года два назад один из заместителей губернатора, которого сейчас надо называть с приставкой «экс», обрисовал ее очень просто: «Есть как минимум два варианта взаимодействия со СМИ: четко реагировать на критику, отвечать на нее и комментировать, либо не замечать, говорить только о позитивном. Первый способ более сложен и характерен для власти, которая стремится к открытости. В Архангельской области выбран второй».
Словом, экс-зам. губернатора ничего нового не сказал, просто еще раз подтвердил — о власти нужно писать, как о покойнике: либо хорошо, либо ничего.  Еще бы! Выносить сор из избы не рекомендовали даже наши предки.
Именно поэтому разговоры об угрозе ограничения свободы слова, которая якобы появилась после «развода» газеты «Правда Севера» с «Роспечатью», у многих вызвали улыбку. Инструмент административного ресурса заявил о том, что его душат административным ресурсом!
В суде, чтобы ответчик возместил компании вред, нанесенный деловой репутации, нужно доказать — а была ли эта самая положительная деловая репутация? Так и здесь логично спросить: а была ли свобода слова?
Фонд защиты гласности несколько лет подряд относит Архангельскую область к списку регионов, где пресса «относительно  несвободна». «Хрипит, но ее уже совсем неслышно» - так расшифровал это положение руководитель фонда Алексей СИМОНОВ. С 2006 года Архангельская область своего положения не меняет — ангажированность средств массовой информации лишь усиливается.

Охотники за воробъями

Власть, СМИ и общество не умеют вести цивилизованный диалог. На особо значимые мероприятия в областном правительстве допускают только «своих» спецкоров, а чтобы добиться «благосклонности», приходится настойчиво пробиваться к руководству пресс-служб и доказывать, что ты не баран.
На критические статьи чиновникам запрещено давать комментарии, власть вообще стремится ни о чем публично не высказываться, на всякий случай. Хотя во всем мире профессиональные пиарщики признают — гораздо эффективнее использовать возможность выступить здесь и сейчас, нежели сделать вид, что ничего не происходит. Это работает на репутацию, а не портит ее. Нужно чаще проветривать кабинеты...
Мы уже привыкли к тому, что государственный и муниципальный заказ на информационное обслуживание распределяется по критериям, которые четко разрабатываются под определенные властью издания; к тому, что оппозиционные газеты запрещают печатать в наших типографиях, потому их штампуют в Череповце или Вологде... И если груз не перехватят по дороге в Архангельск — считай, повезло. 
Мы называем пропаганду и рекламу власти журналистикой. И наперед знаем, чье мнение будет превалировать на страницах «карманных» газет.  Говорить и писать можно все, что думаешь, но думать следует осторожно... Это УСЛОВИЯ, в которые поставлена зависимая от чиновников пресса, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в которых она вынуждена работать. Соглашаясь на дотации, она должна жить спокойно, заниматься оплаченной пропагандой. Попытка призвать к идеалам свободной и независимой журналистики — это игры в романтику.
Всерьез обсуждать события, влиять на информационную открытость власти отваживаются немногие. Проще имитировать независимость, протаскивать заказуху. Иные так преуспели, что гордятся, что каждая полоса в номере проплачена. Ругать или хвалить — какая разница. Деньги на счет - и принимайте работу. Свобода слова? Она давно умерла! Этого кто-то еще не заметил? Слово не воробей: вылетит — не поймаешь, гласит пословица. Но его ловят, и   ловко.

Игра в монополию

Финансовая сторона конфликта, пожалуй, заслуживает большего внимания, чем политическая, хотя они сплетены в единый клубок...
Правовую оценку действиям «Роспечати» предстоит дать Архангельскому УФАС. Доля МУПа на рынке распространения печатных изданий оценивается примерно в 50%  - 76 точек продаж в Архангельске. А значит, является монополистом.
"Наши финансовая и маркетинговая службы обладают исчерпывающими знаниями по каждому реализуемому в сети изданию, а их более 350-ти! Мы анализируем доходность и спрос, причем имеем возможность делать это с оглядкой на прошлые годы работы, сопоставлять и прогнозировать продажи с учетом изменений во внешней среде и внутри издания, влияющих на его качественное содержание", - говорит директор МУП «Роспечать» Валентина МАЛАХОВА.
По ее словам, издателю важен распространяемый тираж, который прямо пропорционально влияет на количество привлеченных рекламодателей. Чем тираж выше, тем больше желающих подать рекламу в эту газету.
«Нам, как распространителю, важно, чтобы издание пользовалось стабильным спросом у читателей, то есть хорошо продавалось. На спрос влияет как информационная ценность издания, так и его цена», - говорит директор «Роспечати», еще раз обнажив острые иглы несовпадающих интресов издателей и распространителей.

Умирающие мастодонты

Прогноз экспертов медиарынка неутешителен: лет через пять печатные издания неизбежно будут вымирать из-за отказа системы дистрибуции. Первые звоночки уже прозвучали, еще вчера - расходы на доставку «Почта России» и торговая розница довели до таких ставок, что порой приходится доплачивать к подписной цене. С такими партнерами экземпляры газет для издателей становятся практически золотыми. Конфликты вспыхивают регулярно и свидетельствуют о том, что в экономике печатных изданий нужно что-то менять.
Пока государство тратит миллиарды рублей на поддержку подписки в виде субсидий «Почте России», но уже все настойчивее звучат идеи отказаться от финансовой помощи. В 2009 году ФГУП «Почта России» получила более 3 млрд рублей  (прежде всего на покрытие издержек, связанных с подпиской на печатные СМИ). А в 2008 году субсидий было 3,6 млрд.
Труднее подписным агентствам, которым без господдержки нужно зарабатывать на подписчиках, а торговым сетям — на продаже изданий, которые интересны читателю. Иначе бизнес-модель просто рухнет.
Никто не сомневается, что выбор будущего будет в пользу качественного контента печатных СМИ, которым придется выдерживать мощнейшую конкуренцию с Интернетом. Преимуществ у последнего много: информация поставляется в неограниченном количестве, быстрее, удобнее и бесплатно. Зомбирование в СМИ порядком надоело, и читатель глотки свободы слова ловит во Всемирной паутине. Именно Интернет может подорвать способность государства полностью контролировать коммуникации — люди будут получать информацию из альтернативных источников. И несмотря на то, что провинции еще далеко до электронной жизни, скорость пути в web-пространство говорит о том, что пройден он будет быстро.
Есть версия, что дольше всех печатных СМИ проживут глянцевые издания, в которых информационная составляющая не так важна. Журналы b2b, в которых руководители фирм и компаний засвечены на обложке — вопрос престижа и репутации, будут лежать в приемных и на столах менеджеров.

Хоронить рано

Однако чтобы ни говорили про призрак смерти для «печатных органов» власти, они будут жить. И будут жить долго. Но не за счет кошелька покупателя. Пока власть будет тратить миллионы рублей на прессу, пока она ей нужна, газеты будут печатать. Если надо — до каждого жителя их донесут персонально. За счет бюджетных средств, то есть налогоплательщиков.
Примеров тому предостаточно — некоторые государственные и муниципальные издания  и сейчас в общественных местах распространяются бесплатно. И те же государственные субсидии «Почте России» — своеобразный элемент давления на печать, которая должна доносить правильную правду.
Получается, зависимые от власти газеты еще какое-то время будут вне конкуренции и вне свободы слова. До того, пока в России не подрастет продвинутое web-поколение.

Фото: www.arhcity.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5