ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 17 ноября, 2024 08:17

В правительстве Архангельской области появилась «живая» экспозиция о контр-адмирале СССР


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 26.01.2022 12:55:30
В правительстве Архангельской области появилась «живая» экспозиция о контр-адмирале СССР

Здесь у каждой вещи – своя история, и практически все они – реальные свидетели эпохи: 30-40-х годов прошлого века. В здании правительства области воссоздан действительный кабинет Ивана Дмитриевича Папанина – легендарного исследователя Арктики, контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза. Под стук пишущих машинок и ровный ход часов хозяин и его посетители на час-другой забирают вас в зимний день военного Архангельска...


Кабинет на первом этаже здания на Троицком проспекте, 49, имеет самый обычный номер – 124. Табличка у двери сообщает: «Тов. Папанин И.Д., уполномоченный Государственного Комитета Обороны СССР по перевозкам на Белом море и по организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту, начальник Главного управления Северного морского пути».

«Это тот самый кабинет, куда 18 октября 1941 года приехал Иван Дмитриевич Папанин, – рассказывает один из главных инициаторов проекта Игорь Слободянюк. – Как вы знаете, 31 августа в Архангельск пришел первый конвой «Дервиш», но возникли сложности. По глубинам, длине причальных стенок наш порт не был готов к приему таких судов. Кроме того, лучшие специалисты – докеры, стивидоры и т. д. – ушли на фронт. А привезено конвоем было много чего, в том числе 15 британских «харрикейнов» – истребителей, которых в СССР на тот момент катастрофически не хватало. Надо было срочно налаживать работу. Товарищ Сталин прислал сюда Ивана Дмитриевича как хорошего организатора. И с огромными полномочиями».

Идея создания кабинета Папанина принадлежит Игорю Слободянюку и Алексею Сухановскому – руководителям АНО «Победа» и мемориальной группы «Штык решает», а также директору нацпарка «Русская Арктика» Александру Кирилову. Еще один соавтор – Сергей Дмитриев, заместитель директора издательства «СК-Столица». 

Проект поддержал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Из-за пандемии торжественного открытия кабинета пока не было, но его показали гостям празднования юбилея «Дервиша» по просьбе главы региона в конце августа прошлого года. А экскурсия для «Бизнес-класса» состоялась на днях – в качестве поддержки интересной инициативы.

Уполномочен Госкомом обороны

В своих воспоминаниях «Лёд и пламень» Папанин пишет, что в Архангельске в Доме Советов ему выделили небольшое помещение с приемной, оборудованное всеми видами связи – городской, с Кремлем и военной. Живых воспоминаний или более четких документальных указаний на место расположения кабинета не нашлось. Правильным в итоге оказалось мнение Павла Николаевича Балакшина: первый этаж, первая дверь. Пришлось немного потеснить работников минимущества.

«Ну что – вперед?» – пригласил нас Игорь Юрьевич. Мне выпала честь открыть дверь ключом, сломав «личную печать» Ивана Дмитриевича. Сразу после этого не удержалась от восклицаний: прямо на меня смотрел ледовый капитан Владимир Иванович Воронин. Во втором ожидающем в приемной посетителе узнала Тыко Вылку.

«Меня спрашивают: почему Владимир Иванович – полярник, ледовый капитан – сидит здесь, да еще в кителе, ватных штанах и валенках? – не давая нам опомниться, начал пояснения Игорь Слободянюк. – Дело в том, что он очень мерз после челюскинской эпопеи (пароход «Челюскин» потерпел крушение во льдах, но экипаж, включая капитана Воронина, проявил высокое мужество и был спасен практически в полном составе. – Прим. ред.). Как старший лоцман Севморпути, он, во-первых, имел право доступа в этот кабинет, а во-вторых, будучи очень практичным человеком, одевался по погоде. Фигура Тыко Вылки – как он сам себя именовал, «президента Новой Земли» – сделана с учетом пожеланий губернатора. На Тыко Вылке, как видите, – совик, торбаза – в такой одежде и обуви можно ночевать на снегу, как говорят, в куропачьем чуме. Сшиты по заказу в Ненецком автономном округе из оленьего меха».

kabinet_papanina.jpg

Только успеваем привыкнуть к стуку пишущей машинки – их на столе секретаря две, с английской и с русской раскладками, как звонит тоже старинный, но действующий телефон. Забегая вперед, отметим, что работающие аппараты тех времен стоят и на столе в кабинете. Конечно, лишь несколько из представленных предметов «видели Папанина», но все они в экспозиции подлинные, собранные в разных городах страны. От двери, которую я открывала кованым ключом, купленной в одной из реставрационных мастерских Петербурга «в совершенно безобразном виде и с шестью слоями краски», до блокнота с текстами песен на столе у секретаря.

«Мы пытались восстановить обстановку, какой она могла быть в 1941 году. Эти дубовые стулья, к примеру, я купил в Москве по очень сходной цене, однако когда выяснилось, в каком они состоянии, их стоимость выросла раза в три – пришлось переделывать практически полностью. Стол – из Всеволожска, знаменитая карболитовая лампа, часы XIX века я привез из Нижнего Новгорода в день открытия кабинета – они идут, – перечисляет Игорь Слободянюк. – Но идемте, посмотрим самое интересное...»

papanin_v_kabenete.jpg

В кабинете у стола стоит, разумеется, сам Папанин. Человек невысокого роста и добродушного вида.

Игорь Юрьевич включает приемник Saba 1936 года: «От Советского Информбюро… В течение сегодняшнего дня наши войска вели бои с противником на всех фронтах… 31 августа 1941 года в Архангельский порт из английского порта Ливерпуль прибыл, не обнаруженный немецкой разведкой, первый арктический конвой «Дервиш», состоящий из шести грузовых пароходов и одного танкера… караван транспортов привез стратегически важное сырье и военные грузы… Государственный комитет обороны СССР 15 октября 1941 года выдал свой мандат товарищу Папанину Ивану Дмитриевичу как уполномоченному Государственного Комитета Обороны по морским перевозкам в Белом море...»

На диване – адмирал Николай Герасимович Кузнецов, у карты Арктики – начальник управления полярной авиации Главсевморпути Илья Павлович Мазурук.

«Папанин не любил долгих совещаний, – продолжает наш собеседник. – Мазурук фигурирует в телесериале «Конвой PQ-17». В годы войны он руководил Алсибом (перегоночной трассой из Аляски в Красноярск для поставок по ленд-лизу американских самолётов. – Прим. ред.). Вполне мог быть посетителем этого кабинета. Ну и, конечно, Николай Герасимович – двухметровый гигант, нарком ВМФ, большой друг Ивана Дмитриевича».

kabinet_papanina_2.jpg

Собрать за 45 дней

«Кстати, форму заказывали в Запорожье: Олегу Павлову – человеку, которые шьет для музеев, фильмов, исторических реконструкций... Кузнецов сидит в кителе из настоящего сукна 1936 года», – уточняет Игорь Юрьевич.

Как создавался кабинет? За сорок пять дней. По воспоминаниям, документам. Немало «подарков» авторы идеи получили как будто в награду за ее появление и приложенные усилия. Например, под современным потолком обнаружилась лепнина, которую удалось восстановить.

«Этому невероятному наборному дубовому паркету тоже сто с лишним лет. Я его купил в Санкт-Петербурге за 1 рубль, по объявлению на «Авито». Женщина написала, что может отдать паркет и бесплатно, так как только что переехала в эту квартиру и начинала ремонт. Но при условии, что приобретатель сам разберет и вывезет пол. Причем забрать паркет надо было буквально назавтра. Вот и привезли нам в итоге груза тонны полторы. Несколько реставрационных мастерских доводили паркет до ума», – вспоминает наш собеседник.

К этому моменту мы уже успели забыть, что находимся в знакомом по официальным мероприятиям здании на Троицком. В этом кабинете приятно просто находиться. Но здесь принимались действительно потрясающие, важные для нашей области и всей страны решения.

kabinet_papanina_3.jpg

Еще один популярный вопрос пришелся кстати: а где знаменитый маузер товарища Папанина? Эту историю, а скорее байку, излагает Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта». Суть ее в том, что Папанин обожал чистить свой маузер и достиг в разборке-сборке пистолета невероятного мастерства.

«У Папанина был маузер «Боло», – с уверенностью поясняет Игорь Юрьевич. – И он обещал тут кое-кого расстрелять... Мы уже говорили о том, что когда корабли конвоев пришли в Архангельск, здесь не имелось нужных глубин, подходящих причальных стенок в порту. Длину причала на Экономии было приказано срочно увеличить на 60 метров. Это казалось невозможным, но было сделано к назначенному сроку. Папанин ведь у нас недолго пробыл – уехал в феврале 1942 года. Но к тому времени в Молотовске (Северодвинске) уже тоже функционировал порт, было построено 43 километра железной дороги от Экономии до Бакарицы, включая ледовую переправу через Северную Двину. Так что дело не в маузере, а в том, что Иван Дмитриевич умел работать».

Как рассказал Игорь Юрьевич, в создании кабинета приняли участие, порой даже для них неожиданное, самые разные люди. На столе – настоящий чернильный прибор из кабинета Папанина. Когда-то, еще до революции, он стоял в кабинете архангельского губернатора. Потом письменная принадлежность кочевала по разным местам, а сберег ее Евгений Шевчук, член Общественной палаты Архангельской области.

«Когда я сказал, что восстанавливаю кабинет Папанина, он отдал этот чернильный прибор и вдобавок лампу. Лампа, правда, 50-х годов, мы планируем ее заменить на наркомовскую. Средства выделяет Международный аэропорт Архангельск и, кстати, уже не в первый раз за время этого проекта. За что мы очень благодарны генеральному директору предприятия Александру Распеченюку», – уточняет соавтор идеи.

kabinet_papanina_4.jpg

На другом столе, с красивыми резными ножками, – морской бинокль и чехол к нему, карта, графин под воду, граненые стаканы... Этот дубовый стол без особого назначения долго стоял в Первой городской больнице. Реальный прибор для измерения скорости ветра, который был у Папанина на льдине во время легендарного дрейфа полярников, специально для кабинета отдали в Главной геофизической обсерватории Росгидромета в Санкт-Петербурге.

В шкафу – все 65 томов первого издания «Большой советской энциклопедии». Настоящие газеты 1941 года, напольные часы, «сталинская вертушка», сейф, «правильные» примус и чайник в приемной – всех секретов этих комнат раскрывать не стоит. Это просто надо увидеть. Но еще одну деталь упомяну. В конце экскурсии Игорь Слободянюк завел патефон с пластинкой 1939 года: «Лейся, песня, на просторе...» в исполнении Леонида Утёсова. Эта песня очень нравилась Ивану Папанину.

***

«Когда губернатор приходил на открытие кабинета, за столом в приемной был секретарь – ее роль очень ярко исполняла Елена Матвеева, больше известная как тележурналист, – добавил Игорь Юрьевич, когда мы уже собирались уходить. – Здесь, рядом с живым секретарем, скоро будет стоять Ксения Петровна Гемп, выкладывающая из сумочки одну из своих жизненно важных разработок из беломорских водорослей… Мы будем продолжать наполнять кабинет. Он не должен представлять собой «замершую» экспозицию. Ведем переговоры с министерством образования, чтобы проводить здесь экскурсии для школьников. Думаю, им будет интересно».

На официальное открытие кабинета соавторы идеи уже пригласили родственников самого Папанина, Воронина, Кузнецова – всех, кого удалось найти.

Y_izbrannoe.jpg






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей